СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: "Творчество в деятельности учителя"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект на тему: "Творчество в деятельности учителя"

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: "Творчество в деятельности учителя"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильнй колледж»















ПРОЕКТ

ТЕМА «Творчество в деятельности учителя»



















Выполнила:

Студентка Ш-12 группы

Кочур Светлана

Введение

Каким должен быть современный педагог, и какими профессиональными качествами он должен обладать? Сейчас этот вопрос очень популярен и каждому хочется узнать на него ответ. Среди множества разных характеристик профессиональной деятельности современного педагога, зачастую называют творческий подход к педагогической деятельности. Организацию и содержание педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, в котором отражается степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Именно поэтому важнейшей объективной характеристикой педагогической деятельности является творческий характер. Это обусловлено тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Педагог путём творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности учащихся, создаёт условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения занятия и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность занятия и усвоение детьми необходимых знаний, умений, формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого и уникального.

Актуальность: заключается в том, что сейчас чтобы современным ученикам начальных классов было интересно и понятно слушать урок, учителя приходят к помощи творчества, так как с его помощью учитель сможет красочно и интересно рассказать тему.

























Теоретическая часть

Что же такое творчество?

Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Для чего оно нужно в работе учителя?

Творчество учителя в процессе воспитания - это умение построить с учениками общение, дающее максимальный положительный эффект.

Кто же такой творческий педагог?

Творческий педагог – это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае – это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.

Можно выделить основные признаки творчества педагога.

владение приемами научного анализа и синтеза;

умение внедрять науку в практику;

видение основополагающих идей внедрения;

способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;

способность разрабатывать научно - практические методики (инструментарий) внедрения;

умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;

способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии;

прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»);

умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;

способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике;

проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;

выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.);

умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании;

умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;

способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности.

Что же является источником творчества для педагога?

Общение с обучающимися, его собственный опыт, опыт коллег и целых коллективов, его жизненный опыт и профессиональная интуиция, общая культура, профессиональная позиция педагога. Для проявления творчества у педагога должны быть развиты такие способности как, богатое воображение, критический взгляд на учебный процесс, умение обобщать факты, выдвигать новые решения и идеи. Ведь творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.

Где же педагог использует творчество?

Современный учитель понимает, что педагогический процесс важно рассматривать не как две отдельные деятельности – учителя и ученика, а как деятельность совместную, как взаимодействие. Воспитать творческого ученика может только творческий педагог. Для этого учителю необходимо развивать творчество в себе.

Творческий характер деятельности педагога невозможно свести только к разрешению педагогических вопросов, тем не менее, разрешение специальных задач, которые направлены на развитие творческих мыслей, является одним из основных условий для развития творческого запаса мыслей личности педагога. Зачастую сферу выражения педагогического творчества автоматически сужают, приводя её тем самым к нестандартным, порой даже очень оригинальным решениям педагогических вопросов.

Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании)

Педагог использует творчество почти всегда и везде. Например, возьмем подготовку к уроку. Во время поиска материала для проведения урока, при продумки того как и с какой подачей рассказывать тот или иной материал, подбирает способы того с помощью чего будет привлекать детей к активности.

Каждый педагог должен иметь творческий потенциал.

Что такое творческий потенциал?

Творческим потенциалом называют способность и решимость человека к достижению целей и преодолению препятствий, возникающих при решении задачи. Он состоит из знаний, навыков и умений, реализуемых в трудовой деятельности.

Творческий потенциал заложен в каждом, следовательно, каждый из них может находить новое, творить, принимать решения и действовать нестандартно и оригинально в различных ситуациях.

Он есть в каждом, но не у всех он раскрыт полностью.

Что же делать если творческий потенциал не до конца открыт?

Для того чтобы раскрыть свой потенциал, есть несколько советов, которые могут в этом помочь:

  1. Чаще оставайся наедине со своими мыслями

Для того, чтобы раскрыть творческий потенциал, тебе необходимо научиться оставаться наедине с самим собой и своими мыслями. Так ты сможешь наладить контакт с сознанием и подсознанием и простимулируешь генерирование прорывных, нешаблонных идей. Давай себе возможность на время отключаться от внешнего мира и черпать вдохновение не из окружающей реальности, а изнутри.

  1. Не потребляй информацию, а обменивайся идеями и знаниями

Если ты хочешь развить креативность, стоит общаться с другими людьми и обмениваться с ними идеями и знаниями. Правильно построенный диалог, в котором нет навязывания своего мнения и одностороннего поглощения мыслей собеседника, может подстегнуть твой мозг и вывести мышление на новый уровень.

  1. Сузь сферу внимания

Не пытайся генерировать и воплощать сразу несколько идей по разным направлениям — сузь сферу внимания до чего-то одного. Справляйся с задачами поочередно, не переходя в режим многозадачности — это вредит творческому настрою. Чем больше ты концентрируешься на какой-то определенной идее, тем лучше будет результат, которого ты сможешь достичь.

  1. Перестань беспокоиться о мнении окружающих

Боязнь того, что скажут люди, убивает творческий потенциал. Пусть тебя беспокоит только одно мнение — твое собственное. Так ты сможешь обезопасить себя от принятия решений, направленных на позитивные комментарии других людей, а не на твое самовыражение.

Помни, что люди постоянно тянут друг друга на дно. Если человек не может сделать что-либо, он будет убеждать окружающих в том, что и они не в силах воплотить свои идеи в жизнь. Если ты будешь реагировать на критику остро, то очень скоро оставишь все свои увлечения и начинания в прошлом.

  1. Тщательно прорабатывай свои идеи

Идеи, которые приходят тебе в голову, не всегда будут готовым к воплощению продуктом. Чаще всего они будут настолько недоработанными и странными, что ты захочешь отказаться от них. Но не спеши поступать так. В правильном исполнении любая идея может стать шедевральной. Главное, приведи несколько аргументов в ее защиту и начни работать над ее трансформацией.

  1. Позволь себе говорить и делать то, что тебе хочется

Если ты хочешь раскрыть свой творческий потенциал, хватит подавлять свои внутренние желания. Творчество — это прежде всего свобода, так что ты должен позволять себе делать и говорить то, что хочется. Разумеется, если твои слова и действия неспособны причинить кому-то вред. Не стоит переживать о том, кто и что о тебе подумает. Учись выражать свои эмоции, и тогда тебе станет намного проще генерировать смелые идеи и воплощать их в жизнь.

  1. Перестань переживать о том, что ты можешь упустить что-то важное

Ты можешь испытывать беспокойство, оставаясь не в курсе последних событий, актуальных статей, новых фотографий друзей в социальных сетях. Кажется, если ты позволишь себе отказаться от интернета и телевидения всего на сутки, мир сильно изменится. Ты должен знать, что ежедневное потребление огромного количества информации негативно влияет на твои творческие способности. Лучше всего, если ты будешь ограничивать свое пребывание в интернете и большую часть времени находиться офлайн.

  1. Твори каждый день

Попробуй раскрывать свой творческий потенциал, выражая себя в мелочах. Экспериментируй и креативь с готовкой, подбором одежды, уборкой и любыми другими привычными тебе занятиями. Начни подходить к выполнению рутинной работы по-новому — так ты будешь тренировать свои творческие способности

  1. Используй мозговой штурм

Когда перед тобой стоит задача устранить какую-то проблему, попробуй воспользоваться методом мозгового штурма. Не принимай сразу же самое очевидное решение — для начала попробуй проанализировать ситуацию и выдвинуть несколько идей, как быстро и без последствий ее уладить. Порой самые безумные и нестандартные идеи могут помочь тебе изменить жизнь в лучшую сторону и выработать свой собственный подход к решению проблем.

  1. Модернизируй свое рабочее пространство

Если креатив жизненно важен в твоей работе, нужно прежде всего нестандартно подойти к организации рабочего пространства. Белые пустые стены, яркое освещение, полупустой стол — всё это вряд ли может тебя вдохновить, стимулируя творческое мышление. Попробуй самостоятельно украсить рабочее место — добавь фотографии из отпуска, снимки с друзьями или родными, поднимающие тебе настроение, смени унылую картинку на рабочем столе, принеси из дома удобный коврик для мышки.

  1. Перестань недооценивать себя

Проанализируй свои познания в творчестве и креативности и пойми, что мешает тебе перестать себя недооценивать. Забудь обо всех стереотипах и навязанных точках зрения, прекрати придумывать себе отговорки и принимай себя таким, какой ты есть на самом деле. Так тебе будет проще раскрыть свои творческие способности.





Практическая часть

В практической части я решила провести тест на творческий потенциал в своей группе и общая статистка показала, что у большинства есть творческий потенциал, который может привести их к успеху в своем деле, но у некоторых есть и черты, которые могут помешать для полного раскрытия потенциала. Чтобы его раскрыть до конца, я рекомендую использовать советы, которые я рассказывала раньше. Также я решила показать как я вижу образ педагога, я вижу педагога, как разностороннюю личность, которая может совмещать и учебный процесс и при этом быть творческим человеком, который может использовать его в учебной части для более интересного рассказа урока.

Тест на творческий потенциал

1. Вам хочется создать что-то новое?

нет, к новому люди относятся настороженно

мне больше нравится видоизменять старое

да, я нахожусь в постоянном поиске чего-то нового

2. Доставляет ли вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности?

нет

иногда

всегда

3. Если в будущем вы будете занимать высокую должность, то сможете все принципиально изменить?

маловероятно;

возможно;

да, наверняка.

4. Как вы относитесь к рискам?

настороженно

иногда решаюсь на них

мне нравится рисковать

5. Часто ли вы меняете обстановку?

нет, это не про меня ;

раз в год могу обновить интерьер или выбраться из города

да, частенько

Боль и проблемы позволяют...

понять какие люди окружают меня

стать сильнее

создать выдающееся произведение

7. Находите ли вы новое применение обычным предметам?

если этого требуют обстоятельства

нет, использую их по назначению

делаю это постоянно

8. Вам нравится проявлять свою индивидуальность?

нет, наоборот стараюсь не выделяться

иногда позволяю себе такое

да, это мое любимое дело

9. На каких блюдах вы останавливаетесь, изучая меню в ресторане?

заказываю знакомые мне блюда;

выбираю, то что порекомендует официант;

обращаю внимание на оригинальные названия

10. Нравится ли вам взаимодействовать с людьми, у которых необычные взгляды?

нет

иногда

всегда

11. Что вы думаете в тот момент, когда вам приходится заниматься скучной работой?

когда же это все закончится

мне любая работа интересна

как бы ее разнообразить

12. У вас есть специфические интересы?

нет, у меня все стандартно

возможно

да, такие имеются

13. Как вы обычно решаете проблемы?

прошу помощи у тех, кто пережил подобную ситуацию

ищу нестандартные решения

предпочитаю экспериментировать

14. Вы часто выходите за рамки установленных стандартов?

нет, мне это не свойственно

иногда мне очень хочется выделиться

постоянно делаю это

15. У вас собственный рабочий ритм?

нет, работаю когда положено

всегда по-разному

да, у меня нестандартный распорядок дня

16. Вы часто вносите разнообразие в свой вид деятельности?

не припомню когда это было последний раз

иногда случаются подобные желания

чаще, чем другие





Заключение

В заключении хочется сказать, что педагогическое творчество – это процесс, направленный от усвоения уже накопленного знания и опыта к изменению и преобразованию. Творчество педагога опирается на знания, опыт и интуицию, новые идеи, умения и навыки, которые помогают находить и применять необычные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать выполнение своих профессиональных функций. Оно возникает на основе усвоения необходимых правил. Следует отметить, что творчество педагога начинается только тогда, когда есть ценностное отношение к труду, стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.



Список литературы

М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец Основы педагогического мастерств. Москва издательский центр «Академия» 2012. 98 с.

Ресурсы интернет

Тест был взят с сайта:

https://testometrika.com/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!