СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы обучения (дидактические принципы)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы обучения (дидактические принципы):

Принцип наглядности

Принцип доступности

Принцип сознательности и активности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип прочности

Принцип научности

Принцип связи теории с практикой и др.

Просмотр содержимого документа
«Принципы обучения (дидактические принципы)»

Принципы обучения (дидактические принципы)

Принцип наглядности

Использование наглядных пособий, примеров. По мере взросления рекомендуется смена предметной наглядности на символическую (например, схемы).

Принцип доступности

- Учет возрастных особенностей, уровня умственного развития, темпа усвоения и т.п. (рекомендуется разделение по группам по изучаемым темам или типам заданий).

Противоположная точка зрения. Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого учащегося, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание».

Я.А. Коменский выделяет тип ученика «…тупой, с извращенной и злобной натурой: большей частью эти ученики бесплодны…Почву бесплодную не следует ни обрабатывать, ни трогать».

- Движение от легкого к трудному, от близкого к далекому, от известного у неизвестному.

Принцип сознательности и активности

- Организация самоконтроля и самооценки учащегося;

- Поощрение к задаванию вопросов, приведению примеров;

- Предоставление возможности высказаться, самоопределиться в изучаемом материале;

- Поощрение к поиску причин и следствий.

Принцип систематичности и последовательности

- Построение учебного материала в логической последовательности (делить на логически связанные разделы, блоки, использование схем, таблиц);

- Установление на каждом занятии смыслового содержательного центра;

- Организация работы учащихся со словарями, справочниками, энциклопедиями.

Принцип прочности

- Формирование позитивного настроя к учению, педагогу;

- Изучение материала с помощью разных видов деятельности, с разных сторон, организация межпредметных связей;

- Научение выделять в материале главное (в т.ч. оформлять соответствующим образом в тетради) и достраивать второстепенной информацией;

- Повторение прошедшего материала;

- Использование опорных схем;

- Организация записей в тетради;

- Организация самоконтроля и самооценки учащегося, взаимоконтроля и взаимооценки.

Принцип научности

- Использование новейших достижений науки;

- Организация работы с научными источниками (например, журналы);

- Поощрение самостоятельных исследований учащихся;

- Ознакомление с биографиями ученых;

- Использование только научных терминов (упрощая, но не искажая их);

- Разоблачение житейских представлений.

Принцип связи теории с практикой

Практика – критерий истины.

- Приведение конкретных примеров, демонстрирующих привязанность изучаемого материала к жизни;

- Опора на личный опыт учащихся;

- Организация применения усвоенных знаний на практике (лабораторные и практические занятия);

- Организация экскурсий.

Принцип народности

- Обращение к истории, традициям, предыдущих поколений, достижениям русского народа, национальной речевой культуре (К.Д. Ушинский).



Принцип природосообразности

- Обучение в соответствии со склонностями и способностями учащихся (Я.А. Коменский).

Принцип воспитывающего обучения

Принцип воспитывающего обучения отражает закон единства обучения и воспитания. Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь содержанием учебного материала. Изучение основ наук способствует формированию у учащихся научных понятий об окружающем мире, влияющих на развитие мировоззрения, научного понимания мира и его 21 законов. Воспитывает учащихся также правильная организация учебного процесса. Четкое определение целей и задач урока, порядок на занятиях создают благоприятные условия для нравственного воспитания у детей сознательной дисциплины, трудолюбия, нравственных качеств. Воспитательное влияние на учеников имеют методы, средства обучения, личность учителя, то есть все то, что окружает ребенка в школе. Успех и реализация принципа воспитывающего обучения в школьной практике зависит, прежде всего, от того, как учитель определяет цель воспитательной работы, как ее осуществляет.

Принцип развивающего обучения

Принцип развивающего обучения требует создания оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития детей в процессе изучения учебных предметов. Принцип развивающего обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования. Чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие. Путем целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умения логически мыслить. Учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза. Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала. Общее развитие учеников происходит в процессе учебной деятельности при использовании различных методов и средств обучения. На умственное развитие учащихся влияют приемы и операции их мыслительной деятельности в процессе применения знаний, умений и навыков на практике, при оптимальном сочетании творческих и репродуктивных методов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!