Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска
Проект по формированию
основ безопасного поведения
«Береги себя сам»
Автор проекта:
музыкальный руководитель Новосельцева Т.А.
Паспорт проекта
1.Обоснование выбора
Проект имеет социально - личностное направление.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Дошкольным образовательным учреждениям в этом вопросе отводится особая роль.
2. Актуальность
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.
Особенность работы над проектом, состоит в осознании большого значения положительного примера со стороны взрослых, и прежде всего педагога, использование совершенно новых методов (тренинги поведения, психотерапия детских страхов). Через музыку помогаем понять правила безопасности и проиграть различные ситуации.
Налаживание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания - неизбежные условия эффективности в воспитании детей. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Если запретов будет слишком много – ребѐнок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Необходимо выделить основное содержание, которое требует совместных усилий педагогов и родителей, определить перечень жизненно важных правил и запретов, выполнение которых для ребенка обязательно и дома, и в детском саду. Программа проекта интегрируется с такими образовательными областями, как: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Цель проекта - формирование у дошкольников основ безопасного образа жизни, навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях средствами художественного слова и музыки.
В содержание проекта включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
сформировать модель адекватного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями средствами художественного слова и музыки;
воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности, самостоятельности и ответственности за свое поведение в том числе и на музыкальных занятиях в ДОУ;
способствовать развитию творческих способностей детей;
помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром
При реализации проекта учитываются индивидуальные и возрастные особенности, социокультурные различия, своеобразия домашних и бытовых условий.
Задачи
для детей:
Расширять у детей представления о безопасном поведении дома и на улице.
Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, как на улице и дома.
Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб.
Привлекать детей к посильному участию в изготовлении продуктов деятельности.
Активизировать словарь за счет слов по теме: «Семья», «Транспорт», «Мебель» и т.д.
для педагогов:
В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с вопросами безопасности.
Создать условия для совместной деятельности взрослых и детей, в рамках реализуемого проекта.
Обеспечить реализацию задач через образовательные области.
Участвовать, в проводимых в детском саду акциях, на тему «Я и моя безопасность».
Создание интереса к теме через использование музыки, художественного слова, сказок и электронных образовательных ресурсов.
Способствовать установлению взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ, родителей, социальных партнеров в процессе разработки и реализации проекта.
Создать условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в рамках реализуемого проекта.
Провести рефлексивную контрольно-оценочную деятельность через анкетирование детей и родителей.
для родителей:
Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах.
Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы.
Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Формы взаимодействия с родителями (семьей) и воспитателями
1.Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:
- совместные досуги «Мы едим на автобусе»
- совместные досуги «Волк и семеро козлят».
2. Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия педагогов-детей-родителей:
- анкетирование
3.Ожидаемые результаты
- для детей
Сформированы представления о безопасном поведении
Выработаны навыки правильного поведения при экстренных ситуациях
Дети знают телефоны экстренных служб
Повышение познавательной и творческой активности.
- для педагогов
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов;
Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
Создание информационно-методической базы по данной теме.
- для родителей
Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни ДОУ.
Активное участие в совместных мероприятиях, проходимых в рамках данного проекта.
Бережное отношение к продуктам детского творчества.
Показатели результативности:
Сформированность элементарных представлений о правилах безопасного поведения в современных условиях;
Сформированность навыков безопасного поведения;
Обеспечение безопасного проведения воспитательно-образовательного процесса. Отсутствие травматизма на музыкальных занятиях.
Участие в творческих мероприятиях по теме безопасности.
4. Сроки и этапы реализации проекта: сентябрь 2021 – май 2023 г.г.
5. Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, родители, социальные партнеры.
6.Этапы реализации проекта
Этапы | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта) | 1.Беседа с детьми, 2.Рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий, энциклопедий. | 1.Разработка анкет, 2.разработка системной паутинки по проекту, 3.оформление информации для детей. 4. Создание операционных карт для самостоятельной и совместной деятельности. | 1.Анкетирование 2.Разработка совместных досугов, 3. Совместные экскурсии с родителями. |
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | 1.Игровая |
1.Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых. | 1.Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС- приходит на помощь», «Водитель-пешеход» | 1.Оснащение сюжетно-ролевых игр атрибутами 2. Обыгрывание дома данных игр. |
2.Чтение (восприятие) |
1.Восприятие литературных произведений. 2. Знакомство и выборочное разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме. 3. Рассматривание таблиц. | 1.Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг, детских энциклопедий. К. Чуковский «Путаница» С.Я. Маршак «Кошкин дом» С.Я. Маршак «Мойдодыр» Шарль Перро «Красная шапочка» К Чуковский «Доктор Айболит» С. Михалков «Дядя Степа», «Котауси и Мауси» А. Дмитриев «Бездомная кошка» 2. Подбор стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме. 3. Подготовка и проведение тематической экскурсии в поликлинику, к перекрестку, к светофору. | 1.Создание выставки книг о безопасном поведении. 2. Подготовка и проведение тематической экскурсии к перекрестку и светофору, в пожарную часть. 3.Рекомендации о литературные произведения о безопасном поведении для детей. 4.Оформление памяток «Чужие люди» «Как организовать загородный отдых ребенка» «Ребенок во дворе» |
3.Коммуникативная |
1.Свободное общение на тему безопасность. 2.Составление рассказа при помощи мнемотаблиц. | 1.Рассказы детям об интересных фактах и событиях, связанных с темой проекта 2.Подбор мнемотаблиц для составления рассказов. | 1.Словотворчество детей и родителей «Сочинение рассказов о нашей безопасности» |
4.Познавательно-исследовательская |
1.Просмотр и проведение наблюдений, исследований, опытов. 2.Просмотр и обсуждение презентаций. 3. Создание коллажа по теме проекта. 4. Создание работ на конкурс-выставку «Я и моя безопасность». 5. Дидактические игры «Разрезные картинки», Моделирование безопасного подхода к детскому саду»; «Составь правильно”; “Назови кто придет на помощь”, “Узнай профессию”, “Что сначала, что потом”; “«Узнай по силуэту»; «Потому, что…», Развивающие игры: «Дорожные знаки» «Чтобы не случилось беды» «Если я сделаю так» 6. Решение проблемных ситуаций. | 1.Проведение экспериментирования «Свойства воды», «Свойства воздуха». 2.Создание компьютерных презентаций «Как я в детский сад иду», «Мы едим на автобусе». 3.Подбор материала, для создания коллажа и папки-раскладки «Наша безопасность». 4. Оформление выставки «Кто на помощь к нам спешит?». 5. Подбор дидактических, развивающих | 1.Оснащение материалами, необходимыми для проведения исследовательской работы. 2. Создание компьютерных презентаций. 3. Просвещение родителей по теме, через информацию в коллаже и папки-раскладки. 4. Создание макетов на конкурс-выставку «Кто на помощь к нам спешит?» |
5.Продуктивная |
«Знакомство с нетрадиционной ИЗО техников лепка из соленого теста «Пожарный», «Колобок», Аппликация «Скорая помощь», «Котауси и Мауси» 2.Изготовление масок «Кто может в гости к нам придти». | 1.Знакомство детей с нетрадиционными ИЗО техников. 2. Подбор материала для осуществления работ. 3. Разработка пооперационных карт. | 1. Оснащение необходимыми материалами. 2. Проведение художественной выставки работ детей и родителей. |
6.Музыкально-художественная |
1. Слушание музыкальных произведений. 2. Разучивание песен и танцев к досугу. 3.Экспериментирование со звуками «Придумай движение …» | 1.Подбор по теме: песен. танцев, музыкальные композиции, этюдов. 2. Подготовка и проведение познавательных досугов: «В каждой сказке ест намек, добрым молодцам урок», «Волк и семеро козлят», «Светофор», «Скорая помощь», «Эта игра не доводит до добра», «Мы отправляемся в поход». | 1. Изготовление костюмов и атрибутов. |
7. Двигательная |
1.Подвижные: игры: «Воробушки и автомобиль», «Кошки и мышки», «Слушай сигнал», «Потуши огонь», «Пожарная тревога». Физминутки «Мы растем», «По грибы все пойдем», «Внимание! Проверь дружок» 2. Досуги «Мы едем на автобусе», «Светофор», «Отправляемся в поход» | 1. Создание картотеки физминуток, динамических пауз, подвижных игр. 2. Подготовка и проведение досугов | 1.Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр. 2. участие в досугах |
8. Трудовая (ручной труд) |
1. Изготовление из бросового материала «Светофор», «Дорожные знаки» | 1. Подбор материала для изготовления поделок. | 1. Оснащение бросовым материалом. |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) | 1 Досуг «В каждой сказке есть намек, добрым молодцам урок», «Эта игра не доводит до добра». 2. Выставка творческих работ «Моя безопасность». 3. Проведение рефлексии настроения и эмоционального настроения. 4. Опрос детей «Что интересного узнали?» | 1. Подготовка и проведение досуга 2.Подведение итогов, награждение подарками, грамотами, сувенирами. 3.Проведение рефлексивно контрольно-оценочной деятельности через анкетирование и опросники детей и родителей (рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала). 3.Разработка анкет и опросников для детей и взрослых. | 1. Подготовка и проведение досуга 2.Анкетирование родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта. |
| | | | | |
Мониторинг
- Проведение мониторинга реализации проекта проводится 2 раза (на основном – подготовительном и заключительном этапах) путем экспресс-анализа.
- Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач.
Диагностическое обследование детей происходило на основе программы Авдеева Н.Н., Князева Н.Л.,Р. Стеркина «Безопасность»: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2015. в форме беседы, наблюдений, создания игровой и проблемной ситуации.
- Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по созданию системы работы в ДОО
План реализации проекта
1. Проведение массовых мероприятий (праздники и развлечения для детей и родителей)
2. Разработаны творческой группой педагогов памятки и рекомендации: «Правила Потеряшек», «Если случился пожар», «Если возникла давка» и т.д. Предварительной работе отводится первостепенная роль, «Лучше беду предотвратить, чем через нее пройти!»
3. Разработаны «Правила поведения дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»
4. Разработаны интеллектуально-творческой игры для дошкольников «Правила ОБЖ мы узнали детьми, воспитанными стали»
5. Сценарий музыкально-театрализованного развлечения по ОБЖ для младших групп «Происшествие в лесу»
6. Создание компьютерных презентаций.
7. Выставка книг по ознакомлению детей с безопасным поведением.
8. Оформление информационной стены для детей.
9. Подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты.
10. Рекомендации по походу к светофору, в пожарную часть с детьми.
11. Изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме.
12. Участие в фестивале детского-юношеского творчества по пожарной безопасности «Юные таланты за безопасность» в г. Смоленске
№ План проведения занятия |
1 | Познание 1.Рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий, энцеклопедий. 2.Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением: - «Котауси и Мауси» - «Дядя Степа» Азбука безопасности Уроки тетушки Совы 3.Оформление тематических выставок «Правила поведения на музыкалных занятиях» «Что такое хорошо и что такое плохо» «Уголок настроения» 5.Дидактические игры: -Незнакомец -Спаси игрушку -Найди предмет - Луч фонарика -Собери рюкзак спасателя 6.Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх «Воробушки и автомобиль», «Спасатели», «Автобус», «Одеваемся на прогулку», «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС- приходит на помощь», «Водитель-пешеход» |
2 | Чтение художественной литературы С.Я.Маршак «Кошкин дом» Шарль Перро «Красная шапочка» С.Михалков «Дядя Степа», «Котауси и Мауси» Подбор стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме. |
3 | Коммуникация Составление рассказов по теме Составление рассказа о безопасном поведении на музыкальном занятии, группе, улице Беседа «Чужие люди», Беседа «Едим в автобусе» |
4 | Социализация 1.Сюжетно-ролевые игры по теме ОБЖ: «Больница», «Спасатели», «Автобус», «Одеваемся на прогулку», «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС- приходит на помощь», «Водитель-пешеход», «Воробушки и автомобиль» и мн. др. 2.Дидактические игры с предметами |
5 | Безопасность 1.Просмотр познавательных презентаций и видеофильмов --Контакты с незнакомыми людьми «Сказка о глупом мышонке», - Контакты с бездомными животными «Колобок», 2.Рассматривание иллюстраций и фотографий. 3.Просмотр мультфильмов |
6 | Активизировать словарный запас детей за счет слов по теме: «Семья», «Транспорт» и др. |
7 | Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб |
Учебно-тематический план
Первый год обучения
1. Предметы, требующие осторожного обращения
Программное содержание: предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
2. Контакты с животными
Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
3. Личная гигиена
Программное содержание: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
4. Конфликты между детьми
Программное содержание: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).
5. Игры во дворе
Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.
6. Опасные ситуации:
Контакты с незнакомыми людьми на улице
Программное содержание: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности
Программное содержание: расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
7. Пожар
Программное содержание: рассказать детям, как правильно себя вести в случае пожара. Алгоритм вызова пожарных, телефон «01», по которому надо звонить в случае пожара.
Второй год обучения
1. Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?
Программное содержание: дети должны запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).
2. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.
Программное содержание: дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Внешность человека может быть обманчива.
Программное содержание: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
3. В городском транспорте
Программное содержание: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Дорожные знаки и Опасные участки на пешеходной части улицы
Программное содержание: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара. Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Учить правилам поведения пешеходов.
4. Как вызвать полицию, МЧС.
Программное содержание: научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции «02», 112 (запомнить номер).
5. Использование и хранение опасных предметов.
Программное содержание: рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.
6. Контакты с животными.
Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
7. Скорая помощь.
Программное содержание: познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить своё имя, фамилию и домашний адрес).
8. Микробы и вирусы.
Программное содержание: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).
9. Как вести себя на природе (в лесу, на водоеме)
Программное содержание: воспитывать у детей природоохранительное поведение; навыки безопасного пребывания в лесу, на водоемах.
9. Игры во дворе.
Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
10. Предметы, требующие осторожного обращения.
Программное содержание: предложить детям запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Показатели результативности:
Сформированность элементарных представлений о правилах безопасного поведения в современных условиях (в том числе чрезвычайных ситуациях);
Сформированность навыков безопасного поведения (соблюдает элементарные правила безопасного поведения дома, на улице, в музыкальном, музыкально-спортивном зале, детском саду; знает номера телефонов экстренных служб)
Обеспечение безопасного проведения воспитательно-образовательного процесса. Отсутствие травматизма на музыкальных занятиях.
Участие в творческих мероприятиях по теме безопасности.
Оценка уровня развития:
Сформировано - ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации.
На стадии формирования - ребёнок ориентируется в предложенной теме, но испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации.
Не сформировано - ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации.
Показатели результативности | Стартовая диагностика 2021 – 2022 уч.г. (35 чел) | Итоговая диагностика 2022 – 2023 уч.г. (35 чел) |
Сформировано | На стадии формирвоания | Не сформировано | Сформировано | На стадии формирования | Не сформировано |
1. Сформированность элементарных представлений о правилах безопасного поведения в современных условиях | 29% (10) | 66% (23) | 6% (2) | 100% (35) | 0% (0) | 0% (0) |
2.Сформированность навыков безопасного поведения | 20% (7) | 74% (26) | 6% (2) | 100% (35) | 0% (0) | 0% (0) |
Результаты стартовой и итоговой диагностики:
3. Случаи травматизма на музыкальных занятиях – случаев травматизма 0% (0)
4. Активное участие в творческих конкурсах на тему безопасности
Группа/кол-во детей год | Количество активных участников |
Старшая (33) 2021-2022 | 45% (15) |
Подготовительная (35) 2022-2023 | 80% (28) |
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Объединить знания, умения и навыки всех членов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) чтобы создать безопасные условия пребывания воспитанников в ДОУ, научить детей безопасному поведению в социуме, умение применять полученные знания на практике и при необходимости, действовать в Чрезвычайных ситуациях.
Список используемой литературы
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Рабочие тетради №№ 1, 2. -Спб.: «Детство-Пресс», 2002.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: «Детство-Пресс», 2009.
3. «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице. -Калининград, 1995.
4. «Как обеспечить безопасность докшкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста./ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 1998.
5. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркнной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
7. «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице». Для среднего и старшего дошкольного возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.Просвещение, 1998.
8. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
9. Правила дорожного движения. – М., 2011.
10. Почемучка. - М.: Педагогика, 1997.
11. С.Н. Кузнецова Добрая дорога детства» (Сборник методических разработок). Курган, 2001 г.
12. Даньшова, А.А. Играем и поем вместе. Сборник сценариев праздников, игровых занятий, познавательных досугов с мультимедийным приложением/ А.А. Даньшова, Г.Я.Даньшова. Г.В.Листопадова. – Волгоград: Учитель, 2015.- 133с.
11