СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по биологии на тему "Вирусы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по биологии на тему "Вирусы"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кулужбаевская основная общеобразовательная школа»












Информационно-познавательный

проект на тему: «Вирусы»



























Выполнил: ученица 7 класса Исмагилова Дарина

Руководитель: учитель биологии Маннанова Р.Г.





Кулужбаева, 2021 г

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Введение

1. Открытие вирусов

1.1 Какова роль вирусов в природе?

2. Как появились вирусы: гипотезы

3. Вирус как форма жизни и их размножение

4. Вирусные заболевания

4.1 Каким вирусным заболеваниям подвержен человек

5. Заключение

6. Словарь

7. Литература и интернет – ресурсы

 

























Введение

Вирусы – это мельчайшие возбудители многочисленных инфекционных заболеваний живых существ. Они являются внутриклеточными паразитами и не способными к жизнедеятельности вне живых клеток.

Человек встречается с вирусами, прежде всего, как с возбудителями наиболее распространенных болезней, поражающих все живое на Земле: людей, животных, растения и даже одноклеточные организмы – бактерии, грибы, простейших.

В настоящее время резко увеличился удельный вес вирусных инфекций в инфекционной патологии человека – он достиг почти 80%. ,возникла проблема пандемии короновирусной пневмонии во всём мире. Каждый день в средствах массовой информации мы слышим об увеличении количества заражённых.

Меня заинтересовала данная глобальная проблема и в связи с этим целью моей работы явилось: изучение строения вирусов, состава, особенностей жизнедеятельности, меры предупреждения вирусных заболеваний

Задачи:

1. собрать информацию и обобщить материал о вирусах как представителях неклеточной формы жизни

2. выяснить вирусные заболевания организмов и их профилактику; выступить с результатами работы 

Гипотеза – изучив строение, особенности жизнедеятельности вирусов можно предупредить вирусные заболевания

- объект исследования – вирусы.

- метод исследования: теоретический

Продукт проекта – модель вируса








1. Открытие вирусов

Вирусы открыл в 1892 году русский ботаник Д. И. Ивановский, когда работал с растениями табака, поражёнными мозаичным заболеванием. А название предложил в 1898 году голландец М. Бейеринк (Beijerink), чтобы объяснить инфекционный характер вытяжки растений. Инфекционная вытяжка была пропущена через фильтр, который задерживает бактерии. Этот образец сохранял свои инфекционные свойства. Учёные установили, что просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и нескольких белков, образующих вокруг неё оболочку — капсид (от лат. «капса» — вместилище), А сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку — белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов, помимо белков, содержатся углеводы. А наука, изучающая вирусы, стала называться вирусологией.

Вирусы оказались очень малыми частицами, их невозможно увидеть в обыкновенный световой микроскоп. Поэтому в тридцатые годы двадцатого столетия после изобретения электронного микроскопа вирусы были исследованы одними из первых как биологические структуры.























1.1 Какова роль вирусов в природе?

Вирусы являются возбудителями заболеваний у представителей всех групп живых существ (от бактерий до человека). Вирусы выступают регуляторами численности организмов.

















































2. Как появились вирусы: гипотезы

Некоторые вирусы могли появиться из фрагментов ДНК или РНК, которые «высвободились» из генома более крупного организма. Такие фрагменты могут происходить от плазмид (молекул ДНК, способных передаваться от клетки к клетке) или от транспозонов (молекул ДНК, которые реплицируют и перемещаются внутри генома)









































3. Вирусы как форма жизни и их размножение

Вирусы можно считать неклеточной формой жизни. Для них характерны свойства живых организмов, но только при нахождении вируса в клетке-хозяине. Вне клетки их свойства никак не проявляются и наступает гибель.

Размножаются вирусы при помощи клетки-хозяина. Проникнув в клетку, вирус встраивает свою нуклеиновую кислоту, несущую наследственную информацию о нем, в хромосому клетки-хозяина. Таким образом, он «заставляет» ее работать по своей программе — синтезировать компоненты вирусных частиц (увеличивать их количество). Накопление вирусных частиц приводит к выходу их из клетки и её гибели.
































4. Вирусные заболевания

Вирусы по своей природе являются паразитами. Проникая в клетки организма – хозяина, они вызывают симптомы разных инфекционных заболеваний. Известны и изучены серьёзные заболевания животных такие, как ящур крупного рогатого скота, рожистое воспаление свиней, чума птиц, миксоматоз кроликов. У растений возникает вирусное заболевание – мозаика листьев. Оно приводит к появлению жёлтых пятен на листьях, их морщинистости, что влияет на урожайность растений. Серьёзные последствия вызывают вирусы жёлтой мозаики турнепса, табачной мозаики, карликовой кустистости томатов. Это сильно снижает селекционные качества сортов растений.

























4.1 Каким вирусным заболеваниям подвержен человек

Это такие заболевания, как грипп, свинка, краснуха, гепатит А, гепатит В, СПИД и др.(Таб 1) Полностью защитить человека от таких вирусных заболеваний как грипп нельзя. Но при правильной профилактике можно сократить частоту заболевания. Для обеспечения организму экологической безопасности необходимо: употреблять в пищу качественные продукты и воду; стараться избегать попадания в организм тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов и других ядов; отказаться от вредных привычек; не принимать лекарств без рекомендации врача и др.

Таблица1. - Вирусы, опасные для человека

Основные семейства, роды вирусов, отдельные вирусы

Размер вирусов в нанометрах (нм)

Число

типов

вирусов, встречаю-щихся в природе

Число типов вирусов, патогенных для человека

Вероят-ность встречи с вирусом

(в %)

Болезни, вызываемые вирусами

ДНК-содержащие вирусы

Семейство вирусов оспы

300-450

50

1

Неизве-стно

Оспа человека и животных

Семейство вирусов герпеса

120-200

30

5

90-100

Вирус герпеса

тип 1

120-200

1

1

50-70

Вирус герпеса

тип 2

120-200

1

1

10-70


Болезни глаз, слизистых оболочек, кожи; иногда опухоли и энцефалиты

Вирус ветряной оспы

120-200

1

1

100

Ветряная оспа

Цитомегаловирус

120-200

1

1

90

Цитомегалия

Вирус Эпстайна-Барра

120-200

1

1

Неизве-стно

Опухоли гортани

Гепадновирусы

120-200

1

1

10-15

Гепатит В (сывороточный гепатит)

Семейство аденовирусов

70-90

34

7

90

Острые респираторные заболевания, болезни глаз

Род папилломави-русов

45-55

9

3

50

Бородавки

Род полиомавиру-сов

45-55

5

2

10-30

Энцефалопатии, возможно опухоли

РНК-содержащие вирусы

Семейство рабдовирусов

50-95

30

8

10-30

Бешенство, везикулярный стоматит

Семейство коронавирусов

75-160

9

3

50-70

Острые респираторные заболевания

Семейство парамиксовирусов

150

20

6

100

Острые респираторные заболевания

Вирус паротита

150

1

1

100

Эпидемический паротит (свинка)

Вирус кори

150

1

1

100

Корь

Семейство ортомиксовирусов

80-120

3

3

100

Грипп А, В, С

Семейство буньявирусов

90-100

200

50

Неизве-стно

Энцефалиты, москитные лихорадки

Семейство ретровирусов

80-100

20

Неизвестно

Неизве-стно

Предполагаемые возбудители рака, саркомы, лейкозов

Семейство реовирусов

60-80

80

20

20-50

Острые респираторные заболевания

Род ротавирусов

60-80

2

2

100

Острые гастроэнтериты

Семейство тогавирусов

40-70

Более 200

Около 400

Неизве-стно

Энцефалиты, геморрагические лихорадки

Род вирусов краснухи

60-75

1

1

85

Краснуха

Семейство пиконавирусов

20-30

169

169

40-70


Энтеровирусы

20-30

30

30

40

Полиомиелит

Вирусы Коксаки

А и В

20-30

29

29

40

Миокардиты

Риновирусы

20-30

110

110

70

Острые респираторные заболевания

Вирусы гепатита А

20-30

1

1

40

Гепатит А (инфекционный)

Заключение

1.Вирусы - мельчайшие организмы, их размеры колеблются от 12 до 500 нанометров. Мелкие вирусы равны крупным молекулам белка. Вирусы - резко выраженные паразиты клеток. Важнейшими отличительными особенностями вирусов являются следующие отличия:

Они содержат в своем составе только один из типов нуклеиновых кислот: либо рибонуклеиновую кислоту (РНК), либо дезоксирибонуклеиновую (ДНК), - а все клеточные организмы, в том числе и самые примитивные бактерии, содержат и ДНК, и РНК одновременно.

Не обладают собственным обменом веществ, имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют обмен веществ клетки - хозяина, ее ферменты и энергию.

Могут существовать только как внутриклеточные паразиты и не размножаются вне клеток тех организмов, в которых паразитируют.

2.Известны и изучены серьёзные заболевания животных такие, как ящур крупного рогатого скота, рожистое воспаление свиней, чума птиц, миксоматоз кроликов. У растений возникает вирусное заболевание – мозаика листьев. Оно приводит к появлению жёлтых пятен на листьях, их морщинистости, что влияет на урожайность растений. Серьёзные последствия вызывают вирусы жёлтой мозаики турнепса, табачной мозаики, карликовой кустистости томатов. Это сильно снижает селекционные качества сортов растений. Для человека характерны такие заболевания, как грипп, свинка, краснуха, гепатит А, гепатит В, СПИД и др. Полностью защитить человека от таких вирусных заболеваний как грипп невозможно.

К мерам профилактики вирусных инфекций можно отнести: использование масок во время эпидемий, соблюдение личной гигиены, укрепление иммунитета, вакцинацию.










Словарь

Капсид (от лат. «капса» — вместилище) — внешняя оболочка вирусов, состоящая из белков. Капсид защищает генетический материал вируса от химических и механических повреждений, определяет потенциал к заражению клетки.

Вирусология — наука, которая занимается изучением вирусов.

Плазмиды — небольшие молекулы ДНК, физически обособленные от хромосом и способные к автономной репликации. Главным образом плазмиды встречаются у бактерий.

Транспозоны — это участки ДНК организмов, способные к передвижению (транспозиции) и размножению в пределах генома, также известные под названием «прыгающие гены».



































Источники:

  1. https://textarchive.ru/c-1637101.html

  2. http://polyguanidines.ru/a_guanidini&virusi&2.htm

  3. https://refdb.ru/look/2955944-pall.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!