Принципы и понятия психологического консультирования
4 блок 1
Консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направлено «вширь»), чем психотерапия (направлено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия — это долговременный процесс реконструкции личности, характеризующийся глубокими изменениями в ее структуре
Консультирование — это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика. Консультирование отказывается от концепции болезни, то есть признает право человека на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений.
Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его активности работы над собой, что является одной из задач психотерапии. Подготовка консультанта не ориентирована на глубокое освоение методов психотерапии.
Рядом авторов отмечается, что психологическое консультирование — это «первичная психотерапия» (П. П. Горностай, С. В. Васьковская) или «начальный этап психотерапии» (В. Ю. Меновщиков). Также отмечается функция психолога-консультанта как посредника между клиентом и психотерапевтом.
Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.
Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими.
Эффективность консультативного процесса связывают с личностным продвижением и ростом.
По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультирования: помощь другим в их самоусилении
-личностное развитие клиента
- создание здоровых микро- и макросистем для функционирования индивидуумов.
При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективности консультирования.
В процессе консультирования психолог, как правило, решает такие задачи:
помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;
актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.
Соответственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.
Для решения диагностической задачи психологу нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помощью. В первую очередь выясняются причины и источники развития проблем клиента.
Терапевтическая задача — это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию психологических ресурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если терапевтическая коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.
Схема деятельности консультанта в общем виде: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.
Типы и уровни психологического консультирования
К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, прежде всего необходимо рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России: младенчество (от рождения до 1-го года); преддршкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10 - 15 лет); юность: I период (старший школьный возраст 15 - 17 лет), II период (17 - 21 год); зрелый возраст: I период (21 - 35 лет), II период (35 - 60 лет); пожилой возраст (60 - 75 лет); старческий (75 - 90 лет); долгожители (90 лет и выше). Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых, возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психо-коррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.
Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное).
Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть индивидуальной и групповой. Причем под последней следует понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).
Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения, и могут быть выделены следующие виды психологического консультирования: школьное, профессиональное, семейное, супружеское консультирование, а также ориентированное на проблемы личности и другие.
Можно разделить виды консультирования по принципу показаний: развивающее консультирование в противоположность экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом.
Уровни консультирования зависят от степени вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультирования:
1. Индивидуальное развитие и изменение (на этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента).
2. Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга).
3. Организационное развитие (управленческое консультирование).
Принципы психологического консультирования
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательным для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы психолога. Существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия.
Рассмотрим принципы, выделенные П. П. Горностаем и С. В. Васьковской, которые разработали «проблемный подход», изучающий деятельность психолога в зависимости от характера конкретных психологических проблем.
1. Принцип причинности. Психолог стремится разобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.
2. Консультативный альянс — высокий уровень открытости и доверия.
3. Проблемная диагностика — это процесс выявления характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.
4. Условие эффективности:
а) нестандартный подход, так как одинаковых случаев не бывает;
б) ориентация на понимание, то есть говорить на языке клиента;
в) ориентация на установки клиента;
г) использование рекомендаций и директив исключительно для определенных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабатывает как внушение, приводящее человека к самостоятельному решению» (Р. Мэй);
д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов;
е) формирование доверительных отношений всеми возможными способами; ж) поддержание мотивации долговременной работы: предупреждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч; фиксирование внимания на положительном эффекте уже на первой встрече; формулирование нерешенных задач, которые предстоит решить в дальнейшем; ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмоционального отношения к консультации;
5. Психологическое посредничество, то есть позиция «третейского судьи» для помощи сторонам нахождения компромисса.
6. Неманипулятивный подход — стимуляция клиента к принятию собственного решения. Директивная модель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основной идеи консультации, заключающейся в развитии клиентом своих психологических потенций.
7. Принцип безоценочного принятия, когда «психолог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй).
8. Принцип профессионализма — адекватное формирование психологической задачи и несоздавание у клиента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необходимо переориентировать запрос в сторону возможного, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.
9. Ориентация клиента на самого себя. Локус контроля должен быть внутренний, а не внешний.
10. Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентрироваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии.
Необходимо отметить связь между позицией психолога-консультанта и теоретическим подходом, которым он пользуется в своей практике. Под термином позиция могут пониматься разные вещи. С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой — эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:
1. Консультант-советчик — дает клиенту прямые советы;
2. Консультант-помощник — оказывает помощь клиенту в нахождении инсайта, в актуализации внутренних резервов и т.п.;
3. Консультант-эксперт — показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.
Позиции одного и того же консультанта могут меняться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.
Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, что связано с действиями психолога в директивном, недирективном и промежуточном подходах, можно описать позиции взаимодействующих в ситуации индивидуального консультирования:
1. Взаимодействие на равных;
2. Взаимодействие с позиции «сверху»;
3. Взаимодействие с позиции «снизу» (Г.С. Абрамова).
Помимо этого встречается в литературе такой репертуар ролей психолога-консультанта: терпеливый слушатель, «жилетка», в которую можно поплакаться; умный аналитик; знаток психологических закономерностей; духовный наставник; «врачеватель души»; советник; умелый фасилитатор.
Краткая характеристика возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу ее основные направления:
глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд),
индивидуальная психология (А. Адлер)
аналитическая психология (К. Юнг),
транзактный анализ (Э. Берн) и др.;
бихевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение;
когнитивная терапия;
рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.;
гуманистическое направление — гештальттерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж.Морено).
Основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента (по Г.С. Абрамовой).
1) Глубинная психология, или психодинамическая теория 3. Фрейда существует во множестве модификаций последователями А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком, а целью — чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них, преодолеть стерео типичность поведения и мышления, которая определяется прошлым. Также задачей является сохранение баланса между внешними (социальными) и внутренними силами, действующими на личность. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно произвести через изучение защитных механизмов личности. В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует основную технику — свободное ассоциирование, анализ символов повседневности; анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента («Фрейдовская ошибка»); анализ сновидений; анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения; анализ содержания переноса клиента.
2) Бихевиоральное направление в психологическом консультировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведения (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Д. Уот-сон и Б. Скиннер). Делается акцент на том, что окружающая среда воздействует на личность человека. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии: 1. Поощряется активность клиента. 2. Определяется проблема клиента через операционализа-цию поведения (перевод неясных слов в конкретные, наблюдаемые действия). 3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ (причинно-следственные связи). 4. Установление социально важных целей для клиента (конкретный план действий). Также используются процедуры изменения: а) тренировка настойчивости (помогает преодолеть беспомощность и неадекватность) через вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив для принятия решения; б) тренировка релаксации (целенаправленное уменьшение тревожности, основанное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывание объекта тревоги с этой иерархией на фоне упражнений на релаксацию); в) моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение в сочетании с ведением записей; г) поддержка у клиента нужного поведения — предотвращение рецидивов, что дает контроль за собственным поведением. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств, выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей. Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.
3) Гуманистическое направление в психологии (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Фрапнкл, Морено). Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении; изначальное наличие в человеке стремления к максимальной социальной самоактуализации, росту личности. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения с помощью «творческого, активного, чувственного, точного, эмпатического, не судящего слушания» (К. Роджерс). Основное понятие, с которым работают психологи данного направления, — мироощущение конкретного клиента. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я», быть конгруэнтным и безоценочным.
Особое место занимает гештальттерапия, отличающаяся разнообразием техник: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседы с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарный, директивный и «нижней собаки» — пассивный с чувством вины, ищущий прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.
Кроме того, благодаря работам В. Франкла в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные интенции; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.
Основным методом психологического консультирования является интервью, так как оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются профессионально-важные качества психолога — личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.
Предметом взаимодействия является внутренний мир клиента, цель которого — изменение отношения клиента к нему, нахождение альтернатив действий, переживаний и мыслей. Основным способом воздействия психолога на клиента в ходе интервью являются вопросы. В литературе обычно выделяют пятишаговую модель интервью (Г.С. Абрамова). Кратко лишь определим каждую стадию:
а) Структурирование, задача достигнуть взаимопонимания (часто маркируют как «Привет!»), психологического комфорта и доверия;
б) «В чем проблема ?» — происходит выделение проблемы;
в) «Чего вы хотите добиться ?», то есть желаемый результат;
г) «Что еще мы можем сделать по этому поводу ?» — выработка альтернативных решений;
д) Обобщение результатов («Вы будете делать это ?»).
Руководствуясь многочисленными теориями, психологи-консультанты воздействуют на клиента. Эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта
Для обеспечения результативности и эффективности психологического консультирования необходимо соблюдать следующие принципы:
Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение;
Обеспечение конфиденциальности встречи. Этот принцип означает, что психолог хранит в тайне все, что касается клиента, его личных проблем и жизненных обстоятельств (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиент предупреждается психологом);
Принцип добровольности означает, что клиент сам обращается к психологу, поскольку субъективно испытывает трудности в жизни и мотивирован к восприятию психологической помощи;
Принцип профессиональной мотивированности консультанта означает, что он защищает интересы клиента, а не других лиц или организаций, не принимает сторону ни одного из участников конфликта, избегает предвзятого отношения;
Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, побуждение его к активности в анализе проблем, в поиске выхода из кризиса;
Разграничение личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. Психолог не может устанавливать дружеские отношения с клиентом, а также оказывать помощь друзьям или родственникам.
Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях (по Р.С.Немову):
Клиент, который обращается к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание поскорее ее решить.
Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.
Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного ее преодоления совместно с клиентом.
Клиент должен точно соблюдать предоставленные психологом-консультантом рекомендации.
Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата.