СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы и понятия психологического консультирования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультативная психология представляет собой важ­ное самостоятельное направление психологической на­уки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направ­лено «вширь»), чем психотерапия (направлено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента.

Просмотр содержимого документа
«Принципы и понятия психологического консультирования»

Принципы и понятия психологического консультирования

4 блок 1


Консультативная психология представляет собой важ­ное самостоятельное направление психологической на­уки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направ­лено «вширь»), чем психотерапия (направлено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Пси­хотерапия — это долговременный процесс реконструк­ции личности, характеризующийся глубокими измене­ниями в ее структуре

Консультирование — это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвра­щающая развитие нежелательных осложнений, в кото­рой особое значение имеет диагностика. Консультиро­вание отказывается от концепции болезни, то есть при­знает право человека на большую вариативность пове­денческих реакций и психических состояний как здоро­вых, а не болезненных проявлений.

Основной функци­ей психолога-консультанта является предоставление кли­енту необходимой психологической информации, сти­мулирование его активности работы над собой, что яв­ляется одной из задач психотерапии. Подготовка кон­сультанта не ориентирована на глубокое освоение мето­дов психотерапии.

Рядом авторов отмечается, что пси­хологическое консультирование — это «первичная пси­хотерапия» (П. П. Горностай, С. В. Васьковская) или «на­чальный этап психотерапии» (В. Ю. Меновщиков). Так­же отмечается функция психолога-консультанта как по­средника между клиентом и психотерапевтом.

Цель психологического консультирования — куль­турно-продуктивная личность, обладающая чувством пер­спективы, действующая осознанно, способная разраба­тывать различные стратегии поведения и способная ана­лизировать ситуацию с различных точек зрения.

Разго­вор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими.

Эффективность консультатив­ного процесса связывают с личностным продвижением и ростом.

По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультирования: помощь другим в их самоусилении

-личностное развитие клиента

- создание здоровых микро- и макросистем для функционирования индивидуумов.

При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективно­сти консультирования.

В процессе консультирования психолог, как прави­ло, решает такие задачи:

  1. помогает клиенту сориенти­роваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной си­туации;

  2. актуализирует психические силы и способ­ности клиента, способствующие нахождению новых воз­можностей решения проблем.

Соответственно консуль­тативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.

Для решения диагностической задачи психологу нужно осуществить всесторонний ана­лиз необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставив­шие обратиться за помощью. В первую очередь выясня­ются причины и источники развития проблем клиента.

Терапевтическая задача — это собственно процесс реа­лизации психологической помощи с использованием спе­циальных приемов и техник. Он включает психологи­ческую поддержку, оптимизацию психического состоя­ния и актуализацию психологических ресурсов клиен­та, эффективность которых будет намного выше, если терапевтическая коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.

Схема деятельности консультанта в общем виде: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной де­ятельности консультанта и клиента.


Типы и уровни психологического консультирования


К классификации психологического консультирова­ния можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, прежде всего необходимо рассмотреть возрастную пе­риодизацию, принятую в России: младенчество (от рож­дения до 1-го года); преддршкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный воз­раст (6-10 лет); подростковый возраст (10 - 15 лет); юность: I период (старший школьный возраст 15 - 17 лет), II период (17 - 21 год); зрелый возраст: I период (21 - 35 лет), II период (35 - 60 лет); пожилой возраст (60 - 75 лет); старческий (75 - 90 лет); долгожители (90 лет и выше). Следует отметить, что категория возраста, при­меняемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых, возраст лица, по поводу которого клиент об­ратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психо-коррекционная помощь. В пожилом возрасте консуль­тирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возра­сту, и сама личность, человек все меньше может отве­чать за себя сам, все ниже его собственная продуктив­ность.

Другой категорией, служащей основанием для класси­фикации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное).

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консуль­тируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть индивидуальной и групповой. Причем под последней следует понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объе­динение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения, и могут быть выделены следующие виды психологического консуль­тирования: школьное, профессиональное, семейное, суп­ружеское консультирование, а также ориентированное на проблемы личности и другие.

Можно разделить виды консультирования по прин­ципу показаний: развивающее консультирование в про­тивоположность экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом.

Уровни консультирования зависят от степени вме­шательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультирования:

1. Индивидуальное развитие и изме­нение (на этом уровне проводится индивидуальная кон­сультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента).

2. Оптимиза­ция межличностных отношений (может проводиться груп­повая консультация с элементами тренинга).

3. Органи­зационное развитие (управленческое консультирование).


Принципы психологического консультирования

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязатель­ным для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы психолога. Существуют определен­ные принципы поведения психолога-консультанта, сле­дование которым не только обеспечивает этичность про­фессиональной деятельности, но и является залогом ус­пешности психологического воздействия.

Рассмотрим принципы, выделенные П. П. Горностаем и С. В. Васьковской, которые разработали «проблемный подход», изучающий деятельность психолога в зависимос­ти от характера конкретных психологических проблем.

1.  Принцип причинности. Психолог стремится ра­зобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.

2.  Консультативный альянс — высокий уровень от­крытости и доверия.

3.  Проблемная диагностика — это процесс выявле­ния характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.

4.  Условие эффективности:

а) нестандартный под­ход, так как одинаковых случаев не бывает;

б) ориента­ция на понимание, то есть говорить на языке клиента;

в) ориентация на установки клиента;

г) использование ре­комендаций и директив исключительно для определен­ных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабаты­вает как внушение, приводящее человека к самостоя­тельному решению» (Р. Мэй);  

д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов;

е) формирование доверительных отношений всеми возможными способами; ж) под­держание мотивации долговременной работы: предуп­реждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч; фиксирование внимания на положи­тельном эффекте уже на первой встрече; формулирова­ние нерешенных задач, которые предстоит решить в дальнейшем; ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмо­ционального отношения к консультации;

5.  Психологическое посредничество, то есть пози­ция «третейского судьи» для помощи сторонам нахож­дения компромисса.

6.  Неманипулятивный подход — стимуляция клиен­та к принятию собственного решения. Директивная мо­дель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основ­ной идеи консультации, заключающейся в развитии кли­ентом своих психологических потенций.

7.  Принцип безоценочного принятия, когда «психо­лог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй).

8.  Принцип профессионализма — адекватное фор­мирование психологической задачи и несоздавание у кли­ента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необ­ходимо переориентировать запрос в сторону возможно­го, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.

9.  Ориентация клиента на самого себя. Локус конт­роля должен быть внутренний, а не внешний.

10.  Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентриро­ваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии.



Необходимо отметить связь между позицией психолога-консультанта и теоретическим подходом, которым он пользуется в своей практике. Под термином позиция могут пониматься разные вещи. С одной стороны, пози­ция предполагает содержание действий консультанта, с другой — эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны сле­дующим образом:

1. Консультант-советчик — дает кли­енту прямые советы;

2. Консультант-помощник — ока­зывает помощь клиенту в нахождении инсайта, в актуа­лизации внутренних резервов и т.п.;

3. Консультант-экс­перт — показывает клиенту возможные варианты ре­шения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Позиции одного и того же консультанта могут ме­няться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, что связано с действиями психолога в ди­рективном, недирективном и промежуточном подходах, можно описать позиции взаимодействующих в ситуа­ции индивидуального консультирования:

1. Взаимодей­ствие на равных;

2. Взаимодействие с позиции «сверху»;

3. Взаимодействие с позиции «снизу» (Г.С. Абрамова).

Помимо этого встречается в литературе такой ре­пертуар ролей психолога-консультанта: терпеливый слушатель, «жилетка», в которую можно поплакаться; умный аналитик; знаток психологических закономерно­стей; духовный наставник; «врачеватель души»; совет­ник; умелый фасилитатор.


Краткая ха­рактеристика возможных подходов к практике психоло­гического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу ее основные направ­ления:

глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд),

индивидуальная психология (А. Адлер)

аналитическая психология (К. Юнг),

транзактный анализ (Э. Берн) и др.;

бихевиоральное направление — социальное науче­ние, тренинг социальной компетентности; самообучение;

когнитивная терапия;

рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.;

гуманистическое направление — гештальттерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж.Морено).

Основные понятия, используемые в каж­дом направлении, и основные методы воздействия на клиента (по Г.С. Абрамовой).

1)  Глубинная психология, или психодинамическая те­ория 3. Фрейда существует во множестве модификаций последователями А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха. Главной задачей психоана­лиза является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком, а целью — чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и на­учился воздействовать на них, преодолеть стерео типичность поведения и мышления, которая определяется про­шлым. Также задачей является сохранение баланса меж­ду внешними (социальными) и внутренними силами, дей­ствующими на личность. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно произвести через изучение защитных механизмов личности. В процессе интервью психолог, работающий на основе психодина­мической теории, использует основную технику — сво­бодное ассоциирование, анализ символов повседневно­сти; анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента («Фрей­довская ошибка»); анализ сновидений; анализ сопротив­ления как проявления более широкого механизма вы­теснения; анализ содержания переноса клиента.

2)  Бихевиоральное направление в психологическом консультировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведения (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Д. Уот-сон и Б. Скиннер). Делается акцент на том, что окружа­ющая среда воздействует на личность человека. Психо­лог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизнен­ные условия клиента с целью их изменения. Это строит­ся на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии: 1. Поощряется активность клиента. 2. Определяется проблема клиента через операционализа-цию поведения (перевод неясных слов в конкретные, на­блюдаемые действия). 3. Понимание контекста пробле­мы через функциональный анализ (причинно-следствен­ные связи). 4. Установление социально важных целей для клиента (конкретный план действий). Также исполь­зуются процедуры изменения: а) тренировка настойчи­вости (помогает преодолеть беспомощность и неадекват­ность) через вопросы, ролевые игры, перечисление аль­тернатив для принятия решения; б) тренировка релакса­ции (целенаправленное уменьшение тревожности, осно­ванное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывание объекта тревоги с этой иерархией на фоне упражнений на релаксацию); в) мо­делирование поведения и поощрение за желаемое пове­дение в сочетании с ведением записей; г) поддержка у клиента нужного поведения — предотвращение рециди­вов, что дает контроль за собственным поведением. Стра­тегии предотвращения рецидивов разделяются по следу­ющим категориям: предвидение трудных ситуаций, регу­лирование мыслей и чувств, выявление нужных дополни­тельных навыков, выстраивание благоприятных последо­вательностей. Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема реци­дивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.

3) Гуманистическое направление в психологии (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Фрапнкл, Морено). Основная методологическая позиция состоит в том, что предназ­начение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении; изна­чальное наличие в человеке стремления к максимальной социальной самоактуализации, росту личности. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения с помощью «творчес­кого, активного, чувственного, точного, эмпатического, не судящего слушания» (К. Роджерс). Основное поня­тие, с которым работают психологи данного направле­ния, — мироощущение конкретного клиента. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и иде­ального образа «Я», быть конгруэнтным и безоценочным.

Особое место занимает гештальттерапия, отличаю­щаяся разнообразием техник: восприятие «здесь и те­перь», директивность; речевые изменения; метод пусто­го кресла: беседы с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарный, директивный и «нижней со­баки» — пассивный с чувством вины, ищущий проще­ния; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла в гумани­стической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные интенции; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Основным методом психологического консультиро­вания является интервью, так как оно является ситуаци­ей принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются профессионально-важ­ные качества психолога — личностная и профессиональ­ная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Предметом взаимодействия является внутренний мир клиента, цель которого — изменение отношения клиен­та к нему, нахождение альтернатив действий, пережи­ваний и мыслей. Основным способом воздействия пси­холога на клиента в ходе интервью являются вопросы. В литературе обычно выделяют пятишаговую модель ин­тервью (Г.С. Абрамова). Кратко лишь определим каж­дую стадию:

а)  Структурирование, задача достигнуть взаимопо­нимания (часто маркируют как «Привет!»), психологи­ческого комфорта и доверия;

б)  «В чем проблема ?» — происходит выделение про­блемы;

в)  «Чего вы хотите добиться ?», то есть желаемый результат;

г)  «Что еще мы можем сделать по этому поводу ?» — выработка альтернативных решений;

д) Обобщение результатов («Вы будете делать это ?»).

Руководствуясь многочисленными теориями, психо­логи-консультанты воздействуют на клиента. Эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта

Для обеспечения результативности и эффективности психологического консультирования необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение;

  2. Обеспечение конфиденциальности встречи. Этот принцип означает, что психолог хранит в тайне все, что касается клиента, его личных проблем и жизненных обстоятельств (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиент предупреждается психологом);

  3. Принцип добровольности означает, что клиент сам обращается к психологу, поскольку субъективно испытывает трудности в жизни и мотивирован к восприятию психологической помощи;

  4. Принцип профессиональной мотивированности консультанта означает, что он защищает интересы клиента, а не других лиц или организаций, не принимает сторону ни одного из участников конфликта, избегает предвзятого отношения;

  5. Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, побуждение его к активности в анализе проблем, в поиске выхода из кризиса;

  6. Разграничение личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. Психолог не может устанавливать дружеские отношения с клиентом, а также оказывать помощь друзьям или родственникам.

Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях (по Р.С.Немову):

  1. Клиент, который обращается к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание поскорее ее решить.

  2. Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.

  3. Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного ее преодоления совместно с клиентом.

  4. Клиент должен точно соблюдать предоставленные психологом-консультантом рекомендации.

  5. Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!