СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Карты и русская литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Карты и русская литература"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Косинская средняя общеобразовательная школа»








Индивидуальный проект


«Карты и русская литература»







Выполнил

Федосеев Станислав Николаевич,

ученик 10 класса

руководитель

Останина Татьяна Николаевна













Коса – 2023



Оглавление

Введение 3-6

Глава 1 История карточной игры XVIII- XIX

    1. История появления азартных игр 7-11

    2. Классификация карточных игр 12-15

    3. Этикет карточной игры 16-18

Глава 2 Карточные игры в жизни писателей 19-20

2.1 10 лет беспрерывной игры 21-23

2.2 Падал я, вставал в мой век 24-25

2.3 Преемник старого картёжника 26-28

2.4. Белая ворона в славном ряду игроков 29-30 . Глава 3 Тема азартных игр в произведениях XIX века 31

3.1 «Война и мир» и карты 32-34

3.2 Карточные игры как двигатель сюжета 35-37

3.3 Святая Акулина/Акулина-грешница 38-39

Заключение 40-41

Литература

Приложение


















Введение

Одним из устойчивых сквозных мотивов в русской литературе является тема карт и карточной игры. Не может не возникнуть вопрос: почему писатели разных эпох обращались к этой теме? Для русского человека карты всегда были и до сих пор являются неотъемлемой частью жизни. Поэтому эту тему не могли обойти вниманием писатели и поэты, которые отображали в своих произведениях явления действительности.

Тема карточной игры (прямо или косвенно) присутствует в произведениях многих авторов, которые так или иначе ее осмысливают и отражают в своих творениях. В истории классической литературы известны произведения, в которых особое место занимает карточная игра. По словам Ю.М.Лотмана, «...карты и карточная игра приобретают в конце XVIII - начале XIX века черты универсальной модели – Карточной Игры, центра своеобразного мифообразования эпохи» (Лотман 1994: 99), что нашло своё отражение в языке и литературе.

Карты испокон веков имели странное воздействие на человека, достаточно разумного, чтобы отказаться от губительного развлечения. Карты для людей значили многое. Для кого – то они были развлечением, для кого – то смыслом жизни, кому- то карты давали возможность переломить неудавшуюся жизнь. Парчевский в своей работе «Карты и картёжники» утверждает, что игра в карты своеобразным громоотводом, расценивалась как дурман». «Нигде, - писал кн. П. А. Вяземский, - карты не вошли в такое употребление, как у нас. Это род битвы на жизнь и смерть, имеет свое волнение, свою драму, свою поэзию. Люди шли из-за карт на страшные преступления или против своей совести, или против своей личности, жизни, чести.

Сказанным выше объясняется актуальность темы нашей работы.



Гипотеза: если я найду информацию о карточных играх в биографии писателей, в русской литературе XIX века, то смогу узнать, какие игры были популярны в тот период времени, как азартные игры влияли на человека, могли ли они стать причиной морально-нравственного и физического падения личности.

Цель работы состоит в том, чтобы найти влияние карт на человека, выяснить, какую роль играли карты в жизни людей и в русской литературе XIX века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Изучить историю азартных игр;

  • Систематизировать виды карточных игр;

  • Сформулировать основные правила поведения за карточным столом;

  • Определить влияние азартных игр на человека путем исследования биографии писателей 19 века

  • проанализировать мотивы карточной игры произведений XIX века;

Объектом изучения являются произведения русской литературы: роман Л.Н. Толстого «Война и мир», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Н.В. Гоголя «Ревизор», «Шинель», А.С.Пушкина «Пиковая дама», биографии писателей: Г.Р. Державина, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя.

Предмет исследования – карточная игра, художественные функции мотивов, связанных с картами и карточной игрой, в произведениях русской литературы ХIХ века.

Материалом исследования послужили отрывки из текстов произведений, биографии, воспоминания современников о жизни писателей, письма,



Методы исследования обусловлены поставленными в работе целями и задачами. Использовались методы традиционного историко-литературного анализа; системный метод, включающий целостный анализ художественного произведения; биографический метод.

Теоретическая значимость исследовательской работы определяется тем, что в ней углубляется и развивается представление художественных функциях и роли сквозных тем в литературе.

Практическая значимость работы определяется тем, что представленные в ней материалы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по русской литературе ХIХ, в практике подготовки элективных курсов по русской литературе в средней школе, на уроках литературы в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин, в лицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по литературе.

Говоря о степени научной разработанности темы можно сказать, что изучение темы карт и карточной игры нашло свое отражение в работах Ю.В. Манна, Ю.М. Лотмана, В.А. Колотаева, В.В. Виноградова и других. Она рассматривалась в связи с мотивами игры, рока, фатума в творчестве М.Ю. Лермонтова (Ю.В. Манн, С.Н. Золотов), как структурообразующий элемент, организующий комедию Н.В.Гоголя «Игроки» (Ю.В. Манн), в качестве сюжетообразующего фактора, формы моделирования природных конфликтов, влияющих на поведенческие реакции героев в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» (Ю.М. Лотман, В.В. Виноградов).

Карточную игру и карточные термины впервые встречаем уже в творчестве А. Д. Кантемира, Г. Р. Державина, А. П. Сумарокова. Ироикомическая поэма В. И. Майкова стала первым литературным произведением, полностью посвященным карточной игре.

Более глубокую и тонкую разработку эта тема получила в XIX веке. В произведениях А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого отражены автобиографический игровой опыт, описан внутренний мир игрока, рассмотрены личностные и внешние обстоятельства, побуждающие к игре.

Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.



























Глава 1

История карточной игры XVIII- XIX веков.

    1. История появления азартных игр

Карточная игра в России есть часто оселок и

мерило нравственного достоинства человека

П. А. Вяземский

Азартные игры издавна были популярны в России, начиная со времён Древней Руси и Царской России, вплоть до наших дней. В связи с их запретом игры в карты преследовали духовенство и правительство. Первые запретительные меры в отношении азартных игр появляются в 1280 году, затем они встречаются в церковных наказах XIV-XV вв. Инициатором этих мер является церковь. Однако, несмотря на это, азартные игры существуют и пополняются новыми.

В конце XVI века в Россию попадают первые игральные карты и способствуют настоящему развитию азартных игр. Из воеводских наказов XVII столетия видно, что игравших в карты наказывали кнутом, а сами карты велено было отбирать и сжигать. Однако любителей азарта было с каждым днем все больше. Одновременно с этим, в период царствования второго царя из дома Романовых Алексея Михайловича (1645-1647) Уложением 1649 г. нелегальные азартные игры относятся к особо тяжким преступлениям, за которое виновные приговариваются к «отписанию на государя имущества, кнут и урезание ушей», а позже отсечению пальцев и рук.

Азартные игры лишь на первый взгляд лишь осуждают, но не запрещают, поскольку государство исправно продолжает получать прибыль от ввоза игральных карт и откупов

В это время первыми русскими «казино» становятся корчмы, торжища и кабаки. Корчмами называли питейные заведения, частные, неоткупные, с вольной продажей, иногда постоялый двор, с продажей крепких напитков. Древнеславянскую корчму принято считать родоначальником кабака. Торжищем называли место торга; торговую площадь.

Каба́к — питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.

В высшем свете азартные игры появляются при дворе Петра I Великого (фактическое правление 1689-1725), который их не жалует, но и не запрещает. Запрещена лишь игра на деньги более 1 рубля медью, которая и составляет главное удовольствие картежников.

Таким образом, в XVII веке государство проводит по отношению к азартным играм двойственную политику между запретительными мерами и фискальными интересами. Побеждают фискальные интересы.

Несмотря на это, в XVIII в. возрождается откуп костей и карт. Распространение азартных игр приводит к выходу очередного указа Петра I в 1717г., запрещающий игру на деньги в военное время, а также проигрыш амуниции и орудия. Следует отметить, что во времена правления Петра I в России появляются первые лотереи, которые всячески пропагандируются среди населения.

В годы правления Петра II (1727-1730) карточная игра становится официальной придворной забавой. В законодательстве никаких новшеств не появилось.

В годы царствования Елизаветы Петровны (1741-1761) карточные игры становятся постоянным досугом дворянства и становятся культурной традицией этого сословия. С этого времени карточные игры разделяются на два принципиально разных направления, которые буду рассмотрены нами в главе 1.2. Императрица была страстной картежницей.

Карточные игры процветают и при Павле I.  При Александре I (1801-1825) азартные игры не процветали. Начинается преследование организаторов и участников азартных игр. Указом № 22107 предписывается вести неослабное наблюдение, чтобы не было азартных игр, виновных отсылать к суду, а имена доносить самому Императору.

11 июня 1801г. выходит Указ против игры, в целях предотвращения разорения целых фамилий.

Чуть позже принимается Указ «Об истреблении непозволительных карточных игр», запрещающий большинство азартных игр в России.

При Николае I продолжается политика ужесточения мер против азартных игр на законодательном уровне, но азартные игры уже пронизывали все слои общества и надёжно закрепились в быту русского народа.

Азартные игры проводятся в подпольных игорных домах. Попасть в такой игорный дом можно только по рекомендации и по поручительству завсегдатаев. От шулерства никто не застрахован ни заведение, ни игроки. Правильность вращения рулетки зависит только от хозяина.

Государство формально запрещает азартные игры, но справиться с фактическим их наличием не может.

Во времена Александра  II расцветает подпольный игорный бизнес. В подпольных игорных домах процветает мошенничество.

Во времена правления Николая II (1894-1917) для игорной деятельности настают лучшие времена существования.

Запрещение или разрешение той или иной игры отнесено к компетенции министра внутренних дел.

Начинают открываться большие клубы и общественные собрания, в которых проводятся азартные игры.

Определяются два случая виновности по отношению к запрещенным играм: организация игр вне игорного дома и регулярное проведение азартных игр в собственном доме. Наказание – штрафы или тюремное заключение в зависимости от тяжести содеянного.

Тем не менее, азартные игры не только не исчезают, но еще больше распространяются, в связи с упрощением получения разрешений на открытие казино, игорных домов, увеселительных заведений. При этом их деятельность видоизменяется в худшую сторону из-за отсутствия надзора и контроля полиции, увеличиваются факты жульничества, незаконно осуществляемой деятельности.

Борьба полиции сосредотачивается на борьбе с частными клубами и собраниями, в которых проводятся недорогие коммерческие игры.

Государство не способное осуществлять контроль и надзор за азартными играми в соответствии с действующим законодательством постепенно приводит игорную деятельность к дезорганизации. Наряду с легальными законопослушными заведениями появляется множество подпольных, где игра ведется не только не по правилам, но шулерски, где игрок ничем не защищен кроме, как понятиями держателей таких заведений.

Весной 1907 года местные власти получают карт-бланш на начало борьбы с клубами и собраниями, в которых проводятся азартные игры.

Одновременно, вопрос продолжения проведения коммерческих и азартных игр и деятельности игорного заведения решается путем дачи взяток местным властям.   

Таким образом, проанализировав историю появления азартных игр, можно прийти к следующим выводам:

1.На протяжении семи столетий были выработаны важные правовые нормы регулирования азартных игр. Азартные игры делятся на «коммерческие» (дозволенные) и азартные (запрещенные). Была разработана система различных наказаний за организацию и проведение азартных игр, осуществлялся порядок надзора и контроля за азартными играми.

2. Двойственное отношение к азартным играм в России на протяжении веков сформировало противоречие между формально действующим законодательством всякими способами запрещающее, ограничивающее азартные игры и действительностью, в которой спокойно они проводятся без особых ограничений.

3. Прослеживается непонимание сути азартных игр, соотношение их полезности и вреда. Азартные игры – изобретение не российское, привнесенное из других стран. В России не изучали организацию и функционирование азартных игр и азартные игры, как коммерческую деятельность.

В основном, определялось, где проводить азартные игры, сколько за это платить государству, какое наказание нести за нарушение установленных государством законов.

Стремление к уничтожению легальной игорной деятельности, вытеснявшей нелегальную, приводит к повсеместному распространению последней. На борьбу с подпольным игорным бизнесом тратятся средства, отвлекаются правоохранительные органы, но самое главное – увеличивается коррупция. Ни одно нелегальное заведение не может функционировать без «прикрытия» правоохранительными органами.

























    1. .Классификация карточных игр

Что ни толкуй Вольтер или Декарт —

Мир для меня — колода карт,

Жизнь — банк; рок мечет, я играю

И правила игры я к людям применяю.


По своему принципу карточные игры разделялись на коммерческие и азартные.

К коммерческим играм относят чаще всего старинные популярные игры, насыщенные неожиданными ситуациями и требующие от игроков острой наблюдательности, хорошей памяти, быстрой реакции и неукоснительного соблюдения правил. А ставки – они всегда зависят возможностей и намерений играющих. Примеры коммерческих игр: винт, вист, преферанс, покер и др.

К азартным играм относят обычно те виды карточных игр, удача в которых зависит не от умения и расчёта, а от слепого случая. Корни их популярности во всём мире – в неистребимом желании человека испытать судьбу; на кон ставились дети, жёны, владения.

В азартных играх требовался не только удачный расклад карт, но и расчет, соображение, своего рода талант — почти как в шахматах. Азартные зависели только от слепого случая. Слово «азартный» происходит от французского «hasard» — случай, потом уже оно получило дополнительное значение — увлеченный, одержимый. Характерно, что дворяне — офицеры и чиновники — увлекались преимущественно азартными играми — привлекало не искусство игры, а только выигрыш, притом крупный.

«Нигде, — писал кн. П. А. Вяземский в «Старой записной книжке», — карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты одна из непреложных и неизбежных стихий. [...] Страстные игроки были везде и всегда. Драматические писатели выводили на сцене эту страсть со всеми ее пагубными последствиями. Умнейшие люди увлекались ею. [...] .

Подобная игра, род битвы на жизнь и смерть, имеет свое волнение, свою драму, свою поэзию.

Чаще всего герои классических произведений играли в азартную игру, которая, в зависимости от вариантов, называлась фараон, банк или штос. Фарао́н, банк или штос (стос) — карточная игра, которая пользовалась огромной популярностью в конце XVIII и начале XIX веков. Другие названия: «фаро», «штосс», «любишь — не любишь», «подрезать». Фараон породил целое семейство банковых игр.

С другой стороны, карты используются и при гадании. В произведении А.С. Пушкина мы встречаем эпиграф к «Пиковой даме»: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность», а затем в рассказе пиковая дама выступает в роли игральной карты — перед нами типичный пример взаимовлияния игры и гадания.

«Переписка моды…» иллюстрирует взгляд людей того времени на моду и связанные с ней перемены в повседневной жизни общества. Автор книги с горькой иронией отмечает преувеличенное значение, которое свет придавал модным предметам и увлечениям, в том числе карточной игре. Автор сетует, что такие пороки как: праздность, лицемерие, корыстолюбие меньше осуждались обществом, чем отсутствие у человека модного сюртука или кареты.

Н. Страхов писал, как Карточная Игра представляет Моде послужные списки своих подданных:

«I. Денежные игры, достойные к повышению:

1. Банк.

2. Реет.

3. Квинтич.

4. Веньт-Эн.

5. Кучки.

6. Юрдон.


7. Гора.

8. Макао, которое некоторым образом

крайне разобижено неупотреблением.

II. Нововыезжие игры, которые достойно принять в службу и ввести:

1. Штос.

2. Три и три.

3. Рокамболь.

III. Игры, подавшие просьбы о помещении их в службу степенных

солидных людей.

1. Ломбер.

2. Вист.

3. Пикет.

4. Тентере.

5. А л'а муш,

IV. Игры, подавшие просьбу о увольнении их в уезды и деревни.

1. Панфил.

2. Тресет.

3. Басет.

4. Шнип-шнап-шнур.

5. Марьяж.

6. Дурачки с пар.

7. Дурачки в навалку.

8. Дурачки во все карты.

9. Брошки или хрюшки.

10. Три листка.

11. Семь листов.

12. Никитишны и

13. В носки — в чистую отставку»1

Таким образом, в переписке автор строго разделяет карточные игры на группы: от «солидных» и «нравственных» коммерческих игр до «популярных» и опасных — азартных. Здесь, в частности, можно усмотреть одну из причин, почему карточная игра заняла в воображении современников (и в художественной литературе) совершенно особое место. Карты привлекали людей надеждами на выигрыш. Становясь моделью общественной жизни, карты сулили успех, удачу и, главное, власть. Именно эта жажда власти, которая сосредоточивается в руках умелого банкомета, привлекала к себе опытных игроков. Даже ведя честную игру, опытный хладнокровный банкомет превращался для взволнованного и неосторожного понтёра в воплощенный образ судьбы.

«Понтёр» — человек, играющий против банка (в азартных играх), «понтировать» — играть как понтёр; возм. через уг. или карт. «понт» — жертва шулера, уловка, хитрость, воровской прием, отвлечение внимания жертвы во время воровства, ср. «готовить понта» — искать жертву, «бить понт» или «понта» — притворяться невиновным, возмущаться, кричать, отвлекая внимание, «крепкий понт» — неопытная жертва, тот, кто еще не был обманут, «рваный понт» — уже бывшая.













1.3.Этикет карточной игры

Помимо правил карточных игр, существовали также правила поведения за карточным столом, единые для всех карточных игр, так называемые «неписаные правила». Из них выделяют три основных:

  1. Все эмоции игроки должны были оставлять за дверью, обращаться с картами как профи. Исходя из этого – не стоило позволять себе агрессивных поз за карточным столом, никакого нетерпения или излишнего азарта, игроки должны быть спокойны и уверенны. Можно было даже позволить себе вальяжно откинуться на спинку стула. Карты не следовало трогать до того, как будет сдана последняя.

  2. Важно было непринужденное обращение с картами. Непозволительно было тасовать и сдавать карты как настоящий крупье из казино, но и не следовало показывать себя в этой области полным профаном2. На стол запрещено было выкладывать различные предметы; все что допускалось – это бокал с напитком и пепельница.

При тасовании колоду берут в руки и делят ее на две части. Прикладывают углы карт друг к другу и гнут большими пальцами углы, прислоняя части колоды друг к другу так, чтобы карты образовали цельную колоду. Для надежности процедуру повторяли 3-4 раза. Существовало много различных вариантов тасования карт, можно применять любые, только не стоит это делать неумело, или еще хуже – как в детстве, когда одни и те же комбинации преследовали игроков на протяжении нескольких игр подряд. Безусловно, тасование не входит в правила, как играть в карты, однако говорит о профессионализме игрока. Если в нынешнее время каждый уважающий себя игрок должен уметь тасовать, то в XIX это делали специально назначенные люди.



В процессе раздачи держат в одной руке колоду, а другой раздают карты. Неприличным считается как неправильное держание карт (двумя пальцами, большим и указательным), так и бросание/хлопанье картами. Сдают слегка вытянутыми руками и следят за тем, чтобы карта была параллельно полу. Плохим тоном считается тот момент, когда сдающий смотрит на нижнюю карту колоды, независимо от того, во время сдачи или после нее происходит данный конфуз.

Также существует такое понятие, как уважение к сопернику. Это относится к тем моментам, когда участвующие проявляют сочувствие к проигравшему игроку, или же, наоборот, пытаются его принизить. Также не принято говорить о качестве (силе) своих карт и карт своего соперника и никогда не указывать игрокам на их ошибки, даже если уверены, что они их совершили ни до, ни после игры.

Во время игры в неазартные игры допустимы шутки. Приличным считается сдержанно-шутливый тон. При азартной игре подобные вольности не допускаются: игра должна совершаться в полном молчании, игроки обмениваются словами, имеющими прямое отношение к игре, и пользуются, как правило, специальной, условной, «игрецкой» терминологией. В истории карточных игр это способствовало развитию особого языка, который в дальнейшем бурно проникал в другие сферы культуры, карточная терминология широко входила в язык эпохи.

Никакое другое занятие не было столь распространено в разномастной среде русского дворянства. Играли в модных столичных гостиных, играли в домах провинциальных помещиков. На зеленом сукне карточных ломберных столов мелом делались расчёты, записывались ставки. Ненужные записи стирались специальной щёточкой. Стопками лежали нераспечатанные колоды: на каждую игру – новая. Использованные колоды карт игроки выкидывали прямо под стол. Вместе с картами со стола падали деньги, но поднимать их считалось дурным тоном: эти деньги оставляли для прислуги.

Следует помнить, что заслужить уважение в игровом обществе одними своими манерами невозможно. Игрок должен не только соблюдать все правила карточного этикета, но еще и быть блестящим стратегом. Отличного игрока будут бояться, а, следовательно, начнут уважать. При этом манера почувствуется, даже если вы будете играть в карточные игры бесплатно в сети.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что карточные игры были популярны. Все вокруг играли. Карты в то время являлись одним из немногих развлечений, дозволенных светскими условностями.

Кто ими в обществе себя не занимает

Воспитан дурно тот и скучен всем бывает-,

– шутливо утверждал дядя великого поэта Сергей Львович Пушкин в своём стихотворении «Вечер».

Часто сумма выигрыша не покрывала даже расходов. Все дело в том, что «игра не стоила свеч». Эта идиома возникла еще в XIX веке. Выражение представляет собой кальку с французского языка и отсылает к ситуации, когда игроки, приходя вечером в игорный дом, приносили собою свечи или специально оплачивали их, чтобы состоялась игра. В тех случаях, когда сумма выигрыша составляла сумму меньшую, чем стоимость свеч, говорили «игра не стоит свеч».











Глава 2

Карточные игры в жизни писателей

Что ни толкуй Вольтер или Декарт –

Мир для меня – колода карт,

Жизнь – банк; рок мечет, я играю

И правила игры я к людям применяю»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»


Русская литература пронизана духом игрового азарта. Писатели и поэты, гении русской словесности, играли сами и об игре со знанием дела и с удовольствием писали.

Играл ныне почти забытый, а некогда модный поэт и драматург Александр Петрович Сумароков.

Играл и даже не гнушался шулерством «старик Державин» в молодости. Выиграв огромную сумму, Державин счел это знаком свыше: выплатил все долги, прикупил недвижимость и завязал с игрой.

Заядлым игроком был Александр Сергеевич Пушкин. «Пиковая дама» и «Выстрел» - это не плод воображения поэта.

У Михаила Юрьевича Лермонтова в «Тамбовской казначейше» гусар выигрывает в карты красавицу жену хозяина дома, в «Маскараде» также идет карточная игра. Правда, сам Лермонтов на то и «сумрачный гений», что не был азартен, ровно как и другим страстям подвержен не был. Играл, конечно, потому что стыдно офицеру не играть. Но без удовольствия, а потому и без особого ущерба для кошелька. Тема карт и рока продолжается и в «Герое нашего времени».

Играет Лев Николаевич Толстой, играет, безупречно соблюдая правила.

Например, считалось, что упавшую под ломберный стол купюру дворянин поднимать не должен: это законная добыча лакеев. И когда вечно бедствовавший поэт Афанасий Афанасьевич во время игры наклонился за упавшей десятирублевой купюрой, Лев Николаевич, чтобы указать на низость такого поступка, зажег от свечи сторублевую ассигнацию и посветил ему.

Поэт Николай Алексеевич Некрасов, воспевший страдания русских крестьян, играл не только профессионально, но и очень удачливо, благодаря игре он и сам жил безбедно, и журнал «Современник» часто спасал от финансового краха очередным выигрышем. «С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите», — говорил ему В.Г. Белинский. Утверждали, что в год он выигрывал до 20 тысяч рублей - огромная по тем временам сумма. При этом страстью своей Н.А. Некрасов карты не признавал и говорил: «В чем другом у меня не хватает характера, а в картах я стоик» (Кривко - Апинян 1992: 145).



















2.1. 10 лет беспрерывной игры

В казино выигрывает только тот,

кто владеет этим казино

М. Задорнов

Летом 1862 года Ф.М. Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его затягивает страсть к игре. Он и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума (при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду). Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Ф.М. Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает.

Нельзя сказать, что Ф.М. Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена, старейшем курорте Германии. Ф.М. Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил. В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде. Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Ф.М. Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман.

Так появляется «Игрок» — один из самых знаменитых романов Ф.М.Достоевского, отчасти биографический. Вероятно, это одна из самых необычных предысторий написания великого романа в истории литературы.

Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы.

«Игрок» был написан с нуля за невероятные 26 дней. Игроманские «запои» продолжались и при новой жене. В 1867 году он снова проигрывается в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые.

Однажды Ф.М. Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает, потому что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа. ФМ. Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграли те деньги, которые предназначались для возврата долгов.

Ф.М. Достоевский 10 лет провёл в игроманском «угаре», всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно «отпустило», о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Ф.М. Достоевский больше никогда не подходил к рулетке.

Действительно, Федор Михайлович Достоевский был настоящим игроманом Любовь и вера помогли Фёдору Михайловичу оставить игру. однако в его излечении от игромании большую роль сыграла его жена, победительная в своей любви Анна Григорьевна

Ф.М. Достоевский написал роман об этом своем горе-пристрастии - «Игрок».

Впрочем, многие свои романы он писал только для того, чтобы карточные долги выплатить. И говорил: «Если бы русские писатели не играли в карты, то не было бы русской литературы»




























2.2. Падал я, вставал в мой век...

Подобно в карты не играешь,

Как я от утра до утра

Г.Р. Державин, отрывок из оды «Фелица»

Гавриил Романович Державин приехал в Москву, имея от матери поручение купить небольшую деревушку, душ 30. Двоюродный брат и господин подпоручик, жившие в одном с ним доме, завели его сначала в маленькую, а потом и в большую карточную игру, так что он проиграл данные ему от матери на покупку деревни деньги.

Г.Р. Державин хотел проигранные деньги возвратить; однако не мог. Тогда, заняв у двоюродного брата, купил деревню на свое имя и ему её заложил вместе с материнским имением, хотя не имел на то права. Попав в такую беду, он отправился по трактирам искать игры.

Г.Р. Державин там познакомился с игроками и с прикрытыми благопристойными поступками и одеждою разбойниками; у них научился заговорам заводить «новичков» в игру, подборам карт, подделкам и всяким игрецким мошенничествам. Однако он никогда не предавался в наглое воровство или в коварное предательство своих приятелей. Хотя случалось ему быть в сообществе с обманщиками и самому обыгрывать на хитрости, но никогда никакой выигрыш не служил ему впрок; следственно, он не мог сердечно прилепиться к игре, а играл по нужде.

Гавриил Романович никогда не играл в долг, не занимал деньги, не старался отыгрываться или обманами, ложью и пустыми уверениями достать деньги.

У унтер-офицера Г.Р. Державина было две страсти: он любил испытывать судьбу в карточной игре и «марать стихи». Екатерина Великая по возможности боролась с азартными играми, считая, что дворянство — опора трона, а карты — гибель для славных родов. Впрочем, к «коммерческим играм» императрица относилась терпимо, даже находила в них пользу.

Императрица узнала, что Г.Р. Державин ночами напролёт играет в баккару и макао — и сказала ему с явным неудовольствием: «А вы всё-таки продолжаете играть!» — «Виноват, ваше величество: играю иногда и в коммерческие игры!» Ловкий и двусмысленный ответ обезоружил императрицу, вникавшую в гибкость русского языка.

Из карточной игры мало кто вырывался, но Г.Р. Державин победил эту страсть, хотя продолжал играть в карты, садился за стол и чаще всего выигрывал. Карты его более не интересовали, он играл умеренно, с умом. Ему хватало картёжного опыта, чтобы с помощью игр время от времени пополнять свой бюджет. Оказалось, что в картах, как и в поэзии, важна мера.

Карты любят хладнокровных, а Г.Р. Державин одолел свои порывы. Много лет спустя он написал пространную оду «На счастие» — своеобразное политическое обозрение, в котором мобилизовал для аллегории картёжные термины и сюжеты.

















2.3. Преемник старого картёжника

Страсть к банку! ни любовь свободы,

Ни Феб, ни дружба, ни пиры

Не отвлекли б в минувши годы

Меня от карточной игры

А.С. Пушкин, отрывок из «Евгений Онегин»


В 1815 году Г.Р. Державина пригласили почетным гостем на публичный экзамен в Царскосельский лицей. Поэт был уже стар, ему было 72 года. Г.Р. Державин дремал, сидя за столом экзаменаторов и знатных гостей. И не сразу понял, откуда взялись великолепные строки стихов, звучащие в парадном зале. Кудрявый юноша читал их звонко и взволнованно. О чем тогда подумал старый поэт? Стоя рядом с Г.Р. Державиным, А. С. Пушкин звенящим от волнения голосом прочитал свои стихи и убежал. Восторженный Г.Р. Державин крикнул: “Я не умер. Вот кто заменит меня”.

Никто даже не предполагал, что А.С. Пушкин встанет наравне с Г. Р. Державиным, никто не задумывался о том, что писатель унаследует от своего кумира любовь к картам.

Трудно сказать, что больше характеризовало молодого Пушкина в глазах Третьего отделения: его поэтическое озорство или пагубная страсть к азартной картежной игре. В полицейских списках Москвы он значился как «№ 36, Пушкин, известный игрок». Из всех пушкинских друзей впереди него были только Федор Толстой под № 1 и Павел Нащокин за № 22

Анекдот, хорошо известный петербуржцам XIX века:

Император Николай Павлович всегда советовал А.С. Пушкину бросить картежную игру, говоря: «Она тебя портит».

— Напротив, Ваше величество, — отвечал поэт, — карты меня спасают от хандры

— Но что же после этого твоя поэзия?

— Она служит мне средством к уплате карточных долгов, Ваше величество.

Анекдот льстил Александру Сергеевичу. Долги и в самом деле достигали сумасшедших размеров. Только известному игроку В. С. Огонь-Догановскому он задолжал 24 800 рублей (В царской России каждый рубль имел золотое обеспечение. С учетом курса текущей стоимости золота 1 царский рубль был равен 1513 рублей 75 копеек)

Однако карты не только «спасали от хандры». Зачастую игра в карты становилась единственным способом выжить. Известно, что однажды А.С. Пушкин проиграл приятелю Никите Всеволожскому право на издание своего первого сборника стихов, оцененного автором в тысячу рублей. В другой раз, проиграв все бывшие у него деньги, поэт предложил в виде ставки пятую главу «Евгения Онегина». К счастью, в тот раз А.С. Пушкину повезло, и он не только отыгрался, но и выиграл значительную сумму, но дело это не меняет. Играя в карты, он терял чувство реальности и совершенно забывал о разумных границах.

Близкий друг Александра Сергеевича Алексей Вульф: «В величайшем проигрыше остается надежда на вероятность выигрыша. Это я слыхал от страстных игроков, например, от А.С. Пушкина. Пушкин справедливо говорил мне однажды, что страсть к игре есть самая сильная из страстей».

А.С. Пушкин, оставил миру богатое литературное наследие, а своей семье огромные долги и финансовую несостоятельность. Постоянный долговой застой у неплохо зарабатывавшего творчеством А.С. Пушкина образовался в результате многочисленных проигрышей в карточных играх и семейной жизни не по средствам.

Всегда вовремя возвращающий кредиты поэт брал взаймы деньги у императора и друзей, чтобы выпустить книгу, расплатиться с ростовщиками и партнёрами по азартным играм, заплатить модным модисткам, купить продукты и предметы мебели, оплатить расходы, связанные с балами и выездами, и обеспечить безбедное существование жене и детям.

Смерть А.С. Пушкина превращала его семью в банкротов, но В.А. Жуковский, знавший о тяжёлом материальном положении своего ученика, направил Николаю I ходатайство с просьбой об опеке над осиротевшей фамилией, которое тут же было удовлетворено.

Император Николай I простил писателю задолженность государственной казне в размере 43 333 рублей 33 копеек, выплатил все его остальные денежные обязательства, доходившие до 100 000 рублей.

А.С. Пушкин признавал, что страсть к игре – самая сильная из его страстей. Поэт много играл, часто проигрывал. Однако ничего с этим не мог поделать. Несомненно, страсть к картам приносила А.С. Пушкину неприятности.

Помимо долгов и сомнительной репутации, игра давала поэту пищу для творчества, вдохновение. Даже самый первый прозаический опыт, отрывок «Наденька» описывает игорный дом: «Тузы, тройки, разорванные короли, загнутые валеты сыпались веером, и облако стираемого мела мешалось с дымом турецкого табаку». Благодаря этой «страсти» появились на свет произведения, без которых мы не мыслим пушкинского наследия: повести «Выстрел», «Пиковая дама».













2.4. «Белая ворона» в славном ряду игроков

Столы зеленые раскрыты:

Зовут задорных игроков

Бостон и ломбер стариков,

И вист, доныне знаменитый,

Однообразная семья,

Все жадной скуки сыновья…

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»


В ХIХ веке все знаменитости коротали время за картами, в том числе А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели, поэты, дипломаты, политики, помещики, но не Н.В. Гоголь.

Мать вспоминала, что дома подростком он вынужден был садиться за бостон, когда в их женском обществе не хватало четвертого: «Он никогда не любил карт, а впоследствии времени и в руки их не брал». Это подтверждал и его близкий друг А. Данилевский: «Любимых игр у Гоголя в детстве не было, как впоследствии он не любил никакого спорта, верховой езды и пр. До некоторой степени нравился разве что биллиард». «Да и в него играть не умел»,- утверждал приятель С. Аксаков.

Николай Васильевич Гоголь с младых лет обожал А.С. Пушкина. Приехав после гимназии в Петербург завоевывать мир, юный провинциал тотчас же отправился к Александру Сергеевичу. Чем ближе подходил к заветному дому, тем больше охватывала его робость. У самых дверей резко повернул назад. Хватил для храбрости рюмку ликера и двинулся на приступ.

-Дома ли хозяин?

-Почивают, - ответил слуга.

- Верно, всю ночь работали? - участливо спросил провинциал, твердо уверенный, что гений только тем и занят, что творит в ночной тиши бессмертные строки, а днем спит.

- Как же, работал, - проворчал слуга. – В картишки играл.

Н.В. Гоголь признавался потом, что это был первый удар, нанесенный его школьной идеализации. Но этот удар сослужил великую службу русской литературе.

Как-то при Н.В. Гоголе рассказали про мелкого чиновника, страстного охотника на уток. Необычайной экономией, усиленными трудами сверх должности накопил он 200 рублей на покупку фирменного лепажевского ружья. И в первый же день утопил его в Финском заливе, подкрадываясь на лодке к пернатой добыче. Вернулся чиновник с охоты, лег в постель и больше не вставал: горячка. К жизни беднягу возвратили друзья, скинувшиеся на новое ружьишко. Все смеялись над историей, только Гоголь был задумчив. Так родилась «Шинель.

А что же Н.В. Гоголь? «Бледным, золотушно-вялым призраком проходит Гоголь через жизнь. Никаких общественных исканий, никакого бунтарства даже в ранней юности; никакой страсти, никакой даже самой обыденной любви к женщине…»3 Иначе говоря, Н. Гоголь есть человек без страстей!













Глава 3

Тема азартных игр в произведениях XIX века

Писатели, жившие в «эпоху расцвета азартных игр», не могли не коснуться этой темы в своих произведениях. Они утверждали, что в эстетике карточной игры есть совсем другая, отрицательная сторона, на которую мало кто обращал внимание, поэтому достаточно трудно было проследить в произведениях положительное влияние азартных игр, если такова, конечно, была. Никакие высокие идеалы не могли истребить в русских людях страсть к игре. Исчезла необходимость в соблюдении светского этикета, обесценилось понятие о «долге чести», расцвело шулерство

Литература ХIХ века привносит свои изменения в игровое пространство. Произведения пропитаны духом карточной игры: азартной и коммерческой. Принцип карточной игры в русской литературе XIX веков имел основополагающее значение мотива, принципа показа пороков общества, способа представления вариантов разрешения социальных конфликтов.















3.1 «Война и мир»…и карты

В романе Л.Н. Толстого карточная игра является одним из инструментом сюжетного развития. Жертвой такого расклада событий стал Николай Ростов, старший сын Ильи Андреевича Ростова, брат Наташи, Веры и Петра Ростовых. Сам процесс проигрыша описывается в двух главах: том 2 часть 1 главы XIII—XIV. В двух последующих главах описывается состояние Николая Ростова после проигрыша, а также его объяснение с отцом (том 2 часть 1 главы XV—XVI).

Однажды Николай Ростов едет к своему другу Федору Долохову поиграть в карты. Судя по всему, Долохов планирует эту встречу заранее. Дело в том, что ранее он сделал предложение Соне Ростовой, но та отказала ему, потому что она любит Николая. Долохов решает отомстить Ростову за эту обиду через игру в карты. При этом Николай ничего не подозревает. Друзья начинают играть. Уже вскоре Николай проигрывает больше денег, чем может заплатить. Проходит полтора часа, все собравшиеся наблюдают за игрой Долохова и Ростова. К этому моменту долг Николая вырастает до 15 тысяч, но молодой человек все надеется отыграться. В итоге Ростов оказывается должен Долохову целых 43 тысячи рублей. Долохов дает Ростову понять, что он обижен на него и на Соню за его отвергнутую любовь. По словам Долохова, сегодня Ростов «счастлив в любви, но несчастлив в картах». Николай обещает выплатить долг завтра же.

Николай Ростов приезжает домой. Он чувствует себя несчастным. Вдруг он слышит, как поет его сестра Наташа Ростова. Ее прекрасное пение отвлекают его от мрачных мыслей. Вскоре граф-отец Ростов приезжает домой из клуба. Николай, сдерживая рыдания, признается отцу, что проиграл 43 тысячи. Эта новость шокирует отца, но он не ругает Николая, а ведет себя очень понимающе. От этой доброты отца Николаю становится только хуже. Молодой человек, рыдая, бросается к отцу и просит прощения. Спустя две недели старому графу удается собрать нужную сумму, и Николай выплачивает долг Долохову.

События на момент проигрыша происходят в декабре 1806 года, когда ассигнации заметно упали в цене: курс серебряного рубля составлял 137 копеек ассигнациями. Сумма карточного долга указана в ассигнационных рублях. В полновесных серебряных рублях бывший студент Московского университета Николай Ростов проиграл Долохову 31 386 рублей 86 копеек, что в пересчете на современные деньги составило бы 55 073 138, 7 (пятьдесят пять миллион семьдесят три тысячи сто тридцать восемь рублей семьдесят копеек).

Это была огромная сумма. Накануне отъезда Ростова на службу в полк старый граф Илья Андреевич дал сыну две тысячи рублей и предупредил, что деньги даются на одну треть грядущего 1807 года. (Университетские профессора получали в это время две тысячи рублей в год.) Служба в кавалерии была весьма затратной, и обойтись одним государевым жалованьем не получалось.

В 1806 году за сумму карточного проигрыша графа Николая Ростова могли бы досыта есть хлеб в неурожайный год 135 больших семей.

Ситуация поединка – банкомет – понтер – ярко описана Л.Н. Толстым в сцене карточной игры Николая Ростова с Долоховым. Даже ведя честную игру, опытный хладнокровный банкомет превращался для неосторожного и взволнованного понтера в воплощенный образ судьбы. Л.Н. Толстой не упоминает о том, что Долохов использует в игре запрещенные приемы, вероятно, игра ведется честная, но Долохов намеренно нагнетает атмосферу напряженности, сам затевая неожиданно разговор о слухах о своем шулерстве.

Важен подчеркнутый «демонизм» поведения Долохова-банкомета. Создается специальная атмосфера. Долохов назойливо спрашивает Ростова, не боится ли он его, и подчиняет себе его волю, заставляя увеличивать ставки. Долохов убеждает Ростова в своей фатальности: «Другим даю, а тебе бью. Иль ты меня боишься?» Этот мотив боязни Долохов повторяет несколько раз, навязывая Ростову психологическое состояние страха.

«Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула».

Л.Н. Толстой с гениальностью художника и одновременно с личным опытом человека, переживающего отчаяние огромного проигрыша, описывает неожиданное и ничем не мотивированное состояние душевного подъема, пережитое Николаем Ростовым, которое не только не исключается, а скорее стимулируется чувством своей гибели. Этот восторг гибели, составляющей часть поэзии карточной игры, переживает проигравший Николай Ростов, для которого отчаяние, высшее напряжение души и звуки романса Наташи (сестры Николая) сливаются в один аккорд: «О, как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...» Ситуация азартной игры — прежде всего ситуация поединка: моделируется конфликт двух противников.















3.2 Карточные игры как двигатель сюжета в произведениях Н.Г. Гоголя

Не во всех произведениях карты играли ключевую роль. Авторы произведений предпочитали не концентрировать внимание читателей на карточной игре, а лишь указывать на её присутствие и воздействие на персонажей.

Н.В. Гоголь испытывал к азартным играм далеко не теплые чувства. Например, произведение «Ревизор»: молодой чиновник отправился из столицы к родителю в Саратовскую губернию, повстречал в Пензе пехотного капитана. Тот в четверть часа обобрал его в штос. Суть игры заключается в том, что игрок делает ставку на то, что выбранная им карта выпадет из колоды четной по счету. Банкомет cдает карты поочередно, открывает и раскладывает их попарно: выпавшие нечетными – с одной стороны, четными – с другой. Ставки на карту считаются разыгранными при первом выпадении этой карты из колоды. Игрок проигрывает, если карта, на которую он сделал ставку, выпала из колоды нечетной – эта карта называется Битой. Игрок выигрывает, если его карта выпала из колоды четной.

Пришлось Хлестакову неделю проживать в захудалой гостинице, дожидаясь от батюшки денег на дальнейшую дорогу и заглядывая при голодном брюхе в чужие тарелки. Тут-то его и заприметили неразлучные друзья Бобчинский с Добчинским.

В данном случае видно, насколько проигрыш в карты изменял планы Хлестакова.

В произведении «Шинель» Г.В. Гоголь лишь указывает на возможную причину несчастья Акакия Акакиевича Башмачкина: «Даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению». Однако справлена новая шинель. Сам помощник столоначальника приглашает Башмачкина на чай. Чиновники похвалили обновку. «Потом, разумеется, все бросили и его, и шинель и обратились, как водится, к столам, назначенным для виста.

Все это: шум, говор и толпа людей, - все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица, и уж давно наступило то время, в которое он, по обыкновению, ложился спать»

Акакия Акакиевича заставили выпить два бокала, посла которых он почувствовал, что в комнате сделалось веселее, однако не мог позабыть, что уже двенадцать часов и что давно пора домой. «Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать его хозяин, он вышел потихоньку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежавшею на полу, стряхнул ее, снял с нее всякую пушинку, надел на плечи и опустился по лестнице на улицу». За полночь покинул теплую компанию. И в темноте отняли у него шинель. Может быть, не сидел бы Акакий Акакиевич за карточным столом, вернулся бы раньше домой, и не случилась бы эта история.

Возможно, кому-то могло показаться, что данные персонажи испытали большое горе: кто-то проиграл большую сумму, а кто-то потерял то, что было ему так дорого и в конце концов, не выдержав горя, умирает.

У героя М.Ю. Лермонтова из произведения «Герой нашего времени», Вулича, была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. Глава «Фаталист» является завершающей частью романа «Герой нашего времени». Начало повести подчеркивает противопоставление коммерческой игры, которая ассоциируется с пошлым большинством («Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы сидели у майора С***»), и азартной – удела страстных натур. Действие начинается с жаркого спора, тема которого – предопределенность судьбы, в которую верит поручик Вулич. Финалом спора стало смертельное пари, которое Вулич предложил присутствующим.

«Господа, я вас прошу не трогаться с места! – сказал Вулич, приставя дуло пистолета ко лбу. Все будто окаменели. – Господин Печорин, прибавил он, – возьмите карту и бросьте вверх».

Я взял со стола, как теперь помню, червонного туза и бросил кверху: дыхание у всех остановилось; все глаза, выражая страх и какое-то неопределенное любопытство, бегали от пистолета к роковому тузу, который, трепеща на воздухе, опускался медленно; в ту минуту, как он коснулся стола, Вулич спустил курок... осечка!..»

За зеленым столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство. Вулич считал, что судьба человека уже предначертана и не зависит от него самого. За очередной карточной игрой вечером Вулич решил доказать свою правоту, сняв со стены заряженный пистолет и приставив его к голове. Чудом промокший порох не дал ему покончить с жизнью.

Лишь Максим Максимыч, один из присутствовавших, подмечал, что даже после отсечки пистолета чувствовал скорую кончину Вулича. Этим же вечером он шел один по темной улице; на него наскочил пьяный казак, и, может быть, прошел бы мимо, не заметив его, если б Вулич, вдруг остановясь, не обратил на себя внимание.

Тема азартной игры и случайности выбора, когда на карте лежит жизнь и смерть, – схема пари Печорина и Вулича. Вулич, выиграв пари, после того как приставленный им ко лбу пистолет не выстрелил, прибавил, «самодовольно улыбаясь: – это лучше банка и штосса». Счастливо избежавший смерти благодаря осечке, вскоре Вулич погибает, зарубленный пьяным казаком.









3.3 Святая Акулина/Акулина-грешница

Темноволосая, проницательная, зрелая женщина с твердым и решительным характером, пожилая дама, интриганка, завистница, сплетница. Данное описание едва ли может описать всех ролей пиковой дамы в гадании. Однако дама-пики имеет и положительно знамение. Карта признаёт достоинства игрока, стремление стать лучше, направляет на путь, даёт подсказку. К примеру, в карточной игре «Сто одно» при завершении партии пиковая дама, оставшаяся в руке может приблизить игрока на 40 очков к поражению ,или же ,напротив ,завершённая дамой пики партия вычитает из банка игрока эти же очки, давая значительное преимущество.

В произведении А.С. Пушкина «Пиковая дама» происходит взаимовлияние карточной игры и гадания. Как и говорилось ранее, в жизни пиковая дама может символизировать переход на более высокий уровень, она может повышать чин и положение в обществе. Но для этого нужно быть смелым и иметь хорошую карму. Главный герой рассказа, Германн, привлекательный молодой человек, но скрытен и неразговорчив. Точное описание внешности и характера Германа А.С. Пушкин вложил в уста одного из персонажей повести – Томского: «…у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». У Германа оказался не только профиль Наполеона, но и такие же честолюбивые планы. Французский император собирался одержать военные победы, пушкинский герой мечтал же, чтобы у него было много денег, и тогда весь мир будет у его ног. Сравнение с Мефистофелем тоже не случайно. Молодой человек искушал невинную девушку, чтобы добиться своей цели. Он на самом деле совершил три злодейства, только чуть позже, чем думал Томский.

Во-первых, мужчина ставил под удар честь Лизы, воспитанницы графини Анны Федотовны, не только забрасывая её письмами, но и придя ночью к ней в комнату.

Во-вторых, он как вор проник в чужой дом под покровом ночи с недобрыми намерениями.

В-третьих, Герман фактически убил графиню, грозя ей пистолетом, из-за чего старуху хватил удар.

Герман очень азартен и впечатлителен, «имел сильные страсти и огненное воображение» поэтому только он из всех сидящих за карточным столом во время рассказа поверил в «анекдот о трёх картах». После убийства старухи-картёжницы её призрак в образе пиковой дамы явился во сне Германну и рассказал «тайну трёх карт».

Рассказ А.С Пушкина заканчивается проигрышем и полным лишением рассудка главного героя. Мы пришли к выводу, что в произведении А.С. Пушкина Пиковая Дама выступала не только в роли карточной игры, но и в роли коварной женщины, выражающей «тайную недоброжелательность» по отношению к главному герою рассказа. Пиковая Дама награждает лишь смелых и чистых душой, а людям, подобным Германну, она несёт лишь неудачу и смерть.
















Заключение

Один из персонажей испанского мультфильма «Психонавты, забытые дети» говорит, что жизнь тасует карты, но именно нам приходится играть. Действительно, в нашей судьбе столько зависит от воли случая, что иначе, чем игрой, жизнь не назовешь.

Для русского человека карты по сей день остаются незаменимым развлечением. Поэтому эта тема не могла обойти внимание современников , которые отображали в своих произведениях жизнь русского народа. Тема карточной является незаменимой частью в трудах многих писателей, которые так или иначе ее осмысляют и преобразовывают в своих произведениях. Благодаря огромному разнообразию карточных игр, для автора существовало много вариантов тем.

В процессе выполнения работы поставленная цель была достигнута, а задачи решены. Анализируя произведения писателей ХIХ века, мы пришли к выводу, что писатели в своём творчестве часто обращались к теме азартных игр. Из множества тем карточная тема, пожалуй, одна из широко употребляемых и традиционных в русской литературе.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В произведениях литературы описаны игры, в сюжетах которых хорошо прослеживается влияние азартных  игр на человека, причина морально-нравственного и физического падения личности.

В большинстве случаев она развивалась в направлении проблематики судьбы, превосходством потусторонних сил над человеком. Обращение к теме карточной игры объясняется, прежде всего, социальной и духовной функцией.

В своей исследовательской работе мы рассмотрели историю зарождения карточных игр в России, их классификацию и разновидности, влияние на жизнь человека и его мировоззрение.

С помощью приведённых примеров мы пришли к выводу, что карточные игры раскрывают быт русского человека, его жизнь, увлечения, повествуют о месте и роли карт в жизни человека, их значение и влияние на мироощущение. В определенный период времени, а именно это XIХ в., карты были средством обогащения и развлечения, в карты играли в основном дворяне и аристократия.

Таким образом, можно утверждать, что игра в карты в русской литературе ХIХ в. обладает функцией литературного образа героя, т. е. это:

- символ формы быта общества ХIХ в.;

- художественная деталь;

- средство характеристики персонажа ;

- герой литературного произведения.

С целью подтверждения наших мыслей, мы обратились к биографии некоторых писателей, чья жизнь была тесно связана с миром азартных игр. На их примере мы убедились, что карты способны властвовать над человеческими помыслами и устремлениями, менять их судьбы. Только немногие из них могли вовремя остановиться и выйти из «игрового плена».

Таким образом, игра - это всеобъемлющий способ человеческой деятельности. Игра – структурная основа человеческих действий. Жизнь героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир», рассказа А.С. Пушкина «Пиковая дама», Н. В.Гоголя «Шинель» - это и есть игра, полная различных сюжетов, идей, фантазий, разнообразием.









Литература

  1. А.С. Пушкин «Пиковая дама»

  2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  3. Н.В. Гоголь «Шинель»; «Ревизор»

  4. Л.Н.Толстой «Война и мир»

  5. С.Л.Пушкин «Вечер»

  6. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. – М.: Эйдос, 1992.

  7. Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)» Санкт-Петербург «Искусство -СПБ» 1994 стр.137-145

  8. Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века: научная литература. – М.: Просвещение, 1977.

  9. Манн Ю. Карнавал и его окрестности в литературе // Вопросы литературы. - 1995, Вып. 1. – С.153-161.

  10. Манн Ю. О понятии игры как художественном образе // Манн Ю. Диалектика художественного образа. – М.: Советский писатель, 1987

  11. Страхов Н.И. «Переписка моды, содержащая Письма безруких Мод, размышления неодушевленных нарядов...: нравственное и критическое сочинение, в коем с истинной стороны открыты нравы, образ жизни и разные смешные и важные сцены модного века» 1791

  12. Парчевский Г. Ф. «Карты и картёжники: панорама столичной жизни» Спб.: Издательство "Пушкинского фонда", 1998. - 256 с

  13. Шевцов, Вячеслав Вениаминович. Карточная игра в России : (конец XVI - нач. XX в.) : история игры и история общества / В. В. Шевцов ; ред. А. Н. Жеравина, Э. Л. Львова ; Том. гос. ун-т. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - 244 с.

  14. https://lit.wikireading.ru/hjw0XpqGbx

Викентий Вересаев Как работал Гоголь (В. Вересаев. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. — М.: Правда, 1990. — 532-559.

  1. https://imwerden.de/pdf/vyazemsky_zapisnye_knizhki_1992__ocr.pdf

П.А.Вяземский «Записная книжка», МОСКВА «РУССКАЯ КНИГА» 1992

  1. http://rus-yaz.niv.ru/doc/card-terminology-dictionary/index.htm#207

«Карточная терминология и жаргон XIX в ека»

  1. https://zhelty1.livejournal.com/363497.html

«Российские игральные карты»

  1. https://biography.wikireading.ru/210709

  2. https://life.ru/p/929894

  3. https://www.kp.ru/daily/26649/3668920/

  4. https://rg.ru/2020/06/09/skolko-stoila-korova-vo-vremena-karamzina-i-tolstogo.html?_gl=1*o5215k*_ga*djF2MVRXTVlxOFUxRUd0V2FRbEZwOS14X1BsX2hPWHpKUG5oUDJmZ0dXcGlweGlsMDZDNlU3dmZwMTRha1diTA .

  5. https://tanja-tank.livejournal.com/108031.html?amp=1

  6. https://ar.culture.ru/ru/subject/bitka-shahmatnaya-figura-igralnaya-kost

  7. https://www.rarib.ag/ё

  8. https://cyrillitsa.ru/history/80899-pochemu-nikolay-i-pogasil-dolgi-pushkina.html

  9. https://biography.wikireading.ru/327020














Приложение

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1815 ГОДА



ДЛЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

Карты выпускались Императорской Карточной фабрикой специально для присоединённых к России в начале XIX века польских губерний и именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт являются рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствуют дамы, но имеются, помимо короля, ещё две «мужские» персоны – вышник и нижник (применительно к русским картам это были как бы валет старший и валет младший).









ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ РОССИИ

Географические карты придуманы и составлены К. М. Грибановым в 1830 году. Это - первый самостоятельный образец карт, изданных на Карточной фабрике при Александровской мануфактуре в Санкт-Петербурге. Колода Константина Грибанова состоит из 60 карт, хотя стандартная полная колода имеет 52 карты. Это объясняется тем, что автор преследовал цель создать тематическую географическую колоду с изображением всех административно-территориальных единиц Российской империи. В 1830 году таких единиц было 60. На лицевой стороне каждой карты, разбитой на четыре части, показана карта игральная, губернский герб, местный костюм и список городов губернии.



Еще одной особенностью этих карт является ее «рубашка» (обратная сторона) — на каждой карте она своя и представляет из себя географическую карту административной единицы с указанием расстояния до Санкт-Петербурга и Москвы.





































РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1850 ГОДА

Очень редкая русская колода, выпускавшаяся на Императорской Карточной фабрике.















ЭСКИЗЫ А.Е.БЕЙДЕМАНА

В начале 1860-х годов академик исторической живописи Бейдеман был привлечён к созданию проектов новых игральных карт. Талантливый рисовальщик и иллюстратор, Бейдеман в рисунках этой колоды показал классические литературные типы. Колода никогда не издавалась.













ОХОТНИЧЬИ КАРТЫ

Колода карт была создана в 1860 году придворным живописцем русского императора Александра II Михаем Зичи. На всех картах изображены сцены императорской охоты и миниатюрные изображения стандартных игральных карт. Колода предназначалась для Карточной фабрики, но издана не была.













2 СОРТ

1 СОРТ





1 Н. Страхов «Переписка Моды»

2 Профан - несведущий в какой-л. области человек(https://kartaslov.ru)

3 Высказывание Викентия Вересаева из жизнеописания Н.В. Гоголя «Как работал Гоголь»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!