СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ на Тему: Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ

на Тему: Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора

 

«Пеструшки – Говорушки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Возростная категория: 2-3 года

 

Продолжительность проекта: долгосрочный 

 

Наименование проекта

Пестушки-говорушки

Основные разработчики

Воспитатель: Тесленко М.В.

Цель проекта

Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

Задачи проекта

1. Воспитывать интерес к художественной литературе. 2. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах; 3. Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами фольклора. 4. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности. 5. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора. 6. Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Продолжительность

проекта

долгосрочный 

 

Участники проекта

- Воспитатель,

- Дети группы,

- Музыкальный руководитель,

- Родители.

Ожидаемые результаты от проекта

1. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;

2. Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;

3. Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста; 4. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;

5. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;

6. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.

 

Продукты проекта:

1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”

2. Фотовыставка “Мамины помощники”. 3. “Огород на подоконнике”. 4. Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»

5. Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек–самоделок «Пестушки-говорушки».

6. Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.

7. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.

8. Презентация проекта.

9. Перспективное планирование по данной теме.

Этапы проекта

  1. Вводный

 Цели: знакомство с семьей ребенка для

установления контакта. Содержание

1. Анкетирование родителей.

2. Подбор методической литературы.

3. Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках.

4. Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “«Любимые книги наших малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребека» и др. 5. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны).  

2. Основной

Цели: реализация проекта согласно плану.

Содержание: 1. Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)

2. НОД (речевые игры) 3. Заучивание потешек, закличек, поговорок. 4. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен. 5. Прослушивание и просмотр русских народных сказок. 6. Участие детей в развлечении на эту тему.

   3. Заключительный 

Цели: подведение результатов проекта. Содержание: 1. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.

2. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.

 

 

 

 

Актуальность          Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно фольклорные произведения передают богатство, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка. Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Проблема           Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора. Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками.           Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Провела анкетирование, которое показало, что большинство родителей не придают большого значения использованию устного народного творчества в жизни ребенка. Именно поэтому был выбран этот проект. Для решения задач речевого развития был разработан проект «Пестушки-говорушки».           Для осуществления тесного сотрудничества ДОУ и семьи была создана страница в социальных сетях. На странице размещен весь материал по проекту: консультации, подборка пальчиковых игр, потешек, музыкальный материал, видео НОД и режимных моментов.  

Совместная деятельность с детьми:

1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.

2. Беседы по содержанию потешек.

3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».

4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и

собери», развивающее лото «Животные и птицы».

5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду

к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,

«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь»...

6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для

киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится") и

ладошками («Курочка и цыплята»).

7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

 

Совместная деятельность с родителями

1. Чтение потешек детям дома.

2. Заучивание потешек вместе с детьми.

3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки». “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и

др.

4. Организация выставки “Мамины помощники”.

5. Изготовление книжек –самоделок “Пестушки-говорушки”

 

Взаимодействие с педагогами ДОУ

1. Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.

2. Сбор методической литературы.

3. Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.

4. Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.

 

 

Анкета для родителей.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой целью?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

 

Перспективный план по ознакомлению

с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Задачи: 

  1.   Приобщить детей к устному народному творчеству.
  1. Познакомить детей с их содержанием.
  2. Стимулировать желание детей исполнять потешки, пестушки, заклички, колыбельные.

Фольклорный

материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Интеграция образовательных областей

Потешки:

« Катя, Катя маленькая..»,

«Водичка, водичка..»,

« Зайка серенький седит », « Топаем, хлопаем..»

  1. Познакомить детей с новыми потешками.
  2. Помочь детям запомнить потешки и расказать их.
  3. Привлечь участие детей в исполнении потешек.

 

 

Рисование водички по потешке « Кран откройся, нос умойся..».

  1. Использование потешек во время режимных моментов.
  2. Игры по содержанию потешек.
  3. Использование потешек в сюжетно-ролевых играх

Колыбельные:

« Гуленьки»,

« Спи моя радость усни»,

« Колыбельная медведицы»

Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

  1. Игра- исценировка

« Уложим Катю спать»,

  1. Беседа о колыбельной песни.
  1. И спользование колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
  2. Дидактическая игра « Уложим куклу Машу спать».

Заклички:

« Солнышко, солнышко..»,

« Дождик, дождик..»

  1. Познакомить детей с закличками , помочь запомнить.
  2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
  1. Беседа о закличках.
  2. « Нарисуй дождик».
  3. Подвижные игры « Солнышко и дождик»,

« Птички  в гнездышках».

  1. Использование закличек во время наблюдения за явлениями природы.
  2. Игра « Солнечный зайчик».
  3. Рисование дождика ( мелком или палочкой).

 

Перспективный план по ознакомлению

с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

Декабрь, январь, февраль.

Задачи:        

  1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
  2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
  3. Учить самостоятельно исполнять колыбельные, пеструшки, потешки.

 

 

 

 

Фольклорный

материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Интеграция образовательных областей

Колыбельные:

« Спят усталые игрушки»,

« Баю, баюшки, баю», « Ой, люли, люли прилетели к гули..»

  1. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен ( нежно, ласково).
  2. Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.

Развлечение

« Мы потешки распеваем и немножко поиграем».

Использование колыбельных печсен в сюжетно- ролевых играх и режимных моментах.

 

Загадки:

« Квохчет, квохчет»,

« С хозяином жружит..»,

« Мягкие лапки, а в лапках царапки»

  1. Познакомить детей с загадками о домашних животных.
  2. Учить детей отгадывать загадки.

Использование загадок.

  1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
  2. Рассматривание Домашних животных «На скотном дворе».

Потешки:

« Ай, лады, лады, лады..»,

« Ты не плачь, не плачь»,

« Этот пальчик дедушка..»,

« Сидит белка на тележке»,

« Идёт коза рогатая..»,

  1. Познакомить детей с новыми потешками.
  2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.
  1. Беседа о потешках.
  2. Рисование орешков для белочки.
  3. Физкультминутка.
  1. Дидактическая игра

« Чьи детки».

  1. Использование потешек в режимных моментах.

 

Перспективный план по ознакомлению

с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

Март, апрель

Задачи:

  1. Формировать понимание назначения и основного  содержания колыбельной песни.
  2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
  3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни.

Фольклорный

материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Интеграция образовательных областей

Колыбельные:

« Баю,баю- баиньки»,

« Баю, баю, баю, бай»,

« Уж котенька- коток»,

« Ветер, солнце и орел»

Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.

 

Развлечение

« В гостях у бабушки Варварушки».

  1. Использование колыбельных песен в сюжетно- ролевой игре « Семья».
  2. Использование колыбельных песен при подготовки кео сну.

Потешки:

« Этот пальчик..»,

« Ладушки, ладушки, испекли оладушки»,

« Водичка, водичка»,

« Киска, киска, киска брысь..»

  1. Знакомство с новыми потешками.
  2. Закрепить умение использовать потешки в определённой ситуации.
  3. Вызвать положительный, эмоциональный отклик на чтение потешек.
  1. Аппликация

« Миска для киски» ( в потешке « Мама чашку молока Маше налила..»).

  1. Подвижные игры

« Пёс барбос»,

« Кот и мыши».

  1. Пальчикавая игра

«Этот пальчик..».

  1. Использование потешек в процессе умывания.
  2. Игра-драмотизация

« Купание куклы Кати».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”. 2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. 3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001. 4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998. 5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4. 6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004. 7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание,№9 8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, №9. 9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание,  №9. 10. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002. 11. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор”  №608 12. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000. 13. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997. 14. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000. 15. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре . 16. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология. 17. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение. 18. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.  

Приложение А

 

1 этап подготовительный:

Выставка «Мои любимые книжки».

 

 

                                                                                               

Приложение Б

 

2 этап основной: С родителями была проведена беседа

 на тему «Почитай мне сказку мама».

 

  

 

Консультации для родителей

«Читаем вместе с малышом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Консультации

« Игры-потешки с малышом»

 

    

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

“Пальчиковые игры с потешками”

              

             

 

 

 

 

Приложение Д

Работа с детьми в режимных моментах:

                                      

Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку

 

 

      

                                                                    

                                                                           Водичка, водичка,

                                                                          умой мое личико

Спи, сыночек мой, усни                                    Люли, люшеньки, люли  Скоро ноченька пройдет, Красно солнышко взойдет.                        

     

Чтение и рассматривание книг, обыгрывание потешек

 

      

                                

                                 Книжка – это не игрушка,                                                                                   Это – лучшая подружка

Гоп! Гоп!

Конь живой, И с хвостом,

 и с гривой. Он качает головой, Вот какой красивый!

 

 

                                        

                                                 

                                                       Подвижные игры:

«Зайка серенький сидит»

 «Бурый мишка»

«Курочка и цыплята

 

 

 

 

 

Совместно с музыкальным руководителем

 

 

«Веселый оркестр»

 

                                                         

 

                                                      «Лучик, лучик озорной,

 

                                                                     Поиграй-ка, ты со мной»

 

 

         «Чики-чики-кички»

 

                                                                                 

                                                                            «Звонкие горошки»

 

Читаем дома

 

 

Книжка – это не игрушка, Это – лучшая подружка! Береги её, малышка: Обо всём расскажет книжка!            (Т. Прокушева)

 

  

 

               

 

 

 

«Мамины помощники»

 

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать заставили.

Воробьи прилетели-

Все оладушки съели

          

 

                            

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ на Тему: Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора»













ПРОЕКТ

на Тему: Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора


«Пеструшки – Говорушки»

























Выполнила: Тесленко Мария Владимировна









Паспорт проекта


Возростная категория: 2-3 года


Продолжительность проекта: долгосрочный 


Наименование проекта

Пестушки-говорушки

Основные разработчики

Воспитатель: Тесленко М.В.

Цель проекта

Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

Задачи проекта

1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
2. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной
деятельности в режимных моментах;
3. Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами
фольклора.
4. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для
формирования у малышей речевой активности.
5. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора.
6. Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в
образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Продолжительность

проекта

долгосрочный 


Участники проекта

- Воспитатель,

- Дети группы,

- Музыкальный руководитель,

- Родители.

Ожидаемые результаты от проекта

1. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;

2. Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;

3. Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
4. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам,
потешкам, пестушкам;

5. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;

6. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки,
пестушки, загадки и объяснять им их смысл.


Продукты проекта:

1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”

2. Фотовыставка “Мамины помощники”.
3. “Огород на подоконнике”.
4. Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»

5. Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек–самоделок «Пестушки-говорушки».

6. Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”,
“Чьи детки” и др.

7. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.

8. Презентация проекта.

9. Перспективное планирование по данной теме.

Этапы проекта

  1. Вводный

Цели: знакомство с семьей ребенка для

установления контакта.
Содержание

1. Анкетирование родителей.

2. Подбор методической литературы.

3. Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках.

4. Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “«Любимые книги наших малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребека» и др.
5. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны).

2. Основной

Цели: реализация проекта согласно плану.

Содержание:
1. Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)

2. НОД (речевые игры)
3. Заучивание потешек, закличек, поговорок.
4. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
5. Прослушивание и просмотр русских народных сказок.
6. Участие детей в развлечении на эту тему.

3. Заключительный 

Цели: подведение результатов проекта.
Содержание:
1. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.

2. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.






Актуальность
Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно фольклорные произведения передают богатство, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка.
Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема
Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора. Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками.
Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Провела анкетирование, которое показало, что большинство родителей не придают большого значения использованию устного народного творчества в жизни ребенка. Именно поэтому был выбран этот проект.
Для решения задач речевого развития был разработан проект «Пестушки-говорушки».
Для осуществления тесного сотрудничества ДОУ и семьи была создана страница в социальных сетях. На странице размещен весь материал по проекту: консультации, подборка пальчиковых игр, потешек, музыкальный материал, видео НОД и режимных моментов.

Совместная деятельность с детьми:

1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.

2. Беседы по содержанию потешек.

3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».

4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и

собери», развивающее лото «Животные и птицы».

5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду

к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,

«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь»...

6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для

киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится") и

ладошками («Курочка и цыплята»).

7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.



Совместная деятельность с родителями

1. Чтение потешек детям дома.

2. Заучивание потешек вместе с детьми.

3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки». “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и

др.

4. Организация выставки “Мамины помощники”.

5. Изготовление книжек –самоделок “Пестушки-говорушки”



Взаимодействие с педагогами ДОУ

1. Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.

2. Сбор методической литературы.

3. Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.

4. Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.





Анкета для родителей.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой целью?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?



Перспективный план по ознакомлению

с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Задачи:

  1. Приобщить детей к устному народному творчеству.

  1. Познакомить детей с их содержанием.

  2. Стимулировать желание детей исполнять потешки, пестушки, заклички, колыбельные.

Фольклорный

материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Интеграция образовательных областей

Потешки:

« Катя, Катя маленькая..»,

«Водичка, водичка..»,

« Зайка серенький седит », « Топаем, хлопаем..»

  1. Познакомить детей с новыми потешками.

  2. Помочь детям запомнить потешки и расказать их.

  3. Привлечь участие детей в исполнении потешек.



Рисование водички по потешке « Кран откройся, нос умойся..».

  1. Использование потешек во время режимных моментов.

  2. Игры по содержанию потешек.

  3. Использование потешек в сюжетно-ролевых играх

Колыбельные:

« Гуленьки»,

« Спи моя радость усни»,

« Колыбельная медведицы»

Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

  1. Игра- исценировка

« Уложим Катю спать»,

  1. Беседа о колыбельной песни.

  1. И спользование колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

  2. Дидактическая игра « Уложим куклу Машу спать».

Заклички:

« Солнышко, солнышко..»,

« Дождик, дождик..»

  1. Познакомить детей с закличками , помочь запомнить.

  2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

  1. Беседа о закличках.

  2. « Нарисуй дождик».

  3. Подвижные игры « Солнышко и дождик»,

« Птички в гнездышках».

  1. Использование закличек во время наблюдения за явлениями природы.

  2. Игра « Солнечный зайчик».

  3. Рисование дождика ( мелком или палочкой).



Перспективный план по ознакомлению

с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

Декабрь, январь, февраль.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

  2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

  3. Учить самостоятельно исполнять колыбельные, пеструшки, потешки.





Фольклорный

материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Интеграция образовательных областей

Колыбельные:

« Спят усталые игрушки»,

« Баю, баюшки, баю», « Ой, люли, люли прилетели к гули..»

  1. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен ( нежно, ласково).

  2. Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.

Развлечение

« Мы потешки распеваем и немножко поиграем».

Использование колыбельных печсен в сюжетно- ролевых играх и режимных моментах.


Загадки:

« Квохчет, квохчет»,

« С хозяином жружит..»,

« Мягкие лапки, а в лапках царапки»

  1. Познакомить детей с загадками о домашних животных.

  2. Учить детей отгадывать загадки.

Использование загадок.

  1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.

  2. Рассматривание Домашних животных «На скотном дворе».

Потешки:

« Ай, лады, лады, лады..»,

« Ты не плачь, не плачь»,

« Этот пальчик дедушка..»,

« Сидит белка на тележке»,

« Идёт коза рогатая..»,

  1. Познакомить детей с новыми потешками.

  2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

  1. Беседа о потешках.

  2. Рисование орешков для белочки.

  3. Физкультминутка.

  1. Дидактическая игра

« Чьи детки».

  1. Использование потешек в режимных моментах.



Перспективный план по ознакомлению

с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

Март, апрель

Задачи:

  1. Формировать понимание назначения и основного содержания колыбельной песни.

  2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

  3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни.

Фольклорный

материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Интеграция образовательных областей

Колыбельные:

« Баю,баю- баиньки»,

« Баю, баю, баю, бай»,

« Уж котенька- коток»,

« Ветер, солнце и орел»

Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.


Развлечение

« В гостях у бабушки Варварушки».

  1. Использование колыбельных песен в сюжетно- ролевой игре « Семья».

  2. Использование колыбельных песен при подготовки кео сну.

Потешки:

« Этот пальчик..»,

« Ладушки, ладушки, испекли оладушки»,

« Водичка, водичка»,

« Киска, киска, киска брысь..»

  1. Знакомство с новыми потешками.

  2. Закрепить умение использовать потешки в определённой ситуации.

  3. Вызвать положительный, эмоциональный отклик на чтение потешек.

  1. Аппликация

« Миска для киски» ( в потешке « Мама чашку молока Маше налила..»).

  1. Подвижные игры

« Пёс барбос»,

« Кот и мыши».

  1. Пальчикавая игра

«Этот пальчик..».

  1. Использование потешек в процессе умывания.

  2. Игра-драмотизация

« Купание куклы Кати».






































Список использованной литературы
1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”.
2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре.
3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.
4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.
5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.
6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.
7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание,№9
8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, №9.
9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, №9.
10. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002.
11. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор” №608
12. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000.
13. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997.
14. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.
15. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре .
16. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология.
17. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение.
18. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.

Приложение А


1 этап подготовительный:

Выставка «Мои любимые книжки».


Приложение Б


2 этап основной:
С родителями была проведена беседа

на тему «Почитай мне сказку мама».



Консультации для родителей

«Читаем вместе с малышом».

















Приложение В

Консультации

« Игры-потешки с малышом»






Приложение Г


Пальчиковые игры с потешками”









Приложение Д

Работа с детьми в режимных моментах:

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку



Водичка, водичка,

умой мое личико

Спи, сыночек мой, усни 
Люли, люшеньки, люли 
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.

Чтение и рассматривание книг, обыгрывание потешек


Книжка – это не игрушка,
Это – лучшая подружка

Гоп! Гоп!

Конь живой,
И с хвостом,

и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!



Подвижные игры:

«Зайка серенький сидит»

«Бурый мишка»

«Курочка и цыплята






Совместно с музыкальным руководителем



«Веселый оркестр»



«Лучик, лучик озорной,


Поиграй-ка, ты со мной»



«Чики-чики-кички»


«Звонкие горошки»


Читаем дома



Книжка – это не игрушка,
Это – лучшая подружка!
Береги её, малышка:
Обо всём расскажет книжка!
(Т. Прокушева)











«Мамины помощники»



Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать заставили.

Воробьи прилетели-

Все оладушки съели











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!