СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа в опасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природа в опасности»

Пояснительная записка


Урок окружающего  мира  для 3 класса по теме «Природа  в  опасности. Охрана  природы».  Работа ведется по программе «Школа России». В учебном базисном плане отведено 68 часов в год (2 часа   в   неделю - 34 учебные недели). Изучение  окружающего  мира   предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:        

1.Программа Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция   и  программы  для  нач. кл. в 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2016.

2.А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2018.

3.А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2021.

4.Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП).


Предметная область:   естествознание


Тема урока: «Природа  в  опасности. Охрана природы»


Тип урока: урок открытия новых знаний                                                                      

 Методы:  объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый,  практический.              

 Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цель урока: создание условий  для углубления  теоретических  знаний  учащихся   в   области  охраны  природы   и  воспитание  экологической  ответственности.

Задачи:

1. Обучающие: 

Познакомить детей с мерами по защите и охране растительного и животного мира.

Помочь учащимся понять первичные потребности и проблемы людей и животных, нуждающихся в помощи, а также осознать, что существуют различные точки зрения на проблемы, которые требуют анализа и обсуждения.

Выявить значение растений  и  животных в жизни человека.


2. Воспитательные:                       

Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе и окружающей жизни.

Воспитывать в детях бережное отношение к природе, растительному  и  животному миру.

Формировать понятия о доброте, отзывчивости.


3. Развивающие:

Развивать навыки грамотной устной  и  письменной речи.

Развивать творческий потенциал учащихся.

Развивать умение высказывать собственную точку зрения.

Метапредметные:

Личностные УУД:

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

 Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем  формулировать  учебную проблему на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану; определять успешность выполнения своего знания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания,  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре.


Оборудование:

технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;

демонстрационный  материал – мультимедийная презентация;

раздаточный материал: карточки, предметные  картинки;

дидактический  материал. 

               

Ход  урока


  1. Организационный момент.


Учитель: Начать урок хочу словами замечательного французского писателя, поэта, Антуана де Сент Экзюпери:

Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за всё в ответе. (Слайд 1)

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Ученики: Человек не может совершать необдуманные поступки, за  каждый свой шаг он должен нести ответственность.

Учитель: Пусть эти слова станут девизом нашего урока!

2.Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы. (Слайд 2)


Учитель читает  стихотворение:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он – свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

И  не губи  его святынь.

        А.Смирнов

(Во  время  чтения  демонстрируются  картинки:  чистое  небо,  льющаяся вода,  родник,  леса,  животные  и  птицы;  играет  музыка:  аудиозапись  звуков природы. Музыку сменяет набатный колокольный звон. На  доске появляется земной  шар  и  закрывающие  его  картинки:  изображения  дыма  труб  завода, выжженных лесов, загрязнённых рек, свалок, рыб в реке с нефтью)

Учитель: Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? (Слышен  набатный  колокольный  звон) Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «Помогите!»? (Ответы детей).

Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.

Учитель: Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Ответы детей).

Учитель: Тема урока  «Природа  в  опасности. Охрана природы». Материал этот очень важный и интересный. Мы услышим крики: «SOS» («помогите») от растений и животных, научимся  их  лечить и поможем им выжить  и  чувствовать себя  уютно   рядом  с  человеком.

Учитель: Ребята, к  нам за помощью обратилась учительница первого класса. У них есть  родственная  тема. Педагог просит вас подготовить устный журнал для ее первоклашек. Познакомить их с важными, интересными  сведениями  по теме и рассказать о том, как эти знания можно приобрести.

Учитель: Согласны выступить в роли  экологов,  учителей,  экскурсоводов?  Ученики: Да.

Учитель: Может ли один ученик выполнить данную работу? Ученики:  Нет.

Учитель: Как будем работать? Ученики:  По группам.  (Деление на группы)

Учитель: Составим план работы.

Учитель:  1.Что собираем?

Ученики: Интересные сообщения, иллюстративный материал  (рисунки, гербарий и т.д.). (В  классе  повесить 3 макета «почтовых ящиков» (по количеству образовавшихся групп)).

Учитель:  2.Где ищем материал?

Ученики:  В библиотеке, дома, спрашиваем у родителей, учителей, старшеклассников, знакомых. (В «Уголке природы» вывешивается перечень интересующих растений, животных).

Учитель:  З. Отобранную информацию излагаем письменно, оформляем  страничку  журнала. Каждая группа работает самостоятельно.

Учитель: 4.По страничке готовим сообщение. Требования к сообщению: доступно для первого класса, последовательно, интересно.

Учитель: 4.Материал для темы будем набирать по плану:

1.Примеры активных действий человека по охране животного мира.

2.Охраняемые животные.

3. Лекарственные растения.

4.Охраняемые растения.  (Карточка с планом вывешивается  в «Уголке  природы»)

 Учитель: Так как на сегодняшний день наши «почтовые ящики»  пусты, обратимся к верному другу и помощнику – учебнику и начнем собирать  материал. А  на  внеурочном  занятии  «Каждый день доброе  дело»  оформим  страницы  для  устного  журнала.


  1. Актуализация  знаний.


 Проверка домашнего задания: фронтальный  опрос.

Учитель: Ребята,  вспомните, что  такое “окружающая среда”? (Слайд 3) 

Ученики: Окружающая среда – это всё то, что окружает живое существо и с чем оно связано.

Учитель: Что изучает наука экология? 

Ученики: Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.  “Экология” образовалась из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”– наука. Экология – это наука о доме. (Слайд 4)

Учитель: Приведите примеры экологических связей:

а) живое – неживое;

б) неживое – живое;

в) растение – животное;

г) человек – природа.  (Ответы детей)

   Учитель:  Какое значение для людей имеет экология? (Ответы детей)

   Учитель: Экология – наука о нашем общем доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой – для всех существ, на ней живущих. Итак, экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

   Учитель: Расскажите о защитных приспособлениях у растений и животных как проявлении тесной связи  организмов с окружающей средой.

Учитель: Я  предлагаю  выполнить  это задание   по  типу экзамена. Вы  тянете  билет-рисунок (шиповник, крапива, полынь; селезень, выпь, улитка, муха-осовидка, оса; ёж, черепаха)  и     каждый отвечаете по тому рисунку, который вытянул.  (Ответы детей)

Учитель: Защитные приспособления помогают растениям и животным сохранить численность. И это им удается, пока их врагом не становится… человек.


  1. Знакомство с новым материалом.


1) Рассказ учителя  (Слайд 5)  

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Указ Петра I, изданный в 1718 году, предписывал «людей, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать, посылать в каторжные работы».

Этим же указом  Пётр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Учитель: Как выдумаете, что заставляло Петра I идти на такие меры? (Ответы детей)

Учитель:  Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно - технического прогресса – в наш век.

2) Работа с учебником. Чтение   статьи  «О маленьких ранах»,  с.29. 

Статья «О маленьких ранах»

Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сованный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. Если одну такую рану нанесешь ты, другую – кто-нибудь из твоих друзей, третью – кто-то еще, что же станет с природой?!

А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Учитель: О каких «маленьких» ранах» идет речь? (Ответы детей)

 3) Просмотр презентации  с  аудиозаписью  учителя  «О ранах больших». (Слайды 6-8)

Статья  «О ранах больших»

С давних пор люди вмешиваются в жизнь природы. Строят города, дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов.

Все больше загрязняются воздух, вода. Мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озера – сточные воды с вредными веществами…

Из-за того что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди  часто  рвут красивые растения, а животных истребляют. По вине людей исчезло немало животных и растений, а многие стали редкими.

Тревожные факты!

Учитель: От загрязнения  воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность  растений и животных.

Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.

Учитель: Предположите, используя рисунок, почему в природе многие животные  и  растения становятся редкими? (Большие  киты,  носороги,  калифорнийские  кондоры, венерин башмачок, кувшинка)  (Слайд 9) (Ответы детей. Учитель дополняет  и  конкретизирует  ответы детей)

(Многие виды больших китов находятся под угрозой исчезновения, потому что на них хищнически охотились из-за жира, мяса, костей. Хотя  в большинстве стран сейчас охота на них запрещена законом, люди всё-таки убивают их или ловят случайно в сети.

Носорогам угрожает исчезновение, потому что их убивают из-за рогов. В некоторых частях Африки люди, защищающие носорогов, срезают им рога, чтобы охотники оставили их в покое.

Из-за своего величественного полёта калифорнийский кондор был престижной целью для охотников, которые привели вид на грань вымирания.  Кондоры медленно размножаются, им трудно добывать пищу. Однако, прежде чем они совсем вымерли, спасли их яйца и вывели птенцов в специальных центрах. Молодых кондоров выкормили вручную до взрослого состояния. Когда стало возможно и безопасно, их выпустили назад в дикие места.

Из-за красивых необычных цветков растению венерин башмачок грозит исчезновение. Люди часто срывают его и собирают в букеты, хотя это совершенно бессмысленно: венерин башмачок моментально вянет даже в воде. Также его выкапывают и пытаются выращивать в садах и на клумбах. Растение это развивается очень медленно и не каждый год дает семена, поэтому восстановить потери на следующий год не может. Не менее вредят вырубка лесов, застройка лесистой местности и осушение болот ради добычи торфа.

Численность кувшинок уменьшается с каждым годом. Виной тому  желание многих людей сорвать понравившийся  бутон, а также обмеление и загрязнение водоемов.)

 4) Чтение   статьи   «Охрана природы»  учащимися, с.31 учебника.

Но люди поняли, что нужно беречь и охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Сведения о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги, которые созданы во многих странах. В нашей стране это Красная книга России. (Показать Красную книгу) (Слайд 10)

Учитель: Что это за книга?

Ученики: Красная книга – в неё занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.

Учитель: Почему она красного цвета? (Ответы учащихся)

Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.

Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.

В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники и национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное различие. Заповедники обычно закрыты для туристов, а национальные парки – это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы.

В нашей стране около 155 заповедников. (Слайд  11)  (Карта России)

6) Физкультминутка.

Учитель: Сейчас я  приглашаю  всех  в лес.  (Звучит аудиозапись музыки «Звуки леса»)

Мы с вами входим в лес.

 Сколько здесь вокруг чудес.

 Руки подняли и покачали –

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся

 Покажем – крылья сложили назад.

 Наклонились и присели,

 Заниматься тихо сели.

5.Первичное закрепление.

Учитель:  Сейчас мы много говорили о том, как взрослые люди пытаются сохранить природу. Но ведь мы с вами тоже не должны оставаться в стороне от общего дела. От вас зависит очень многое уже сейчас. А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы учащихся)

Учитель: Я сейчас буду показывать рисунки, а вы должны будете ответить, что они означают и почему этого нельзя делать.
        1) Задание «Запретные знаки»

Ученики: Нельзя сбивать грибы ногами. 

Учитель: Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду.
Ученики: Не разоряй


муравейники. 


Учитель: Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых огромные участки земли.
Ученики: Не разоряй птичьи гнезда. 
Учитель: Если разорять птичьи гнезда, то птиц будет все меньше и меньше, и они могут совсем исчезнуть.
Ученики: Не убивай лесных насекомых. 
Учитель: Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток.
Ученики: Не рвите ландыши. 
Учитель: Они занесены в Красную книгу.

Ученики: Не оставляй после себя


мусор. 
        Учитель: Мусор, который оставляют люди не может сам переработаться, а это мешает жизни животных. Они могут пораниться о стеклянные бутылки, или отравиться.
Ученики: Не забирай лесных животных

домой. 
         Учитель: Что же произойдет, если эти правила не выполнять? (Ответы  детей). Молодцы! Природу нужно охранять и беречь. В лесах обитают разные ценные животные,будем охранять наши леса!    

Учитель: Назовите другие правила поведения в природе.

Ученики: Не разводите костёр в лесу; нельзя ловить рыбу сетями; нельзя убивать животных; нельзя топтать растения; не кричи, не пугай животных и птиц.

Учитель: Придумайте и нарисуйте свой запрещающий знак. (Дети выполняют задание)

2) Работа в рабочей тетради.

 Учитель: Откройте тетради на странице 10, найдите задание № 1. Прочитайте задание. Какое влияние на природу может оказывать человек?

Ученики: Положительное и отрицательное.

Учитель:  Рассмотрите картинки. Найдите примеры положительного влияния человека на природу. В квадрате поставьте «+».  Найдите примеры отрицательного влияния человека на природу. В квадрате поставьте  «–».    (После выполнения задания проводится взаимопроверка и оценка  работы) 

Учитель:  А  сейчас я  предлагаю выполнить  тест. В этом вам помогут знания, полученные на уроке. (Дети  получают карточки  с  тестами)

 3) Тест “Природа в опасности!”  

1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за вырубки;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за дорог, возделывания полей

2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

 а) прозрачные;

 б) бесцветные;

 в) чистые.

3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

 а) от использования воды в быту;

 б) от использования воды в производстве;

 в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

4. Что люди делают для спасения живой природы?

 а) создают заповедники, национальные парки;

 б) создают бульвары и скверы;

 в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5. Что такое заповедники?

 а) заповедники – это участки земли, где всякая природа находится под строгой охраной;

 б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

 в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

(Проверка  по  эталону. Самооценка).

6.Творческая  работа.

Учитель:  Ребята, перед  вами  иллюстрация  села, где вы живете. Нравится она вам?

Ученики: Нет!

Учитель: Почему?  

Ученики: Здесь только дома, нет зелени, нет деревьев,  животных   и  людей.

Учитель: Выполните проект своего  села,  в котором вам хотелось бы жить. Всё необходимое у вас есть на партах. (Работа  в  парах. Выставка  творческих работ)

Учитель: Молодцы!

   7. Итог  урока и рефлексия.

Учитель:  Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». (Обратить  внимание  детей  на   выставку  книг о природе по  теме «Охранять природу – значит охранять Родину»).

Учитель:  О чём вы сегодня узнали на уроке?

Ученики: Используя природу, люди часто наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Учитель: Докажите, что может произойти катастрофа, если растения исчезнут. (Ответы  детей)

Учитель:  Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на  ней  чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

8.Домашнее задание: (Слайд 15)

1.Общее: собрать информацию по необходимому перечню в «Уголке природы».

2.По группам:

- составить экологические задачи об охраняемых растениях;

- написать сочинение на тему: «Что нам рассказали бы цветы, если бы они умели говорить»;

- найти легенды, сказания, загадки, связанные с растениями и животными.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!