В списке универсальных учебных действий важнейшую роль, безусловно, играют коммуникативные, потому что успешным может быть только ученик, имеющий активный социальный опыт. Между тем все последние исследования говорят о низком уровне коммуникативной компетентности детей: растет число детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, частыми становятся преследования и унижение сверстников в школе и детском саду, растет число ребят с суицидальным настроением и чувством одиночества. И с этой точки зрения шахматы играют важнейшую роль: они воспитывают умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Таким образом, шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик школьника.
Мой педагогический стаж – преподаватель экономики и технологии - составляет … лет. Шахматы преподаю уже 20 лет. В ДЮСШ №1 «ЛИГР» работаю по совместительству, с 2017????? года. Занятия провожу с тремя группами обучения (двумя – первого года обучения и одной – второго, 48 человек) и курирую работу педагогического коллектива МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко по реализации Всероссийского проекта «Шахматы – в школу». С 2017 г. школа, в которой я работаю, является пилотной площадкой этого проекта на территории Новосибирской области. (Приложения 1, 2, 3) Даже два года внедрения шахмат в процесс обучения позволяют говорить об особой роли этой игры в формировании личности ребенка.
1.2 Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности (или реализации профессионального проекта) в межаттестационный период
Результативность деятельности преподавателя всегда зависит от качества используемых им образовательных программ. В течение всей педагогической деятельности я работаю над улучшением качества методического обеспечения своей работы.
В ДЮСШ №1 «Лигр» я работаю по дополнительной общеобразовательной программе физкультурно-спортивной направленности «Шахматы в школе» (6 – 18 лет).
Программа разработана мною и реализуется в соответствии и с учетом основных положений и требований:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 4 декабря 2007 г. 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».
Программа учитывает основополагающие принципы спортивной подготовки шахматистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики:
1. принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон теоретического и тренировочного процесса;
2. принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям этапов спортивной подготовки с учетом преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.
3. принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа подготовки, индивидуальные способности обучающихся, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и методов занятий, направленных на решение определенных задач подготовки.
Работа создана по материалам многих источников:
методический комплект (УМК) И.Г. Сухина (программа, учебники-1-го,2-го,3-го годов обучения, рабочие тетради, задачник, пособия для учителя);
УМК Владимира Барского (учебник, рабочая тетрадь, пособие для учителя);
учебник Г.М.Зенкова «Первый шах», 1993 г.;
учебник Н.М. Калиниченко, В.И. Линдер «Шахматы. Полный курс»-2010 г.;
сборник уроков Н.М. Калиниченко «100 уроков шахматного маэстро» - 2007 г. т .д.
Это упрощенная 3-х годичная программа «Ознакомление с началами шахматной игры» (для детей и взрослых), которая в контексте системы дополнительного образования позволяет желающему заниматься выбрать для себя достаточную насыщенность и продолжительность обучения.
Отличие занятий по настоящей программе в спортивно-оздоровительного группах (1, 2, 3-х годов обучения) от групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп в том, что после каждого года можно сделать остановку, получив определенный законченный уровень шахматного образования. Затем можно продолжить обучение в группах (СОГ), чтобы потом при желании перейти на более высокий уровень образования.
Цель данной программы - познакомить новичка с шахматами и сделать из него образованного шахматиста, достигшего на начальной стадии необходимого ему уровня. Показать возможность дальнейшего роста при продолжении образования по другим программам.
Задачами программы являются:
- формирование интереса к занятиям шахматами;
- овладение элементарными основами шахматной игры;
- ознакомление с основными тактическими идеями и приемами;
- получение первоначальных знаний по истории шахмат;
- приобретение навыков участия в соревнованиях, выполнение нормативов IV-III разрядов.
Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области теории и методики физической культуры и спорта:
- история развития шахматного спорта в России;
в области общей и специальной физической подготовки:
- развитие основных психологических качеств, в том числе, базирующихся на них способностях, а также их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий шахматами;
в области вида спорта «Шахматы»:
- овладение основами техники шахмат.
в области развития творческого мышления:
- развитие изобретательности и логического мышления;
- развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения поставленной задачи;
- развитие умения концентрировать внимание, находиться в готовности совершать действия в игре.
Программа рассчитана на 3 года обучения, 42 недели в год. Она предусматривает реализацию в течение 126 занятий в год по одному учебному часу на одно занятие. Учебный курс, включает изучение 6-ти тем ежегодно.
Для каждой группы составляется свой базовый учебный план, в котором в обязательном порядке учитывается уровень подготовки обучающихся. Работа по этому плану в значительной степени способствует становлению личности ребёнка и наиболее полному раскрытию его творческих способностей.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ, для многочисленных любителей шахмат. (Приложение 4)