СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа и наша безопасность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

 урока окружающего мира

на тему «Природа и наша безопасность»

в 3 «Б» классе

МАОУ Заревской СОШ с УИОП

 учителя Мартыновой Алеси Геннадьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Домодедово, 2023г.

 

 

Тема: «Природа и наша безопасность»

Цель: познакомить учащихся с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в природе; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать чувство ответственности за свою жизнь.

 

Планируемые результаты:

- личностные: формирование познавательной деятельности учащихся, позитивного отношения к окружающим людям, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;

- предметные: формировать понятия «опасности в неживой и живой природе», представлений о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека; расширение представлений о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными; установка на безопасный образ жизни на основе знаний о правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе);

- метапредметные: умение организовывать своё рабочее место, умение оценивать и корректировать результаты своей деятельности; целеполагание; развитие познавательной инициативы, умение обобщать, анализировать и делать выводы; умение правильно выражать свои мысли; умение слушать, высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы учителя.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • для учителя – компьютер, интерактивная доска, учебник;
  • для учащихся – учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, письменные принадлежности.

Литература:

  1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/А.А. Плешаков. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2020.
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/04/08/uchebno-metodicheskiy-komplekt-po-okruzhayushchemu
  3. https://www.youtube.com/watch?v=LwV-rB3_Ctw
  4. https://vk.com/video-48327018_456239042
  5. http://utinye-uroki.ru/index.php/testy-po-okruzhayushchemu-miru/143-3-klass/994-test-4-opasnye-mesta

 

 

Ход урока

Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся/УУД

I. Орг. момент

(1 мин.)

 

Словесный метод: беседа

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности и карточка и лист с заданием.

- Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку.

Отлично! Можем начинать.

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

 

Р: умение организовывать свое рабочее место.

 

II. Проверка домашнего задания (2 мин.)

 

Практический метод: задание

- Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучили на предыдущем уроке? («Опасные места»).

- Сейчас я проверю, как хорошо вы усвоили данную тему: возьмите карточку с заданием и лист с тестом - вам необходимо соединить линиями опасные места с их утверждениями (это может быть опасность или правила безопасности).

Я даю вам 2 минуты на эти задания. После того, как вы всё сделаете - сдайте выполненное задание на 1 парту. Учитель проверит и выставит вам отметки.

 

Отлично, ребята, мы с вами повторили тему «Опасные места», усвоили правила поведения в таких местах и можем переходить к новой теме.

Вспоминают материал, который был изучен на прошлом уроке с помощью задания на карточке.

 

 

 

 

 

 

П: систематизация и обобщение знаний; умение ориентироваться в системе знаний.

 

III. Актуализация знаний. Сообщение темы. Постановка задач и целей. (2 мин.)

 

Наглядный метод: иллюстрация (картинки природы - живая и неживая)

- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (природу). А вспомните, как бывает природа? (живая и неживая). Что относится к живой природе? (растения, животные, грибы). А что относится к неживой? (различные явления).

- А какие эмоции, чувства у вас вызывает эта картинка? Как вы думаете теперь, только ли с позитивными эмоциями связана природа? (нет, еще и с негативными - есть много опасностей). А какие опасности нас подстерегают в природной среде? (несчастные случаи на водоёмах, укусы насекомых или животных, отравление ягодами и грибами и т.д.).

- А что мы должны делать, чтобы чувствовать себя спокойно, когда находимся на природе? (соблюдать правила безопасности).

- Верно, ребята! Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока: «Природа и наша безопасность»

- Как вы думаете, какие задачи мы можем поставить?

  1. Узнать, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы;
  2. Научиться формулировать правила безопасного поведения в природе.

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, ставят задачи.

 

 

П: развитие познавательной инициативы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: постановка учебной задачи

 

 

IV. Изучение нового материала (30 мин.)

 

 

 

 

 

 

Наглядный метод: видеометод (гроза и молния)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный метод: видеометод (опыт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный метод: выборочное чтение

 

 

 

 

 

Практический метод: упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный метод: иллюстрация (лес, полянка, растения и грибы)

 

 

 

 

 

 

Словесный метод: рассказ, беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод: дидактическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный метод: выборочное чтение

 

 

 

 

 

Словесный метод: выборочное чтение, беседа

 

 

 

Наглядный метод: иллюстрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод: задание

 

 

 

- Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда давайте отправимся на экскурсию в природу: посетим несколько интересных мест и будем по-разному передвигаться.

- Итак, отправляемся на экскурсию из нашей школы. Вставайте возле своих мест и идём. Садитесь.

- Ребята, давайте с вами представим лето, где на улице светит яркое солнышко, птички поют…. Но вдруг, все это сменяется на… (видеофрагмент).

На что же сменилось солнышко? (грозу). Какие чувства она у вас вызвала? Так, а что же такое гроза? (атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками возникают электрические разряды — молнии). Ребята, а что же более опасно - гроза или молния? (молния, поскольку это огромная электрическая искра и от ее удара могут вспыхнуть деревья).

- Ребята, а вы знаете, что молнию можно вызвать и в домашних условиях? Давайте посмотрим небольшое видео с этим опытом, каким же образом мы можем это сделать. (видео).

- Вот, посмотрите ребята, как это интересно, но лучше не стоит это повторять дома, берегите себя!

- Чем же опасна гроза? (смертельные травмы для человека, повреждение кабелей, сбой работы электронного оборудования). А каких же правил мы должны придерживаться? Давайте сверим ваш вывод с учебником - откройте стр. 20, начинаем читать со слов «чтобы убедиться…». Никогда не забывайте об этих правилах!

ФИЗМИНУТКА

«В лес гулять мы пошли»

В лес гулять мы пошли,

В брод ручей перешли.

Небывалой высоты,

у ручья растут цветы,

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам?

Наклонись, сорви малинку

И клади ее в корзинку,

Крепкий беленький грибок Мы положим в кузовок.

- Ребята, а куда же это мы с вами попали? (в лес). А вы любите ходить в лес? Что вы там делаете? А вот теперь еще раз посмотрите на слайд: перед вами полянка, но не простая. Что же на ней изображено? (растения и грибы). Назовите их. А скажите мне, все ли ягоды и грибы полезны и съедобны? (полезны многие, но есть и не съедобные). Сейчас мы с вами и поговорим о них.

РАСТЕНИЯ 1) Белена (неприятный запах) - растет на пустырях, вдоль дорог. Цветет желтовато-белыми цветами, дает зеленые плоды, которые содержат семена (буро-серый цвет). А как вы думаете, на зерна какого растения они ещё похожи? (мак - красный) - некоторые отравляются этими коварными семенами. (показать борщевик - вызывает сильнейший ожог, поэтому идет усиленная борьба с ним).

2) Дурман - что это такое? (имеет сладкий запах - одурманивающий, человек может уснуть и не проснуться) - травянистое многолетнее растение; цветки бывают разных цветов и имеют приятный запах; является ядовитым, его яд может вызывать галлюцинации. Поэтому нельзя слишком долго находиться рядом (еще и черёмуху по такому же принципу нельзя долго нюхать - только на открытых территориях).

3) Ландыш - имеет ядовитые плоды - ярко-красные ягоды. Некоторые из людей могут принять их за съедобные, и тогда наступит отравление. Ребята, а в какую же книгу занесено это растение и почему? (в Красную (книга, куда большим списком занесены редкие животные, растение и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют охраны), потому что его срывали в качестве подарка, используют в медицине).

4) Вороний глаз - растет в лесу. Среди четырех крупных листьев расположена ягода – крупная, черно – синего цвета, похожа на чернику (сравните: чем похожи? чем отличаются?).

5) Волчье лыко - цветы розовые, душистые. Плоды ярко – красные; если съесть эти ягоды - возникает отравление, затрудняется дыхание. Ядовита ещё и кора - вызывает ожоги.

Ребята, а любите ли вы собирать грибы? Какие?

ГРИБЫ

- Итак, ребята, а теперь я предлагаю вам провести небольшую игру: будет две корзинки и несколько грибов - ваша задача - распределить в левую корзинку съедобные (белый, подосиновик, лисички), в правую - несъедобные (ложные опята, трутовик, мухомор). Выходите к доске.

- А где же именно нужно собирать грибы? (только в чистом, отдаленном от предприятий лесу) - Запомните, даже если гриб съедобный, его нельзя собирать возле трасс и рядом с предприятиями, поскольку есть возможность очень сильно отравиться!

- Ребята, мы с вами сейчас изучили и растения, и грибы, которые являются несъедобными. Какие правила по собиранию ягод и грибов вы знаете? (Нюхать на открытых территориях; Собирай только те, которые знаешь; Никогда сырые ягоды и грибы в рот не брать; Собирать только в лесу). А теперь давайте сверим ваши выводы с теми, которые в учебнике - стр. 22 со слов «во время…». Ребята, совпали наши выводы? Отлично! Я надеюсь вы и эти правила тоже запомните.

 

- А теперь мы с вами пройдем еще немного в глубь леса. Вставайте (идём). Садитесь.

- Чтобы узнать, что или кого мы встретим, я предлагаю вам обратиться к учебнику и прочитать на стр. 23 первые два абзаца со слов «многие очень…».

- Итак, о ком вы узнали из текста? (гадюка).

А посмотрите пожалуйста на слайд. Здесь уже представлена не только гадюка. Знаете ли вы, кто же изображен на второй картинке? (уж). А к какому классу относятся эти животные? (пресмыкающиеся, или рептилии).  Давайте же их сравним между собой? (чем похожи? (оба змеи); оба ли ядовиты? (нет, только гадюка); чем отличаются?). Гадюка - ядовитая змея, на спине зигзагом проходит темная полоса, укус опасен; уж - змея неядовитая и совершенно безобидная, по бокам головы два желтых пятна (самый отличительный признак).

- Какие же правила безопасности мы должны соблюдать, чтобы не пострадать от укуса змей? (Первыми не нападать; Надевать высокие сапоги; Если змея напала - немедленно обратиться в больницу). Молодцы, вы правы!

- Ребята, а раз уж мы начали говорить о животных, какие еще есть животные, помимо диких? (домашние). А как вы думаете, они могут вызывать опасность? (да). А вот давайте выясним на примере - вам в парах нужно будет выполнить задание на карточке - в колонке «польза» из слов для справки подобрать то, что на положительного дают животные, а в колонке «вред» - чем опасны. время на выполнение 2 минуты.

 

 
 
 

Домашние животные

 

Польза

Вред

Слова для справки: пища, заболевания, беспорядок, защита, сырьё для одежды, аллергия. улучшение здоровья,

 

 
 

 

 

 

 

 

 

- Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, какие правила безопасности нужно соблюдать? (Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить; нельзя гладить незнакомых животных; когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать). - Были ли у вас такие случаи, что у вас происходили опасные случаи с собаками или каким-то другими животными? - Ребята, а теперь нам пора обратно возвращаться в школу, наша экскурсия подходит к концу. Вставайте (движения). Садитесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы учителя.

 

П: умение ориентироваться в своей системе знаний.

 

К: умение строить речевые высказывания в устной форме;

 

Смотрят видеоролик с опытом.

П: моделирование явления природы

 

 

 

 

 

 

 

 

П: фиксация выводов в виде схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

К: умение строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

П: умение устанавливать причинно-следственные связи между

объектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: умение строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

 

 

П: умение сравнивать объекты по различным признакам.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют игру.

Р: выделять из темы урока известные знания для выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: фиксация выводов в виде схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают, отвечают на вопросы учителя.

 

П: развитие познавательной инициативы.

 

 

 

 

П: умение сравнивать объекты по различным признакам.

 

 

 

 

 

 

П: фиксация выводов в виде схемы

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, затем проверяют.

Р: выделять из темы урока известные знания для выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: фиксация выводов в виде схемы

 

 

 

Р: умение сохранять учебную задачу.

 

V. Первичное закрепление (5 минут)

 

Практический метод: задания

- Ребята, а теперь я хочу посмотреть, как хорошо вы усвоили материал по новой теме.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 14 и найдите №1. Вам необходимо дописать предложения. На выполнение я вам даю 2 минуты. Давайте проверять

1) высокие деревья, особенно отдельно стоящие.

2) металлических предметов.

3) металлическими предметами.

4) купаться во время грозы.

- Найдите, пожалуйста, №2 на стр.14. Вы будете выполнять вариант 2 - вам нужно соединить название гриба с его картинкой. На выполнение я вам даю 1 минуту. Давайте проверять.

 

- У каждого гриба есть свой двойник - гриб несъедобный, посмотрите.

- И запомните еще раз, если вы не знаете, что это за гриб - лучше его не брать!

Ребята, а что вы знаете о мухоморе? (является лекарством для лосей). Верно, но для нас он очень ядовит!

Выполняют задания. отвечают на вопросы.

 

П: развитие познавательной инициативы.

Р: умение сохранять учебную задачу для выполнения работы; умение соотносить выполнение работы с результатом.

 

VI. Включение в систему знаний (2 мин.)

 

Словесный метод: беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный метод: выборочное чтение

- Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале?

  1. Узнать, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы;
  2. Научиться формулировать правила безопасного поведения в природе.

Итак,

1) О каких опасностях в природе говорили?

2) Что опаснее - гроза или молния?

3) Какие ядовитые растения и грибы вы запомнили? Есть ли у них двойники? Какие?

4) Что нужно делать, чтобы чувствовать себя спокойно в природной среде? (соблюдать правила безопасности). Какие вы запомнили?

- Какой вывод мы можем сделать? (В природе существует много опасностей, но если соблюдать правила безопасного поведения, то можно избежать их). Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике на стр. 24 под зелёной чертой.

- Как вы считаете, наш вывод совпадает с выводом в учебнике? (да). Таким образом, мы достигли поставленных целей? (поднимите руку). Я тоже так считаю, мы с вами всего добились!

Подводят итоги, отвечают на вопросы.

Р: соотносить выводы работы с образцом.

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

 

 

Домашнее задание (1 мин.)

 

Ваше домашнее задание:

- Прочитать и пересказать текст на страницах 20-24 и выполнить упражнения в рабочей тетради на стр. 14 №1 и 2 (если успею на уроке), стр. 15-16 №3-4

 

VII. Итоги урока, рефлексия (до 3 мин.)

 

Словесный метод: беседа

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке с помощью незаконченных предложений:

  1. Сегодня я узнал (а) …
  2. Было интересно …
  3. Было трудно …
  4. Я понял (а), что …
  5. Теперь я могу …

- Ребята, мне очень было приятно с вами работать, многие были активны!

До новых встреч!

Оценивают свою работу на уроке

Р: фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой

на уроке, объективно

относиться к своим успехам/неуспехам.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Природа и наша безопасность»

















Конспект

урока окружающего мира

на тему «Природа и наша безопасность»

в 3 «Б» классе

МАОУ Заревской СОШ с УИОП

учителя Мартыновой Алеси Геннадьевны

















г.Домодедово, 2023г.





Тема: «Природа и наша безопасность»

Цель: познакомить учащихся с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в природе; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать чувство ответственности за свою жизнь.


Планируемые результаты:

- личностные: формирование познавательной деятельности учащихся, позитивного отношения к окружающим людям, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;

- предметные: формировать понятия «опасности в неживой и живой природе», представлений о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека; расширение представлений о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными; установка на безопасный образ жизни на основе знаний о правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе);

- метапредметные: умение организовывать своё рабочее место, умение оценивать и корректировать результаты своей деятельности; целеполагание; развитие познавательной инициативы, умение обобщать, анализировать и делать выводы; умение правильно выражать свои мысли; умение слушать, высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы учителя.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • для учителя – компьютер, интерактивная доска, учебник;

  • для учащихся – учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, письменные принадлежности.

Литература:

  1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/А.А. Плешаков. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2020.

  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/04/08/uchebno-metodicheskiy-komplekt-po-okruzhayushchemu

  3. https://www.youtube.com/watch?v=LwV-rB3_Ctw

  4. https://vk.com/video-48327018_456239042

  5. http://utinye-uroki.ru/index.php/testy-po-okruzhayushchemu-miru/143-3-klass/994-test-4-opasnye-mesta




Ход урока

Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся/УУД

I. Орг. момент

(1 мин.)


Словесный метод: беседа

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности и карточка и лист с заданием.

- Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку.

Отлично! Можем начинать.

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.


Р: умение организовывать свое рабочее место.


II. Проверка домашнего задания (2 мин.)


Практический метод: задание

- Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучили на предыдущем уроке? («Опасные места»).

- Сейчас я проверю, как хорошо вы усвоили данную тему: возьмите карточку с заданием и лист с тестом - вам необходимо соединить линиями опасные места с их утверждениями (это может быть опасность или правила безопасности).

Я даю вам 2 минуты на эти задания. После того, как вы всё сделаете - сдайте выполненное задание на 1 парту. Учитель проверит и выставит вам отметки.



Отлично, ребята, мы с вами повторили тему «Опасные места», усвоили правила поведения в таких местах и можем переходить к новой теме.

Вспоминают материал, который был изучен на прошлом уроке с помощью задания на карточке.







П: систематизация и обобщение знаний; умение ориентироваться в системе знаний.


III. Актуализация знаний. Сообщение темы. Постановка задач и целей. (2 мин.)


Наглядный метод: иллюстрация (картинки природы - живая и неживая)

- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (природу). А вспомните, как бывает природа? (живая и неживая). Что относится к живой природе? (растения, животные, грибы). А что относится к неживой? (различные явления).

- А какие эмоции, чувства у вас вызывает эта картинка? Как вы думаете теперь, только ли с позитивными эмоциями связана природа? (нет, еще и с негативными - есть много опасностей). А какие опасности нас подстерегают в природной среде? (несчастные случаи на водоёмах, укусы насекомых или животных, отравление ягодами и грибами и т.д.).

- А что мы должны делать, чтобы чувствовать себя спокойно, когда находимся на природе? (соблюдать правила безопасности).

- Верно, ребята! Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока: «Природа и наша безопасность»

- Как вы думаете, какие задачи мы можем поставить?

  1. Узнать, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы;

  2. Научиться формулировать правила безопасного поведения в природе.

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, ставят задачи.



П: развитие познавательной инициативы















Р: постановка учебной задачи



IV. Изучение нового материала (30 мин.)







Наглядный метод: видеометод (гроза и молния)














Наглядный метод: видеометод (опыт)












Словесный метод: выборочное чтение






Практический метод: упражнение









Наглядный метод: иллюстрация (лес, полянка, растения и грибы)







Словесный метод: рассказ, беседа
















































Практический метод: дидактическая игра





















Словесный метод: выборочное чтение






Словесный метод: выборочное чтение, беседа




Наглядный метод: иллюстрация
























Практический метод: задание




- Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда давайте отправимся на экскурсию в природу: посетим несколько интересных мест и будем по-разному передвигаться.

- Итак, отправляемся на экскурсию из нашей школы. Вставайте возле своих мест и идём. Садитесь.

- Ребята, давайте с вами представим лето, где на улице светит яркое солнышко, птички поют…. Но вдруг, все это сменяется на… (видеофрагмент).

На что же сменилось солнышко? (грозу). Какие чувства она у вас вызвала? Так, а что же такое гроза? (атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками возникают электрические разряды — молнии). Ребята, а что же более опасно - гроза или молния? (молния, поскольку это огромная электрическая искра и от ее удара могут вспыхнуть деревья).

- Ребята, а вы знаете, что молнию можно вызвать и в домашних условиях? Давайте посмотрим небольшое видео с этим опытом, каким же образом мы можем это сделать. (видео).

- Вот, посмотрите ребята, как это интересно, но лучше не стоит это повторять дома, берегите себя!

- Чем же опасна гроза? (смертельные травмы для человека, повреждение кабелей, сбой работы электронного оборудования). А каких же правил мы должны придерживаться? Давайте сверим ваш вывод с учебником - откройте стр. 20, начинаем читать со слов «чтобы убедиться…». Никогда не забывайте об этих правилах!

ФИЗМИНУТКА

«В лес гулять мы пошли»

В лес гулять мы пошли,

В брод ручей перешли.

Небывалой высоты,

у ручья растут цветы,

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам?

Наклонись, сорви малинку

И клади ее в корзинку,

Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок.

- Ребята, а куда же это мы с вами попали? (в лес). А вы любите ходить в лес? Что вы там делаете? А вот теперь еще раз посмотрите на слайд: перед вами полянка, но не простая. Что же на ней изображено? (растения и грибы). Назовите их. А скажите мне, все ли ягоды и грибы полезны и съедобны? (полезны многие, но есть и не съедобные). Сейчас мы с вами и поговорим о них.

РАСТЕНИЯ
1) Белена (неприятный запах) - растет на пустырях, вдоль дорог. Цветет желтовато-белыми цветами, дает зеленые плоды, которые содержат семена (буро-серый цвет). А как вы думаете, на зерна какого растения они ещё похожи? (мак - красный) - некоторые отравляются этими коварными семенами. (показать борщевик - вызывает сильнейший ожог, поэтому идет усиленная борьба с ним).

2) Дурман - что это такое? (имеет сладкий запах - одурманивающий, человек может уснуть и не проснуться) - травянистое многолетнее растение; цветки бывают разных цветов и имеют приятный запах; является ядовитым, его яд может вызывать галлюцинации. Поэтому нельзя слишком долго находиться рядом (еще и черёмуху по такому же принципу нельзя долго нюхать - только на открытых территориях).

3) Ландыш - имеет ядовитые плоды - ярко-красные ягоды. Некоторые из людей могут принять их за съедобные, и тогда наступит отравление. Ребята, а в какую же книгу занесено это растение и почему? (в Красную (книга, куда большим списком занесены редкие животные, растение и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют охраны), потому что его срывали в качестве подарка, используют в медицине).

4) Вороний глаз - растет в лесу. Среди четырех крупных листьев расположена ягода – крупная, черно – синего цвета, похожа на чернику (сравните: чем похожи? чем отличаются?).

5) Волчье лыко - цветы розовые, душистые. Плоды ярко – красные; если съесть эти ягоды - возникает отравление, затрудняется дыхание. Ядовита ещё и кора - вызывает ожоги.

Ребята, а любите ли вы собирать грибы? Какие?

ГРИБЫ

- Итак, ребята, а теперь я предлагаю вам провести небольшую игру: будет две корзинки и несколько грибов - ваша задача - распределить в левую корзинку съедобные (белый, подосиновик, лисички), в правую - несъедобные (ложные опята, трутовик, мухомор). Выходите к доске.

- А где же именно нужно собирать грибы? (только в чистом, отдаленном от предприятий лесу) - Запомните, даже если гриб съедобный, его нельзя собирать возле трасс и рядом с предприятиями, поскольку есть возможность очень сильно отравиться!

- Ребята, мы с вами сейчас изучили и растения, и грибы, которые являются несъедобными. Какие правила по собиранию ягод и грибов вы знаете? (Нюхать на открытых территориях; Собирай только те, которые знаешь; Никогда сырые ягоды и грибы в рот не брать; Собирать только в лесу). А теперь давайте сверим ваши выводы с теми, которые в учебнике - стр. 22 со слов «во время…». Ребята, совпали наши выводы? Отлично! Я надеюсь вы и эти правила тоже запомните.


- А теперь мы с вами пройдем еще немного в глубь леса. Вставайте (идём). Садитесь.

- Чтобы узнать, что или кого мы встретим, я предлагаю вам обратиться к учебнику и прочитать на стр. 23 первые два абзаца со слов «многие очень…».

- Итак, о ком вы узнали из текста? (гадюка).

А посмотрите пожалуйста на слайд. Здесь уже представлена не только гадюка. Знаете ли вы, кто же изображен на второй картинке? (уж). А к какому классу относятся эти животные? (пресмыкающиеся, или рептилии). Давайте же их сравним между собой? (чем похожи? (оба змеи); оба ли ядовиты? (нет, только гадюка); чем отличаются?). Гадюка - ядовитая змея, на спине зигзагом проходит темная полоса, укус опасен; уж - змея неядовитая и совершенно безобидная, по бокам головы два желтых пятна (самый отличительный признак).

- Какие же правила безопасности мы должны соблюдать, чтобы не пострадать от укуса змей? (Первыми не нападать; Надевать высокие сапоги; Если змея напала - немедленно обратиться в больницу). Молодцы, вы правы!

- Ребята, а раз уж мы начали говорить о животных, какие еще есть животные, помимо диких? (домашние). А как вы думаете, они могут вызывать опасность? (да). А вот давайте выясним на примере - вам в парах нужно будет выполнить задание на карточке - в колонке «польза» из слов для справки подобрать то, что на положительного дают животные, а в колонке «вред» - чем опасны. время на выполнение 2 минуты.


Домашние животные


Польза


Вред


Слова для справки: пища, заболевания, беспорядок, защита, сырьё для одежды, аллергия. улучшение здоровья,




- Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, какие правила безопасности нужно соблюдать? (Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить; нельзя гладить незнакомых животных; когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать).
- Были ли у вас такие случаи, что у вас происходили опасные случаи с собаками или каким-то другими животными?
- Ребята, а теперь нам пора обратно возвращаться в школу, наша экскурсия подходит к концу. Вставайте (движения). Садитесь.










Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы учителя.


П: умение ориентироваться в своей системе знаний.


К: умение строить речевые высказывания в устной форме;


Смотрят видеоролик с опытом.

П: моделирование явления природы









П: фиксация выводов в виде схемы

















Отвечают на вопросы учителя.

К: умение строить речевые высказывания в устной форме.






Отвечают на вопросы учителя.

П: умение устанавливать причинно-следственные связи между

объектами.


















К: умение строить речевые высказывания в устной форме.





П: умение сравнивать объекты по различным признакам.








Выполняют игру.

Р: выделять из темы урока известные знания для выполнения задания.
















П: фиксация выводов в виде схемы









Читают, отвечают на вопросы учителя.


П: развитие познавательной инициативы.





П: умение сравнивать объекты по различным признакам.







П: фиксация выводов в виде схемы







Выполняют задание, затем проверяют.

Р: выделять из темы урока известные знания для выполнения задания.















П: фиксация выводов в виде схемы




Р: умение сохранять учебную задачу.


V. Первичное закрепление (5 минут)


Практический метод: задания

- Ребята, а теперь я хочу посмотреть, как хорошо вы усвоили материал по новой теме.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 14 и найдите №1. Вам необходимо дописать предложения. На выполнение я вам даю 2 минуты. Давайте проверять

1 ) высокие деревья, особенно отдельно стоящие.

2) металлических предметов.

3) металлическими предметами.

4) купаться во время грозы.

- Найдите, пожалуйста, №2 на стр.14. Вы будете выполнять вариант 2 - вам нужно соединить название гриба с его картинкой. На выполнение я вам даю 1 минуту. Давайте проверять.



- У каждого гриба есть свой двойник - гриб несъедобный, посмотрите.

- И запомните еще раз, если вы не знаете, что это за гриб - лучше его не брать!

Ребята, а что вы знаете о мухоморе? (является лекарством для лосей). Верно, но для нас он очень ядовит!

Выполняют задания. отвечают на вопросы.


П: развитие познавательной инициативы.

Р: умение сохранять учебную задачу для выполнения работы; умение соотносить выполнение работы с результатом.


VI. Включение в систему знаний (2 мин.)


Словесный метод: беседа

















Словесный метод: выборочное чтение

- Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале?

  1. Узнать, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы;

  2. Научиться формулировать правила безопасного поведения в природе.

Итак,

1) О каких опасностях в природе говорили?

2) Что опаснее - гроза или молния?

3) Какие ядовитые растения и грибы вы запомнили? Есть ли у них двойники? Какие?

4) Что нужно делать, чтобы чувствовать себя спокойно в природной среде? (соблюдать правила безопасности). Какие вы запомнили?

- Какой вывод мы можем сделать? (В природе существует много опасностей, но если соблюдать правила безопасного поведения, то можно избежать их). Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике на стр. 24 под зелёной чертой.

- Как вы считаете, наш вывод совпадает с выводом в учебнике? (да). Таким образом, мы достигли поставленных целей? (поднимите руку). Я тоже так считаю, мы с вами всего добились!

Подводят итоги, отвечают на вопросы.

Р: соотносить выводы работы с образцом.

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.



Домашнее задание (1 мин.)


Ваше домашнее задание:

- Прочитать и пересказать текст на страницах 20-24 и выполнить упражнения в рабочей тетради на стр. 14 №1 и 2 (если успею на уроке), стр. 15-16 №3-4


VII. Итоги урока, рефлексия (до 3 мин.)


Словесный метод: беседа

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке с помощью незаконченных предложений:

  1. Сегодня я узнал (а) …

  2. Было интересно …

  3. Было трудно …

  4. Я понял (а), что …

  5. Теперь я могу …

- Ребята, мне очень было приятно с вами работать, многие были активны!

До новых встреч!

Оценивают свою работу на уроке

Р: фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой

на уроке, объективно

относиться к своим успехам/неуспехам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!