СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы преемственности уровней начального общего и основного общего образования в преподавании математики и пути решения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы преемственности уровней начального общего и основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы преемственности уровней начального общего и основного общего образования в преподавании математики и пути решения»»

МОБУ СОШ с. Анновка, Ивановский район, Амурская область

Подготовила: учитель начальных классов

Колесникова Ольга Юрьевна





Практикум для учителей математики и учителей начальной школы.

Тема: « Введение ФГОС ООО: проблемы преемственности уровней начального общего и основного общего образования в преподавании математики и пути решения» (построила выступление по уроку ФГОС).





  1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! У вас сегодня хорошее настроение? Вы мне рады? А я рада видеть вас. Улыбнитесь мне, соседу по парте, всем в аудитории. Хорошее настроение, это залог успешной работы! Вот с хорошим настроением и начнём нашу работу.

  1. Мотивация и целеполагание.

- Для того, чтобы сегодня наша встреча (практикум) прошло успешно, ярко, увлекательно, полезно, запомнилось, давайте выведем формулу успеха:

(каждый называет свою формулу)

- быть внимательным

-…….активным

-……….не лениться

-……..искать вместе ответы на вопросы

-……..помогать друг другу

-……...слушать и слышать коллег

-……….быть успешным

-……….быть старательным

-………креативным и т. д.

- А в конце нашей встречи вы мне скажите, сработала ваша формула или нет.

- Скажите мне, пожалуйста,что вы понимаете под словом « преемственность»? (Рассуждают).

-Вы все отвечали по - разному, почему? ( А мы не знаем точного определения этого понятия).

- Вот тут у нас возникает…(делаю паузу, и мне говорят, что возникла проблема) проблема, затруднение. Так что же такое преемственность? Но одно понятно точно, что под этим словом понимается некоторая связь.

- Вы все учителя математики. Когда мы говорим слово « преемственность», то подразумеваем какие классы? ( 4-5).

-Давай сформулируем нашу цель : Мы будем рассматривать преемственность уровней начального общего и основного общего образования и, конечно, проблемы, которые существуют при преемственности и пути их решения.(Над целью работаю вместе).

3. Актуализация знаний.

Преемственность часто понимают по-разному. Одни рассматривают её как связь между отдельными предметами в процессе обучения (математика и физика, математика и черчение), другие – как простое использование ранее приобретённых знаний при дальнейшем изучении того же самого предмета, третьи - как постоянство и единообразие требований, предъявляемых учащимся при переходе из класса в класс.

Но одно понятно точно, что под этим словом понимается некоторая связь.

Сейчас вы мне поможете вывести это понятие. Вы поработаете в группах. ( Раздаю карточки и работают, соединяют части понятия. Приложение 1)

ПОЛУЧИЛОСЬ: Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

(Зачитывают)

  1. Объяснение нового материала

Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

- Это последовательная, непрерывная связь…..вот тут и начинаются проблемы.

-Вообще, какая картина преемственности:

Вспомните. Начало года…….сентябрь месяц…….

УЧИТЕЛЬ математики: Да ваши дети ничего не умеют!

УЧИТЕЛЬ нач. классов: Мы подготовили замечательных детей! А Вы….и т.д.

- Так что же происходит? Я ответила так: Дайте детям привыкнуть!!! К новым учителям, к новой роли или статусу… ( они же были малыши, а теперь…вон вроде и большие ….) В общем, пройти адаптацию!

- Что это такое? (Слушаю мнения). Адаптация произошла от латинского слова adaptatio — приспособление.

- Им нужно приспособиться к новым условиям. Представляете!?На протяжении 4 лет перед ними был один учитель, которого они знали очень хорошо: требования, характер…и т.д., а сейчас всё новое.



Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения. При решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса: учащиеся, педагоги, администрация школы, родителей. Много вопросов встает перед учителем, планирующим в следующем учебном году взять пятые классы, обучение которых сейчас проходит по новым стандартам. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся всегда преодолевают сложный психологический барьер: им приходится привыкать к предметной системе обучения, к занятиям в разных кабинетах, и к новым учителям, и к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как следствие, снижение успеваемости.

Какие же пути решения?

Подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую работу (см. ниже), при необходимости наметить коррекционные мероприятия.

        Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.

        При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 4-х классе, так и в системе дальнейшей работы с классом.

        К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

        Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, темпом работы, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

        Возможность успешного продвижения школьников,  на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя- предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное  –  учителей будет  столько  же,  и  у  каждого  свои  требования. Причем  все уроки будут вестись в разных кабинетах.




Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Мы рассмотрели некоторые из таких проблем, наметили возможные пути их решения или коррекции. При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 4-х классах, так и в системе дальнейшей работы с классом.


Мы выделили три группы проблем:

- организационно-психологические;

-общеучебные умения и навыки, элементы развития;

-специальные математические знания, умения и навыки


Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5-м классом и возможные пути их решения.

(После каждой рассмотренной группы проблем, спросить, кто какую проблему мог бы озвучить и предложить пути решения. Работу предложить в группах.)



Проблема

Возможности разрешения

Организационно-психологические

Недостаточная наполненность урока учебным материалом, невысокий темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу

Уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей

Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий

Привычка у детей получать отметки за любое – самое малое – действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы

Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи; не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы

Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса «психологического барьера» – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе

Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса «психологического барьера» – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его

Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике

Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей

Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки

Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей

На уроках предлагать цепочные вычисления, дoма (под руководством родителей) – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти

Недостаточная тренированность долговременной механической памяти

Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты

Специальные математические знания, умения и навыки

Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)

Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета

Ошибки в письменном делении многозначных чисел, в письменном умножении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание

Слабое знание правил порядка выполнения действий ( вт.ч. и в выражениях со скобками)

После записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифм. действий, а затем расставлять номера действий

Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия)

представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. При обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие – именно такое?

Недостаточное развитие графических умений

Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку (с подсчетом числа клеточек – например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся

Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах




Был составлен алгоритм деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием :

- посещение уроков в 4-ом классе учителем среднего звена, которые будут преподавать (и наоборот);

-регулярное обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем (не отказываться от полезных организационных форм, привычных приёмов учебной деятельности);

- открытые уроки учителей 4-го класса и попробовать учителю 5-го класс дать урок в 4-ом классе(вместе составить, можно и вместе провести);

-согласование учебных программ с учителями предметниками, тем в учебнике;

-посещение будущими учителями родительских собраний (рассказать о своей работе, требованиях и т.д.)

-передача материалов, диагностик учащихся, характеристик классного коллектива кл.руководителю 5-го класса и учителям-предметникам;

Учителя-предметники среднего звена могут начать работу в 5-ом классе только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в нач.школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию УУД (это умения учиться);

-единство и преемственность учебных требований в нач. и средней школе . Чтобы избежать резкого снижения успеваемости учителям среднего звена в 1 четверти надо оценить учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок нач.школы. В 1-ой четверти не ставить «2»;

-проведение срезовых работ в 4-ых кл. в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ;

-изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки);

-изучение системы работы учителя нач.классов: формы, и методы организации учебой деятельности учащихся, стиль общения и т. п.;

- изучение системы работы с родителями;

-быть терпеливее, доброжелательнее….и ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!

-Что бы вы могли внести в этот алгоритм? (Индивид.работа)




Подготовка к работе в 5-м классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую работу (см. ниже), при необходимости наметить коррекционные мероприятия.

        Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.

        При знакомстве с учащимися будущего 5-го класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 4-х классе, так и в системе дальнейшей работы с классом.

        К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

        Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

        Возможность успешного продвижения школьников,  на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя- предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное  –  учителей  будет  столько  же,  и  у  каждого  свои  требования.          Причем  все уроки будут вестись в разных кабинетах. Учителя начальной школы много  материала преподносят через рабочие тетради по предмету,  но нужно помнить, что только демонстрация наглядных пособий не может обеспечить сознательного усвоения математических знаний. Необходимо использование материала в предметно - практической деятельности. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей  с  требованиями,  которые  он  предъявляет  к  ним  по  своему  предмету.

          Рубеж 3–4-го классов, по свидетельству многих психологов и педагогов, характеризуется значительным снижением интереса к учебе в школе, к самому процессу обучения, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Симптомами можно считать отрицательное отношение к школе в целом, к обязательности ее посещения, нежелания выполнять учебные задания, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе. Но эти негативные явления можно связывать и с особенностями работы конкретных педагогов.



  1. Организация первичного закрепления

- Вот какие пути решения вы бы для себя взяли или применили? Если сталкивались с такими проблемами.

  1. Включение в систему знаний. ( Это начнется, когда начнете работать с 5-ым классом)

  2. В течение встречи я задавала вопросы: Почему? Как вы понимаете? Выведите формулу….Я заставляла вас быть активными участниками нашего практикума. Быть активными, значит активизировать вашу мыслительную деятельность, что очень важно делать на уроках математики. И если заметили, то весь практикум был составлен по уроку системно - деятельностного подхода. Осталась рефлексия.



  1. Рефлексия



Синквейн со словом «преемственность»



или





- Что нового вы узнали на встрече нашей?

-Кого вы можете похвалить или отметить?

-Оцените свою работу: - у меня сегодня получилось…

- мне было трудным…

В начале встречи вы вывели для себя формулу успеха. Сработала ваша формула или нет?(Отвечают)

Спасибо за сотрудничество!

















Приложение 1.









(разрезать для работы в парах или группах)

Преемственность –

это последовательная,

непрерывная связь

между различными ступенями в развитии качеств личности школьника,

опора на его нравственный опыт,

знания, умения, навыки,

расширение и углубление их в последующие годы образования










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!