СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Народы Великой страны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замечательная, продуктивная работа получается над групповыми проектами, которые расскрывают особенности жизни и культуры народов нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Народы Великой страны"»

Коми-пермяки.

Коми-пермяки.

Коми-пермяки, народ в России. Численность 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс.) и части Пермской области. До XX века их называли пермяками. Термин
  • Коми-пермяки, народ в России. Численность 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс.) и части Пермской области. До XX века их называли пермяками. Термин "пермь" ("пермяне") скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение "пера маа", что означает "земля, лежащая за рубежом". В древне-русском языке сохранилось название Пермь.
Основная часть коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа , где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы коми-пермяков — язьвинские и зюздинские коми-пермяки, получившие своё название по месту расселения. Язьвинские коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). По некоторым оценкам, их насчитывается около 4 тыс. человек. Зюздинские коми-пермяки живут в основном в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом.

Основная часть коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа , где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы коми-пермяков — язьвинские и зюздинские коми-пермяки, получившие своё название по месту расселения. Язьвинские коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). По некоторым оценкам, их насчитывается около 4 тыс. человек. Зюздинские коми-пермяки живут в основном в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом.

Красный, белый и синий цвета являются характерными для коми-пермяцкого быта и народного творчества. Белый и синий цвета преобладают в традиционной одежде коми-пермяков, красный цвет-в украшениях одежды и домов. *«Перна»-крест или «Кодзув» (звезда) является характерным элементом коми-пермяцкого национального орнамента, символизируя вечность и высокие идеалы; *М едведь, идущий вправо, – символ природных богатств, которыми обладает пермская земля - скрытых в земных недрах и произрастающих на ней в виде бескрайних лесов, где обитает множество животных. * Венчающая его царская корона, означают значимость края как полноправного субъекта федерации, обладающего собственной столицей, принадлежность к единому монолитному государству.

Красный, белый и синий цвета являются характерными для коми-пермяцкого быта и народного творчества. Белый и синий цвета преобладают в традиционной одежде коми-пермяков, красный цвет-в украшениях одежды и домов.

*«Перна»-крест или «Кодзув» (звезда) является характерным элементом коми-пермяцкого национального орнамента, символизируя вечность и высокие идеалы;

*М едведь, идущий вправо, – символ природных богатств, которыми обладает пермская земля - скрытых в земных недрах и произрастающих на ней в виде бескрайних лесов, где обитает множество животных.

* Венчающая его царская корона, означают значимость края как полноправного субъекта федерации, обладающего собственной столицей, принадлежность к единому монолитному государству.

В 50-х годах XX века их насчитывалось свыше 7 тыс. человек, в настоящее время как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Имеет четыре наречия: северное — косинско-камское, южное — иньвенское, верхнекамское и коми-язьвинское. Письменность на русской графической основе. Большая часть верующих коми-пермяков — православные, есть старообрядцы .

В 50-х годах XX века их насчитывалось свыше 7 тыс. человек, в настоящее время как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Имеет четыре наречия: северное — косинско-камское, южное — иньвенское, верхнекамское и коми-язьвинское. Письменность на русской графической основе. Большая часть верующих коми-пермяков — православные, есть старообрядцы .

Обожествляя природу, коми-пермяки создали своих богов и духов. У них Ойпель — могущественная сила, Способная уберечь людей от болезней и отводить вражескую напасть. Верили в лесного царя, лешего — Вöрись, которому были Подвластны звери и птицы. Женское божество Луншёрика (Луншерка) гуляло по ржаному полю и ускоряло действие плодоносящих сил. Фантастическим лесным духом, рогатым и ушастым предстает Сюра-пеля. Коми-пермяки имеют свой миф о сотворении Мира. «Eн как создатель солнца, звезд, птиц людей поселился на небе, а Куль — создатель нижнего мира и злых духов — в воде, средний, земной мир был дарован человеку.»

Обожествляя природу, коми-пермяки создали своих богов и духов. У них Ойпель — могущественная сила, Способная уберечь людей от болезней и отводить вражескую напасть. Верили в лесного царя, лешего — Вöрись, которому были Подвластны звери и птицы. Женское божество Луншёрика (Луншерка) гуляло по ржаному полю и ускоряло действие плодоносящих сил. Фантастическим лесным духом, рогатым и ушастым предстает Сюра-пеля.

Коми-пермяки имеют свой миф о сотворении Мира. «Eн как создатель солнца, звезд, птиц людей поселился на небе, а Куль — создатель нижнего мира и злых духов — в воде, средний, земной мир был дарован человеку.»

Традиционные занятия коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Большая часть пашни отводилась под зерновые культуры — рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа. Из домашних производств повсеместно в XIX — первой половине XX вв. были распространены прядение и ткачество. Сырьём служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной промышленности.

Традиционные занятия коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Большая часть пашни отводилась под зерновые культуры — рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа. Из домашних производств повсеместно в XIX — первой половине XX вв. были распространены прядение и ткачество. Сырьём служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной промышленности.

Традиционные поселения коми-пермяков — деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. Традиционное жилище коми-пермяков — рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской .

Традиционные поселения коми-пермяков — деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. Традиционное жилище коми-пермяков — рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской .

Традиционная женская одежда — холщовая рубаха, белая или чаще цветная; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас), который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана фартук(запон).Традиционные женские головные уборы — самшура (чепец) и кокошник. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Традиционная женская одежда — холщовая рубаха, белая или чаще цветная; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас), который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана фартук(запон).Традиционные женские головные уборы — самшура (чепец) и кокошник. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны — из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны — из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.

Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя — шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда — пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя — шуба из овчин. Традиционная обувь — лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги — бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим — валяные головки с суконным голенищем.

Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя — шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда — пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя — шуба из овчин.

Традиционная обувь — лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги — бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим — валяные головки с суконным голенищем.

Основа традиционной пищи коми-пермяков — хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением различных суррогатов: толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Общераспространён кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд — пироги с рыбой. Традиционное блюдо — пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например, непременно делали пельмени с редькой. Устойчиво сохраняются традиционные напитки — квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на травах.

 Шаньги Название «шаньга» перешло в русский язык из языка коми. Оно очень часто встречается в русских сказках, былинах и народных эпосах. Это кулинарное изделие распространено от Карелии до Оби. Традиционно шаньги выпекались в печи, однако современная хозяйка может успешно испечь их в обычной духовке. Вариантов этого блюда невообразимое множество. Мука и начинки могут быть различными, но есть лишь две особенности, без которых шаньга существовать не может. Это — форма круглой булочки или ватрушки. И намазка сверху, которую принято называть поливой.

Шаньги

Название «шаньга» перешло в русский язык из языка коми. Оно очень часто встречается в русских сказках, былинах и народных эпосах. Это кулинарное изделие распространено от Карелии до Оби. Традиционно шаньги выпекались в печи, однако современная хозяйка может успешно испечь их в обычной духовке.

Вариантов этого блюда невообразимое множество. Мука и начинки могут быть различными, но есть лишь две особенности, без которых шаньга существовать не может. Это — форма круглой булочки или ватрушки. И намазка сверху, которую принято называть поливой.

Коми-пермяки полюбили это блюдо за удобство хранения и сытность. «Пель нянь» -хлебное ухо. Можно взять с собой в дорогу, можно хранить в чулане, ведь зимой температура падает до -42 градусов.

Коми-пермяки полюбили это блюдо за удобство хранения и сытность. «Пель нянь» -хлебное ухо. Можно взять с собой в дорогу, можно хранить в чулане, ведь зимой температура падает до -42 градусов.

Особое значение в народной кухне по полезности и вкусовым качествам имеют травы. Ранней весной коми-пермяка радуют своей нежной зеленью и ароматом листья и стебли пикана — сныти , которую люди употребляют в пищу в виде основного блюда и в виде добавок в окрошку или в различные соусы. Настоящим брендом коми-пермяков стали пистики — молодые побеги полевого хвоща . Приготовленные из них каша, суп, пельмени, пироги отличаются необычным вкусом и полезными свойствами.

Особое значение в народной кухне по полезности и вкусовым качествам имеют травы. Ранней весной коми-пермяка радуют своей нежной зеленью и ароматом листья и стебли пикана — сныти , которую люди употребляют в пищу в виде основного блюда и в виде добавок в окрошку или в различные соусы. Настоящим брендом коми-пермяков стали пистики — молодые побеги полевого хвоща . Приготовленные из них каша, суп, пельмени, пироги отличаются необычным вкусом и полезными свойствами.

Особое внимание у коми-пермяков уделяется процедуре угощения гостей. Перед тем как рассадить гостей за стол, хозяйка подаёт ырöш (овсяный квас) или сур (напиток из ржаного солода). Правилом приличия считается отказ от принятия напитка с непременным сопровождением словами: «Да ог ме ю!» («Да не буду я пить!»). Такая процедура повторяется несколько раз, и только после более настойчивого предложения следует взять в руки кружку и, подув на поверхность напитка, попробовать питьё. После того как гости напьются домашних напитков, хозяйка приглашает всех к столу.

Особое внимание у коми-пермяков уделяется процедуре угощения гостей. Перед тем как рассадить гостей за стол, хозяйка подаёт ырöш (овсяный квас) или сур (напиток из ржаного солода). Правилом приличия считается отказ от принятия напитка с непременным сопровождением словами: «Да ог ме ю!» («Да не буду я пить!»). Такая процедура повторяется несколько раз, и только после более настойчивого предложения следует взять в руки кружку и, подув на поверхность напитка, попробовать питьё. После того как гости напьются домашних напитков, хозяйка приглашает всех к столу.

Народная музыкальная культура коми-пермяков все еще остается малоизвестной для широкого круга. А это сложный мир смыслов и звучаний, рожденный тысячелетней историей и обладающий неоспоримой художественной ценностью. Традиционные фольклорные жанры бытуют в коми-пермяцких деревнях, как и прежде, и в естественной для них обстановке в будни и праздники, на дружеских и родственных вечеринках, застольях и именинах, реже на свадьбах. Собственно песни преимущественно многоголосны. У коми-пермяков богатые традиции инструментального музицирования. Духовые инструменты, игравшие ведущую роль в народном музыкальном быту, представлены женскими многоствольными флейтами из полых стеблей дудника, одинарными продольными флейтами из травяных стеблей, из коры деревьев — на них чаще всего играли мужчины. Пастухи пользовались берестяной трубой и деревянным барабаном, охотники — разнообразными манками из перьев птиц, дерева и металла. В быту до сих пор играют на бересте и на осиновом листе. В качестве ударных инструментов, сопровождающих пляску, нередко применяют бытовые предметы: веретено, которыми стучат по ведру и кочедык для плетения лаптей, ложки.. Повсеместно были распространены гармонь и балалайка.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!