СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект 3 класса  по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».

 

                                                              Ход проекта

1.Организационный момент.

 

Здравствуйте! - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.   Давайте поздороваемся с ними.

 

 Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

( Психологический настрой уч-ся на урок).

 

2. Сообщение темы и целей урока.

Скажите

-О чем вам напоминают фамилии , написанные на доске? Что общего между ними?

(Эзоп,  И.Крылов, Лафонтен,  Измайлов.)

Это писатели.  Они писали басни.

Что такое басни?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Басни какого автора мы с вами изучали на уроках литературного чтения?

Ивана Андреевича Крылова

Проблема проекта

В школе на изучение басен И.А. Крылова отводится несколько уроков, где мы успеваем лишь прочитать и проанализировать произведение, а времени на инсценирование не достаточно. Нам захотелось реализовать знания полученные на уроке в творческой деятельности. Басни И.А. Крылова – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема.

 Сегодня наш урок посвящен  проекту "Басни И.А. Крылова",  в котором мы исследовали личность и творчество Крылова. Я предлагаю продолжить исследования и поделиться своими достижениями.

Цель проекта: изучить личность писателя, изучить басни, изучить жанр басни, познакомиться с крылатыми выражениями и пословицами в баснях, показать взаимосвязь моралей басен и пословиц, проинсценировать басни. - Ребята, перед вами кружки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Которые означают следующее: красный - сомневаюсь,  жёлтый – хорошо,  зелёный – отлично, уверенно. - Выберите кружок, который показывает уровень знания вами басен.

Наш проект состоит из четырех  основных частей. «Теоретики», «Биограф», «Художники», «Актеры»

3. Личность писателя.

И.А. Крылов –великий русский поэт – баснописец.

Почему мы говорим – «русский»? Почему «великий»?

( мы говорим « русский» , потому что он любил все русское. А « великий» - потому что он написал много басен.

Сейчас мы более подробно остановимся на биографии Крылова.

Выступление  Воробьевой Екатерины « Биография Крылова».

И.А. Крылов прожил 75 лет. Да, Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий , комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем так: « Он превзошел всех нам известных баснописцев».

Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.  Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только в нашей , но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он  изображал людей. За львами, лисицами,  воронами стоят подлинные человеческие характеры.

4.Жанр – басня.

-Давайте попробуем выстроить модель жанра басни.

- Для чего пишут басни? (Чтобы  высмеять недостатки людей)

- Из каких частей состоит басня? ( случай из жизни и мораль басни)

 Модель жанра.

-Как называется прием, когда изображают животных , а имеют в виду людей? ( иносказание)

- В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских, социальных исторических, бытовых Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой ‑ либо черты характера.

Кто впервые использовал прием иносказания ? ( Эзоп)

Мы более подробно остановились на приеме иносказания и узнали какие животные характеризуют характер человека!

Выступление Малькова Сергея.

В большинстве случаев образ животного у Ивана Андреевича Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.

Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

 

 Включить видео

 

Что символизирует муравей и стрекоза?

   

Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, легкомысленна.

Назовите мораль басни? И что она означает?

Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Так чему же нас учит басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей"?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

     Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить.

 

 

А сейчас давайте отдохнем и вспомним басни, с которыми мы знакомились.

1)      Разминка.

а) « У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем»

В какой басне звучат эти слова ? ( Волк и ягненок)

б) –Кто так говорил:

«До того ль , голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило ». ( Стрекоза)

в) Перечислите героев басни, которые « затеяли сыграть квартет» . ( Мартышка, Осел, Козел и Мишка.)

г) Кто смеялся над чужой бедой? ( Голубок)

д) Кого « по улицам водим, как будто напоказ» ? ( слона)

е) Персонажи какой басни восхваляют друг друга, « не боясь греха» ? ( Кукушка и Петух)

ж) Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? ( на псарню)

2.Угадать названия басни по морали.

1.Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… ( Ворона и Лисица)

 2.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. ( Лебедь, Щука и Рак)

Для того чтобы басни были наиболее красочными, над ними работали художники - иллюстраторы. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.

5. Выступление  Гарифуллиной Русланы Художники - иллюстраторы.

Рачёв Евгений Михайлович

Он писал: «Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую»

Валентин Серов

      Великий русский портретист, живописец, график Валентин Александрович Серов оставил в наследство потомкам множество картин самой разной направленности. С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно, поэтому, когда в 1895 году московский издатель, типограф, предприниматель Анатолий Иванович Мамонтов, предложил ему сделать серию иллюстраций к басням Ивана Крылова,  Серов не раздумывал ни секунды.

     Художник подолгу размышлял и изучал характеры не только басенных персонажей, но и реальных прототипов – животных. Он часто обращался к своим альбомам с зарисовками. В результате Серову удалось охарактеризовать героев, придать им выпуклость и реальность.

Франсуа Руйе

Популярные сейчас иллюстрации французского художника Франсуа Руйе выполнены в стиле детской мультипликации

Ирина Петелина

Иллюстрации яркие, насыщенные красками и позитивные

Александр Дейнеко

Знаменитый Александр Дейнеко, иллюстрировал Крылова в своей привычной авангардистской манере.

Каких авторов иллюстрации вам больше всего понравились?

Хотя иллюстрации к басням И.Крылова сделаны разными художниками, они легко узнаваемы. Мне больше всего понравились иллюстрации российского художника Рачёва Евгения Михайловича. Они очень  яркие и смешные.

 

В нашем классе проходил творческий конкурс посвященный Году Экологии, ребята выполняли поделки из вторичного сырья. В своих поделках они отразили главных героев басен.

6. Инсценировка басен.

Сейчас наши режиссеры и актеры представят свои басни.

Инсценировка басен:  « Ворона и Лисица», "Слон и моська", Квартет.

Реализация нашего проекта заключается в том что, мы с ребятами в ближайшее время пойдем в детский сад Тополек, проинсценируем басни и подарим детям поделки - героев басен.

7. Повторение изученных басен.

Мы с ребятами провели не большое исследование о крылатых выражениях и пословицах. Сейчас мы его  представим.

Выступление Вежновец Веры

Пословицы и поговорки определяют духовные ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи. Мы  широко употребляем их в современной речи, не всегда осознавая их авторства.

   Иногда трудно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Давайте посмотрим это на примерах:

Пословицы и поговорки – это высоко нравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Глубоки их исторические корни. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.

 

Что утверждают пословицы и поговорки?

 

Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

 

Физкультминутка  

 Ребята давайте поделимся на группы и поработаем в них

3)      « Крылатые слова». В волшебной шкатулке находятся  крылатые  слова.

       а) « Ах ты пела , это дело ….» ( Так  поди же , попляши!)

-Из какой басни слова? ( Стрекоза и муравей)

-Назовите персонажей.

-Что осуждается в басне? ( легкомыслие, леность , праздность)

        б) « Чем кумушек считать трудиться ….» (не лучше ль на себя , кума, оборотиться?)

-Из какой басни слова? ( Зеркало и Обезьяна)

-Назовите персонажей . ( Мартышка и Медведь)

-Что обсуждается в басне ? ( высокомерие, не видим себя, свои поступки, глупость)

          в) « Я сколько раз видал , приметьте это сами

                  Когда боится трус кого …»

                  (То думает, что на того

                    Весь свет глядит глазами.)

-Из какой басни слова? ( Мышь и Крыса)

-Назови персонажей.

-Что осуждается в басне? ( трусость)

            г) « Когда в товарищах согласья нет…

                 ( На лад их дело не пойдет,

                    И выйдет из него не дело, только мука)

-Из какой басни эти слова? ( Лебедь, Рак и Щука)

-Назовите персонажей

-что осуждается в басне? ( несогласие, разобщенность)

             д) « Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

-Из какой басни слова? (Чиж и Голубь)

-Назови персонажей

-Что осуждается в басне? ( злорадство, не нужно смеяться над чужой бедой)

4.Работа над пословицами.

Прочитайте пословицы. К каким басням их можно отнести?

1.Дружно – не грузно, а врозь- хоть брось.

2.Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

3.Не рой яму другому- сам в нее попадешь.

(1-если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело)

(2-если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять)

(3-если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой.)

 

 А сейчас давайте не много поиграем!

3. «Угадай-ка»

На карточках обозначены герои басен. На интерактивной доске.

-Какие герои басен здесь зашифрованы.

_И_И_А     Лисица

О_Е_           Осел

_О_Ь_А       Моська

_О_О_Е_     Соловей

В_ _ _            Волк

_У_А_Е_       Муравей

_Т_Е_О_А     Стрекоза

 

4. «Черный ящик».

Учитель  достает черный ящик.

-В ящике лежит предмет, при помощи которого можно увидеть, « что там за рожа».

-Зеркало. ( Зеркало и Обезьяна)

-В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

-Очки ( Мартышка и Очки)

-В ящике лежит предмет , который « да зелен-ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь.»

-Виноград ( Лисица и Виноград)

-В ящике лежит предмет, который « … во рту  держала. На ту беду Лиса близехонько бежала .»

-Сыр. ( Ворона и Лисица)

-Дети должны разыскать их владельцев и сообщить адрес, адресом будут служить название басни.

8.Выводы.Итоги.

-Что  вам особенно запомнились, понравились? Что нового  вы сегодня узнали?

Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и часто подсказывал , как от них можно избавится. Крылов учил мудрости жизни. Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

А сейчас  снова выберите кружок, который показывает уровень знания вами творчества  И.А.Крылова. (красный, желтый, зеленый)

Запишите Д/З

 Составить кроссворды  по басням

Оценки за урок . Все учащиеся активно работали над проектом и получают отличные оценки.

Спасибо за внимание! Урок окончен!

Просмотр содержимого документа
«Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».»

Проект 3 класса по литературному чтению на тему: « Басни И.А. Крылова».


Ход проекта

1.Организационный момент.


Здравствуйте! - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.


Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

( Психологический настрой уч-ся на урок).



2. Сообщение темы и целей урока.

Скажите

-О чем вам напоминают фамилии , написанные на доске? Что общего между ними?

(Эзоп, И.Крылов, Лафонтен, Измайлов.)

Это писатели. Они писали басни.

Что такое басни?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Басни какого автора мы с вами изучали на уроках литературного чтения?

Ивана Андреевича Крылова

Проблема проекта

В школе на изучение басен И.А. Крылова отводится несколько уроков, где мы успеваем лишь прочитать и проанализировать произведение, а времени на инсценирование не достаточно. Нам захотелось реализовать знания полученные на уроке в творческой деятельности. Басни И.А. Крылова – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема.

Сегодня наш урок посвящен проекту "Басни И.А. Крылова",  в котором мы исследовали личность и творчество Крылова. Я предлагаю продолжить исследования и поделиться своими достижениями.

Цель проекта: изучить личность писателя, изучить басни, изучить жанр басни, познакомиться с крылатыми выражениями и пословицами в баснях, показать взаимосвязь моралей басен и пословиц, проинсценировать басни.

- Ребята, перед вами кружки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Которые означают следующее: красный - сомневаюсь, жёлтый – хорошо, зелёный отлично, уверенно. - Выберите кружок, который показывает уровень знания вами басен.

Наш проект состоит из четырех основных частей. «Теоретики», «Биограф», «Художники», «Актеры»

3. Личность писателя.

И.А. Крылов –великий русский поэт – баснописец.

Почему мы говорим – «русский»? Почему «великий»?

( мы говорим « русский» , потому что он любил все русское. А « великий» - потому что он написал много басен.

Сейчас мы более подробно остановимся на биографии Крылова.

Выступление Воробьевой Екатерины « Биография Крылова».

И.А. Крылов прожил 75 лет. Да, Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий , комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем так: « Он превзошел всех нам известных баснописцев».

Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.  Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только в нашей , но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он  изображал людей. За львами, лисицами,  воронами стоят подлинные человеческие характеры.

4.Жанр – басня.

-Давайте попробуем выстроить модель жанра басни.

- Для чего пишут басни? (Чтобы высмеять недостатки людей)

- Из каких частей состоит басня? ( случай из жизни и мораль басни)

 Модель жанра.

-Как называется прием, когда изображают животных , а имеют в виду людей? ( иносказание)

- В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских, социальных исторических, бытовых Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой ‑ либо черты характера.

Кто впервые использовал прием иносказания ? ( Эзоп)

Мы более подробно остановились на приеме иносказания и узнали какие животные характеризуют характер человека!

Выступление Малькова Сергея.

В большинстве случаев образ животного у Ивана Андреевича Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.

Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.


Включить видео


Что символизирует муравей и стрекоза?

Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, легкомысленна.

Назовите мораль басни? И что она означает?

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Так чему же нас учит басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей"?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить.




А сейчас давайте отдохнем и вспомним басни, с которыми мы знакомились.

1)      Разминка.

а) « У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем»

В какой басне звучат эти слова ? ( Волк и ягненок)

б) –Кто так говорил:

«До того ль , голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило ». ( Стрекоза)

в) Перечислите героев басни, которые « затеяли сыграть квартет» . ( Мартышка, Осел, Козел и Мишка.)

г) Кто смеялся над чужой бедой? ( Голубок)

д) Кого « по улицам водим, как будто напоказ» ? ( слона)

е) Персонажи какой басни восхваляют друг друга, « не боясь греха» ? ( Кукушка и Петух)

ж) Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? ( на псарню)

2.Угадать названия басни по морали.

1.Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… ( Ворона и Лисица)

 2.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. ( Лебедь, Щука и Рак)

Для того чтобы басни были наиболее красочными, над ними работали художники - иллюстраторы. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.

5. Выступление Гарифуллиной Русланы Художники - иллюстраторы.

Рачёв Евгений Михайлович

Он писал: «Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую»

Валентин Серов

Великий русский портретист, живописец, график Валентин Александрович Серов оставил в наследство потомкам множество картин самой разной направленности. С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно, поэтому, когда в 1895 году московский издатель, типограф, предприниматель Анатолий Иванович Мамонтов, предложил ему сделать серию иллюстраций к басням Ивана Крылова, Серов не раздумывал ни секунды.

Художник подолгу размышлял и изучал характеры не только басенных персонажей, но и реальных прототипов – животных. Он часто обращался к своим альбомам с зарисовками. В результате Серову удалось охарактеризовать героев, придать им выпуклость и реальность.

Франсуа Руйе

Популярные сейчас иллюстрации французского художника Франсуа Руйе выполнены в стиле детской мультипликации

Ирина Петелина

Иллюстрации яркие, насыщенные красками и позитивные

Александр Дейнеко

Знаменитый Александр Дейнеко, иллюстрировал Крылова в своей привычной авангардистской манере.

Каких авторов иллюстрации вам больше всего понравились?

Хотя иллюстрации к басням И.Крылова сделаны разными художниками, они легко
узнаваемы. Мне больше всего понравились иллюстрации российского художника
Рачёва Евгения Михайловича. Они очень яркие и смешные.



В нашем классе проходил творческий конкурс посвященный Году Экологии, ребята выполняли поделки из вторичного сырья. В своих поделках они отразили главных героев басен.

6. Инсценировка басен.

Сейчас наши режиссеры и актеры представят свои басни.

Инсценировка басен:  « Ворона и Лисица», "Слон и моська", Квартет.

Реализация нашего проекта заключается в том что, мы с ребятами в ближайшее время пойдем в детский сад Тополек, проинсценируем басни и подарим детям поделки - героев басен.

7. Повторение изученных басен.

Мы с ребятами провели не большое исследование о крылатых выражениях и пословицах. Сейчас мы его представим.

Выступление Вежновец Веры

Пословицы и поговорки определяют духовные ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи. Мы широко употребляем их в современной речи, не всегда осознавая их авторства.

Иногда трудно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Давайте посмотрим это на примерах:

Пословицы и поговорки – это высоко нравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Глубоки их исторические корни. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.


Что утверждают пословицы и поговорки?


Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.


Физкультминутка

 Ребята давайте поделимся на группы и поработаем в них

3)      « Крылатые слова». В волшебной шкатулке находятся крылатые слова.

       а) « Ах ты пела , это дело ….» ( Так  поди же , попляши!)

-Из какой басни слова? ( Стрекоза и муравей)

-Назовите персонажей.

-Что осуждается в басне? ( легкомыслие, леность , праздность)

        б) « Чем кумушек считать трудиться ….» (не лучше ль на себя , кума, оборотиться?)

-Из какой басни слова? ( Зеркало и Обезьяна)

-Назовите персонажей . ( Мартышка и Медведь)

-Что обсуждается в басне ? ( высокомерие, не видим себя, свои поступки, глупость)

          в) « Я сколько раз видал , приметьте это сами

                  Когда боится трус кого …»

                  (То думает, что на того

                    Весь свет глядит глазами.)

-Из какой басни слова? ( Мышь и Крыса)

-Назови персонажей.

-Что осуждается в басне? ( трусость)

            г) « Когда в товарищах согласья нет…

                 ( На лад их дело не пойдет,

                    И выйдет из него не дело, только мука)

-Из какой басни эти слова? ( Лебедь, Рак и Щука)

-Назовите персонажей

-что осуждается в басне? ( несогласие, разобщенность)

             д) « Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»

-Из какой басни слова? (Чиж и Голубь)

-Назови персонажей

-Что осуждается в басне? ( злорадство, не нужно смеяться над чужой бедой)

4.Работа над пословицами.

Прочитайте пословицы. К каким басням их можно отнести?

1.Дружно – не грузно, а врозь- хоть брось.

2.Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

3.Не рой яму другому- сам в нее попадешь.

(1-если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело)

(2-если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять)

(3-если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой.)



 А сейчас давайте не много поиграем!

3. «Угадай-ка»

На карточках обозначены герои басен. На интерактивной доске.

-Какие герои басен здесь зашифрованы.

_И_И_А     Лисица

О_Е_           Осел

_О_Ь_А       Моська

_О_О_Е_     Соловей

В_ _ _            Волк

_У_А_Е_       Муравей

_Т_Е_О_А     Стрекоза

 

4. «Черный ящик».

Учитель достает черный ящик.

-В ящике лежит предмет, при помощи которого можно увидеть, « что там за рожа».

-Зеркало. ( Зеркало и Обезьяна)

-В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

-Очки ( Мартышка и Очки)

-В ящике лежит предмет , который « да зелен-ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь.»

-Виноград ( Лисица и Виноград)

-В ящике лежит предмет, который « … во рту  держала. На ту беду Лиса близехонько бежала .»

-Сыр. ( Ворона и Лисица)

-Дети должны разыскать их владельцев и сообщить адрес, адресом будут служить название басни.

8.Выводы.Итоги.

-Что вам особенно запомнились, понравились? Что нового вы сегодня узнали?

Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и часто подсказывал , как от них можно избавится. Крылов учил мудрости жизни. Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

А сейчас снова выберите кружок, который показывает уровень знания вами творчества И.А.Крылова. (красный, желтый, зеленый)

Запишите Д/З

Составить кроссворды по басням

Оценки за урок . Все учащиеся активно работали над проектом и получают отличные оценки.

Спасибо за внимание! Урок окончен!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!