СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы и методы обучения в спортивных играх

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Принципы и методы обучения в спортивных играх.

Цель: Ознакомить с основными дидактическими принципами и методами обучения в спортивных играх.

Литература:

  1. «Спортивные игры». Учебное пособие для пед училищ, отделений физвоспитания. Под редакцией Н.П. Воробьёва. М., «Просвещение», 1975.
  2. Найминова3.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001 — 256 С.
  3. Нестеровский Д. И. Н561      Баскетбол: Теория и методика обучения : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
  4. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с

 

План:

  1. Принципы обучения:
    • Принцип сознательности и активности.
    • Принцип наглядности.
    • Принцип доступности и индивидуализации.
    • Принцип систематичности и последовательности.
    • Принцип прочности.
  2. Методы обучения:
  • Словесные методы.
  • Наглядные методы.
  • Практические методы.

Просмотр содержимого документа
«Принципы и методы обучения в спортивных играх»

Тема: Принципы и методы обучения в спортивных играх.

Цель: Ознакомить с основными дидактическими принципами и методами обучения в спортивных играх.

Литература:

  1. «Спортивные игры». Учебное пособие для пед училищ, отделений физвоспитания. Под редакцией Н.П. Воробьёва. М., «Просвещение», 1975.

  2. Найминова 3.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001 — 256 С.

  3. Нестеровский Д. И. Н561 Баскетбол: Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.

  4. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с


План:

  1. Принципы обучения:

    • Принцип сознательности и активности.

    • Принцип наглядности.

    • Принцип доступности и индивидуализации.

    • Принцип систематичности и последовательности.

    • Принцип прочности.

  2. Методы обучения:

  • Словесные методы.

  • Наглядные методы.

  • Практические методы.


Ход занятия:

I. Принципы обучения.

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность и индиви­дуализация, систематичность и последовательность, прочность.

1. Принцип сознательности и активности предусматривает вос­питание сознательного отношения к занятиям. Он обязывает учи­теля построить процесс обучения так, чтобы ученики сознательно относились к занятиям, могли бы творчески осваивать планируемый для них материал.

Для того чтобы ученики изучали упражнение сознательно, учитель обязан четко ставить задачи каждого занятия, добиваться от учащихся понимания упражнений, знания того, какими упраж­нениями они должны овладеть и с какими результатами их выпол­нять. Очень важно сообщать на занятиях, как влияет то или иное конкретное упражнение на костно-мышечный аппарат человека.

Принцип активности предполагает умение занимающихся быст­ро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность — необходимое условие успеха в обучении. Пассив­ное отношение занимающихся к изучаемым упражнениям, приемам и действиям существенно снижает результаты учебных занятий.

Важным средством активизации школьников являются игра и соревнование. Например, соревнование в беге, перемещение по площадке приставными шагами, ведение мяча («кто быстрее») или в выполнении передач мяча в баскетболе, в волейболе («кто боль­ше») повышают интерес к упражнениям, вызывают у обучаемых желание выполнить прием как можно лучше.

2. Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучае­мых действии, образное, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных учебных пособий, обеспечивающих созданию правильного представления о технике разучиваемых движений.

Показывать нужно не всякое упражнение. То, что понятно и может быть выполнено после короткого объяснения, демонстрировать не следует. Чем старше школьники, тем легче показ заменить объяснением, и наоборот. Во всех классах необходимо показать те движения, которые трудно объяснить и с которыми раньше в своей жизненной практике школь­ники не встречались. Нельзя, например, без показа научить броску баскетбольного мяча в корзину или нападающему удару в волейболе.

3. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает, чтобы перед занимающимися ставились посильные двигательные задачи и подбирались посильные средства для их решения. Учеб­ный материал следует подбирать соответственно возрастным и поло­вым особенностям занимающихся, уровню общей и специальной физической подготовки, с учетом волевых качеств, сообразительно­сти способности овладевать новыми движениями.

Подбор учебного материала следует производить с таким расчетом, чтобы упражнения были усвоены, но усвоены с определен­ным напряжением. В противном случае обучение перестает при­влекать учащихся, не будет способствовать воспитанию у них таких важных черт характера, как настойчивость, упорство стрем­ление к знаниям, к овладению новым материалом.

Любой техниче­ский прием вначале изучается в упрощенных условиях (вне игры на месте, без помехи противника). При дальнейшем изучении усло­вия выполнения приема усложняются и на определенных стадиях достигают уровня, соответствующего игровой обстановке.

Принцип доступности требует постепенного нарастания физи­ческих нагрузок. Большие физические нагрузки дают во второй части урока, после того как закончено изучение нового материала. Новые упражнения разучиваются сразу же после вводной части урока, после «разогревающих» упражнений. С целью облегчения усвоения нового сложного технического приема можно использовать в качестве подводящих упражнений ранее усвоенный материал. Так, в баскетболе перед изучением броска мяча в корзину после ведения повторяют передачу мяча одной ру­кой от плеча после ведения. Но принципиальная схема занятий остается неизменной. Новое вместе с подводящими упражнениями всегда изучается сразу же после вводной части занятий, а повто­рение пройденного материала планируется на конец основной части урока.

4. Принцип систематичности и последовательности предусмат­ривает последовательность в обучении и тренировке, предполагает регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки на за­нятиях и последовательное обучение двигательным навыкам.

Учебный материал из года в год усложняется, возрастает на­грузка в течение года и на каждом занятии. Только после того, как прочно усвоен предыду­щий материал, можно переходить к последующему.

5. Принцип прочности предусматривает прочное усвоение знаний, умений и навыков. Основным условием реализации принципа яв­ляется многократное повторение упражнений, приемов и действий в различных сочетаниях и условиях.

Совершенствование навыков в выполнении упражнений допу­стимо в том случае, если учащиеся усвоили правильные способы их выполнения. При этом не следует допускать спешки в обучении.

Закрепление разученных упражнений путем систематического их повторения осуществляется путем постепенного усложнения заданий: увеличения темпа выполнения упражнения, выполнения приёма на быстром бегу, в высоком прыжке, изменение направления, скорости и т.д.

Для достижения прочности в обучении следует руководствоваться следующими правилами;

  • не переходить к изучению новых упражнений, пока не будет основательно изучен текущий материал:

  • включать в занятия, ранее изученные упражнения в различных сочетаниях и условиях;

  • повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;

  • многократное повторение;

  • выполнение контрольных упражнений и соревнований.

II. Методы обучения

Методы обучения – это наиболее рациональные приемы, по средством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. В учебно тренировочном процессе по спортивным играм используются три основные группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.

I. Словесные методы.

Применяя эти методы у учащихся, создают предварительное представление об изучаемом движении (упражнении, приеме, действии), о сущности его выполнения. Для этой цели учитель использует объяснение, рассказ, беседу, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчёт и др.

  1. Объяснение — это изложение сути изучаемого конкретного понятия, движения, действия. Оно раскрывает сущность упражнения, создает у занимающихся представление о движении (как надо выполнять то или иное движение). При первом объяснении нужно остановиться на главном, основном не акцентируя внимание на деталях. Объяснение должно быть доступным, образным и соответствовать уровню подготовки учащихся.

  2. Рассказ используется для пополнения знаний занимающихся в технике, тактике и методике тренировки. Рассказ должен быть образным и эмоциональным.

  3. Беседа проводится в форме вопросов и ответов с целью выявления знаний, проверки степени понимания сущности изучаемых движений обсуждения возникающих ошибок и способов их устра­нения. Разновидностью беседы является разбор. Им широко поль­зуются в спортивных играх для анализа предстоящей встречи, проведенной игры. Все это расширяет круг знаний по технике и тактике игры.

  4. Замечания. В целях исправления возникающих при выполне­нии движений ошибок учитель делает замечания. Они могут быть общими, когда многие школьники допускают одинаковые ошиб­ки; частными, когда ошибки допускаются отдельными учащи­мися.

  5. Распоряжения и команды применяются для правильной органи­зации и четкого руководства деятельностью учащихся в процессе проведения урока. Они определяют продолжительность выполнения отдельных движений и действий, моменты одновременного начала и окончания упражнений, направление заданных движений, по­строения и т. д. Команды надо отдавать громко, четко.

  6. Для регулирования темпа движений применяют подсчет.

  7. Указания используются при непосредственном выполнении упражнений, для устранения ошибок: («Выше голову», «Наклоните туловище», «Руки выпрямляются до отказа»). Как правило, указания даются без остановки движения.

II. Наглядные методы.

В практике наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, кинокольцовок, учебных фильмов. Эти методы помогают создать у школьника конкретные представления об изучае­мом действии, движении или упражнении.

Показ обычно сопровождается рассказом или коротким поясне­нием учителя. Показ должен быть образцовым. Чтобы показ был более эффективным, необходимо хорошо организовать учащихся и создать условия для наблюдения. Изучаемый прием (упражнение) показывает учитель или один из занимающихся. Очень важно перед показом привлечь внимание обучаемых, указав им, на что следует обратить особое внимание.

Для демонстрации используются различного рода учебно-на­глядные пособия — таблицы, плакаты, схемы, графически изобра­жающие положения и движения человеческого тела, видео фильмы.

III. Практические методы.

В группу практических ме­тодов входит метод разучивания упражнений, игровой и соревновательный. Главным из них является метод упражнений, который предусмат­ривает многократное повторение движений, направленных на овла­дение приемов и улучшение качества их выполнения.

  1. Разучивание упражнений (приемов) осуществляется двумя методами: в целом и по частям. По методу целостного обучения упражнение разучивается сразу в целом. Его применяют при освоении несложных по технике приемов и в случаях, когда разучиваемое двигательное действие не поддается расчленению. По методу расчлененного обучения технические приемы разучи­ваются по частям в тех случаях, когда при целостном выполнении занимающиеся допускают грубые ошибки, искажающие структуру данного движения.

  2. Игровой и соревновательный методы. Они применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Применение соревновательного метода повышает интерес зани­мающихся, способствует лучшему выполнению упражнений.

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризовать принципы обучения.

  2. Охарактеризовать словесные методы.

  3. Охарактеризовать наглядные методы.

  4. Охарактеризовать практические методы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!