Принципы обучения (дидактические принципы)
Принцип наглядности
Использование наглядных пособий, примеров. По мере взросления рекомендуется смена предметной наглядности на символическую (например, схемы).
Принцип доступности
- Учет возрастных особенностей, уровня умственного развития, темпа усвоения и т.п. (рекомендуется разделение по группам по изучаемым темам или типам заданий).
Противоположная точка зрения. Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого учащегося, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание».
Я.А. Коменский выделяет тип ученика «…тупой, с извращенной и злобной натурой: большей частью эти ученики бесплодны…Почву бесплодную не следует ни обрабатывать, ни трогать».
- Движение от легкого к трудному, от близкого к далекому, от известного у неизвестному.
Принцип сознательности и активности
- Организация самоконтроля и самооценки учащегося;
- Поощрение к задаванию вопросов, приведению примеров;
- Предоставление возможности высказаться, самоопределиться в изучаемом материале;
- Поощрение к поиску причин и следствий.
Принцип систематичности и последовательности
- Построение учебного материала в логической последовательности (делить на логически связанные разделы, блоки, использование схем, таблиц);
- Установление на каждом занятии смыслового содержательного центра;
- Организация работы учащихся со словарями, справочниками, энциклопедиями.
Принцип прочности
- Формирование позитивного настроя к учению, педагогу;
- Изучение материала с помощью разных видов деятельности, с разных сторон, организация межпредметных связей;
- Научение выделять в материале главное (в т.ч. оформлять соответствующим образом в тетради) и достраивать второстепенной информацией;
- Повторение прошедшего материала;
- Использование опорных схем;
- Организация записей в тетради;
- Организация самоконтроля и самооценки учащегося, взаимоконтроля и взаимооценки.
Принцип научности
- Использование новейших достижений науки;
- Организация работы с научными источниками (например, журналы);
- Поощрение самостоятельных исследований учащихся;
- Ознакомление с биографиями ученых;
- Использование только научных терминов (упрощая, но не искажая их);
- Разоблачение житейских представлений.
Принцип связи теории с практикой
Практика – критерий истины.
- Приведение конкретных примеров, демонстрирующих привязанность изучаемого материала к жизни;
- Опора на личный опыт учащихся;
- Организация применения усвоенных знаний на практике (лабораторные и практические занятия);
- Организация экскурсий.
Принцип народности
- Обращение к истории, традициям, предыдущих поколений, достижениям русского народа, национальной речевой культуре (К.Д. Ушинский).
Принцип природосообразности
- Обучение в соответствии со склонностями и способностями учащихся (Я.А. Коменский).
Принцип воспитывающего обучения
Принцип воспитывающего обучения отражает закон единства обучения и воспитания. Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь содержанием учебного материала. Изучение основ наук способствует формированию у учащихся научных понятий об окружающем мире, влияющих на развитие мировоззрения, научного понимания мира и его 21 законов. Воспитывает учащихся также правильная организация учебного процесса. Четкое определение целей и задач урока, порядок на занятиях создают благоприятные условия для нравственного воспитания у детей сознательной дисциплины, трудолюбия, нравственных качеств. Воспитательное влияние на учеников имеют методы, средства обучения, личность учителя, то есть все то, что окружает ребенка в школе. Успех и реализация принципа воспитывающего обучения в школьной практике зависит, прежде всего, от того, как учитель определяет цель воспитательной работы, как ее осуществляет.
Принцип развивающего обучения
Принцип развивающего обучения требует создания оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития детей в процессе изучения учебных предметов. Принцип развивающего обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования. Чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие. Путем целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умения логически мыслить. Учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза. Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала. Общее развитие учеников происходит в процессе учебной деятельности при использовании различных методов и средств обучения. На умственное развитие учащихся влияют приемы и операции их мыслительной деятельности в процессе применения знаний, умений и навыков на практике, при оптимальном сочетании творческих и репродуктивных методов.