СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема доклада на педсовете: « Основные идеи и принципы системно - деятельностного подхода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГОУ ЛНР «Артёмовская средняя школа № 8»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

На тему: « Основные идеи и принципы

системно - деятельностного подхода»

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА:

Чевокина Елена Анатольевна

Классный руководитель 2 класса

ГОУ ЛНР « Артемовская средняя школа №8»

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

 

 

 

Тема доклада: « Основные идеи  и принципы системно - деятельностного подхода»

                                          Единственный путь, ведущий

                                                  к знанию – это деятельность.

                                                                                                Б. Шоу

ВСТУПЛЕНИЕ

О том, какими качествами должен быть наделен обучающийся, говорят разное, кто-то считает, что это глубокие знания, кто-то, что это воспитание, а третьи называют развитый интеллект и творческие навыки, умение учиться и саморазвиваться. Единственное, в чем совпадает мнение – школа должна помогать детям стать счастливыми: обрести верных друзей, самореализоваться чтобы найти свое место в жизни.

     Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас»:

    Учиться знать подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного материала.

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивидуально развивать свой потенциал.

 Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Решение этих проблем требует новых подходов в обучении, применения новых технологий.

Характер обучения  должен стать  поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо тех, что  предложены учителем.

  1. ЧАСТЬ

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

      В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  

«ищу и нахожу»,

«думаю и узнаю»,

«пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:

  • процессуально-целевая ориентация;
  • относительная целостность;
  • ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
  • представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;
  • познавательная рефлексия;
  • активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);
  • позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

Это такие технологии, как:

  • проблемно-диалогическая технология.

Основным средством развивающих технологий становятся продуктивные задания

  • Технология развития критического мышления
  • Кейс-технология
  • Исследовательская технология обучения
  • Информационная технология
  • Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
  • Проблемно-развивающая технология
  • Рейтинговая технология
  • Технология модульного обучения
  • Технология коллективного способа обучения (авторская)
  • Здоровье-сберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология
  • Технологии игрового обучения

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Дидактические  идеи и принципы технологии

                системно-деятельностного метода

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СДП

 

 

В практическом преподавании реализуется технология 

деятельностного метода на основе такой системы дидактических принципов:

  • Принцип деятельности основан на получении знаний учеником не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, при этом осознавая формы и содержание собственной учебной деятельности, понимая систему ее норм, принимая участие в их совершенствовании. Это способствует успешному формированию деятельностных и общекультурных способностей ученика, его общеучебных навыков. 
  • Принцип системности, непрерывности предполагает преемственность между всеми этапами и ступенями обучения на уровне содержания, методик и технологии. При этом учитываются психологические особенности развития детей разного возраста.
  • Принцип целостности, при котором ученики формируют обобщенное системное представление об окружающем мире (обществе, природе, самом себе, мире деятельности и т.д.). 
  • Принцип минимакса: школа предлагает ученику возможность освоить содержание образования на уровне, максимальном для него. Этот уровень определяется зоной ближайшего развития соответствующей возрастной группы. При этом школа обеспечивает усвоение знаний учеником на минимальном социально-безопасном уровне (государственный стандарт).
  • Принцип психологической комфортности основан на том, что все стрессобразующие факторы учебного процесса «удаляют», на уроках и в школе создают доброжелательную атмосферу, которая ориентирована на то, чтобы реализовать такую идею педагогики как сотрудничество, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – у учащихся формируются способности систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в случае выбора.
  • Принцип творчества предполагает, что максимальная ориентация в образовательном процессе направлена на творческое начало и приобретение опыта творческой деятельности у учеников.

 

Эта система принципов обеспечивает получение детьми культурных ценностей общества, которые соответствуют основным дидактическим требованиям традиционной школы, к примеру, принципу наглядности. Такая система развивает и продолжает традиционную дидактику по направлению реализации современных целей образования. При этом она дает каждому ребенку возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.

Вышеупомянутые принципы задают систему достаточных условий для организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения.

Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников.

А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

Учитель начальной школы должен учитывая следующие психологические особенности младших школьников:

  • дети в таком возрасте лучше воспринимают информацию в игровой форме;
  • у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
  • дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника нужно максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность.

Педагогу так же стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации: оценка ответов в парах, выполнение заданий по группам.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД

 Говорят, что ребенок рождается как чистый лист бумаги. А раз «чистый лист», значит, должны что-то написать родители, близкие люди, позже — учителя, и окружение. И пишут, пишут…  И в конце жизни лист оказывается исписанным. Так создаётся человек и его жизнь.

   Притча

  Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги,  где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?»  Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше,  чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом  что-то плохое, хотя  хорошего  намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

    Послушайте - и Вы забудете,  

посмотрите - и Вы запомните,  

сделайте - и Вы поймете.  Конфуций  

 Я,  как педагог,  соучаствую в построении взаимоотношений Ребенка с внешним Миром, помогаю ему сделать правильный выбор, раскрыть в нём те внутренние ресурсы, которые дадут  ему ощущение  собственной целостности и ценности, помогут ему обрести  уважение к себе и к Миру…

   И только постигая всё на собственном опыте, Ребенок учится жить самостоятельно и на своем собственном опыте познает, как проявить себя в окружающем его мире.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

 

Используемые источники информации:

1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006г. 

3. Атанов Г. А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. — Донецк: изд-во ДонГУ, 2004. 4. Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 18-25. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/

5. Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Л. Г. Петерсон:      Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.

7. Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» (в помощь учителю).

8. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе/ http://festival.1september.ru/articles/527236/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2,3

 

 

 

 

  • Принцип деятельности
  • Принцип системности, непрерывности
  • Принцип целостности
  • Принцип минимакса
  • Принцип психологического комфорта
  • Принцип вариативности
  • Принцип творчества

 

Просмотр содержимого документа
«Тема доклада на педсовете: « Основные идеи и принципы системно - деятельностного подхода»»

ГОУ ЛНР «Артёмовская средняя школа № 8»

















ДОКЛАД

На тему: « Основные идеи и принципы

системно - деятельностного подхода»








ПОДГОТОВИЛА:

Чевокина Елена Анатольевна

Классный руководитель 2 класса

ГОУ ЛНР « Артемовская средняя школа №8»
















2020г.







Тема доклада: « Основные идеи и принципы системно - деятельностного подхода»

Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность.

Б. Шоу

ВСТУПЛЕНИЕ

О том, какими качествами должен быть наделен обучающийся, говорят разное, кто-то считает, что это глубокие знания, кто-то, что это воспитание, а третьи называют развитый интеллект и творческие навыки, умение учиться и саморазвиваться. Единственное, в чем совпадает мнение – школа должна помогать детям стать счастливыми: обрести верных друзей, самореализоваться чтобы найти свое место в жизни.

     Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас»:

    Учиться знать подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного материала.

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивидуально развивать свой потенциал.

 Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)

  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)

  • научить жить (учение для бытия)

  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Решение этих проблем требует новых подходов в обучении, применения новых технологий.

Характер обучения  должен стать  поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо тех, что предложены учителем.

  1. ЧАСТЬ

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

      В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  

«ищу и нахожу»,

«думаю и узнаю»,

«пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:

  • процессуально-целевая ориентация;

  • относительная целостность;

  • ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;

  • представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;

  • познавательная рефлексия;

  • активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);

  • позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

Это такие технологии, как:

  • проблемно-диалогическая технология.

Основным средством развивающих технологий становятся продуктивные задания

  • Технология развития критического мышления

  • Кейс-технология

  • Исследовательская технология обучения

  • Информационная технология

  • Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах

  • Проблемно-развивающая технология

  • Рейтинговая технология

  • Технология модульного обучения

  • Технология коллективного способа обучения (авторская)

  • Здоровье-сберегающая технология

  • Личностно-ориентированная технология

  • Технологии игрового обучения


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Дидактические идеи и принципы технологии

системно-деятельностного метода

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СДП



В практическом преподавании реализуется технология 

деятельностного метода на основе такой системы дидактических принципов:

  • Принцип деятельности основан на получении знаний учеником не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, при этом осознавая формы и содержание собственной учебной деятельности, понимая систему ее норм, принимая участие в их совершенствовании. Это способствует успешному формированию деятельностных и общекультурных способностей ученика, его общеучебных навыков. 

  • Принцип системности, непрерывности предполагает преемственность между всеми этапами и ступенями обучения на уровне содержания, методик и технологии. При этом учитываются психологические особенности развития детей разного возраста.

  • Принцип целостности, при котором ученики формируют обобщенное системное представление об окружающем мире (обществе, природе, самом себе, мире деятельности и т.д.). 

  • Принцип минимакса: школа предлагает ученику возможность освоить содержание образования на уровне, максимальном для него. Этот уровень определяется зоной ближайшего развития соответствующей возрастной группы. При этом школа обеспечивает усвоение знаний учеником на минимальном социально-безопасном уровне (государственный стандарт).

  • Принцип психологической комфортности основан на том, что все стрессобразующие факторы учебного процесса «удаляют», на уроках и в школе создают доброжелательную атмосферу, которая ориентирована на то, чтобы реализовать такую идею педагогики как сотрудничество, развитие диалоговых форм общения.

  • Принцип вариативности – у учащихся формируются способности систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в случае выбора.

  • Принцип творчества предполагает, что максимальная ориентация в образовательном процессе направлена на творческое начало и приобретение опыта творческой деятельности у учеников.


Эта система принципов обеспечивает получение детьми культурных ценностей общества, которые соответствуют основным дидактическим требованиям традиционной школы, к примеру, принципу наглядности. Такая система развивает и продолжает традиционную дидактику по направлению реализации современных целей образования. При этом она дает каждому ребенку возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.

Вышеупомянутые принципы задают систему достаточных условий для организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения.

Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников.

А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

Учитель начальной школы должен учитывая следующие психологические особенности младших школьников:

  • дети в таком возрасте лучше воспринимают информацию в игровой форме;

  • у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;

  • дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника нужно максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность.

Педагогу так же стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации: оценка ответов в парах, выполнение заданий по группам.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД

 Говорят, что ребенок рождается как чистый лист бумаги. А раз «чистый лист», значит, должны что-то написать родители, близкие люди, позже — учителя, и окружение. И пишут, пишут…  И в конце жизни лист оказывается исписанным. Так создаётся человек и его жизнь.

   Притча

  Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги,  где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?»  Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше,  чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом  что-то плохое, хотя  хорошего  намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

  
 
Послушайте - и Вы забудете,  

посмотрите - и Вы запомните,  

сделайте - и Вы поймете.  Конфуций  

Я,  как педагог,  соучаствую в построении взаимоотношений Ребенка с внешним Миром, помогаю ему сделать правильный выбор, раскрыть в нём те внутренние ресурсы, которые дадут  ему ощущение  собственной целостности и ценности, помогут ему обрести  уважение к себе и к Миру…

   И только постигая всё на собственном опыте, Ребенок учится жить самостоятельно и на своем собственном опыте познает, как проявить себя в окружающем его мире.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Используемые источники информации:

1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006г.

3. Атанов Г. А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. — Донецк: изд-во ДонГУ, 2004.
4. Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 18-25. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/

5. Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Л. Г. Петерсон:      Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.

7. Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» (в помощь учителю).

8. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе/ http://festival.1september.ru/articles/527236/


ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2,3





  • Принцип деятельности

  • Принцип системности, непрерывности

  • Принцип целостности

  • Принцип минимакса

  • Принцип психологического комфорта

  • Принцип вариативности

  • Принцип творчества




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!