СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение коррекционных методик и технологий при обучении детей с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение коррекционных методик и технологий при обучении детей с ОВЗ»

Применение коррекционных методик и технологий при обучении детей с ОВЗ

Каждый ребёнок имеет право на получение образования вне зависимости от места жительства, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей, социального статуса.

В настоящее время актуальна проблема поиска наиболее эффективных технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

В настоящий момент значимой проблемой современного коррекционного процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности образовательной деятельности и повышение уровня коррекционной работы.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребёнок, нормально развивающийся, растёт и развивается. Однако, его развитие задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, вызывая сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормативно развивающихся детей. При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей.

Задачи коррекционной работы:

1) развитие личности ребенка;

2) закаливание (физическое и психологическое) организма;

3) развитие двигательной сферы;

4) развитие чувственного опыта, мышления;

5) включение ребенка в посильный труд.

Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений

Главный принцип коррекционной работы – коррекционная направленность обучения и активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.





Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а также использование в практике таких эффективных педагогических технологий как:

-здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, прогулки, пешеходные экскурсии.

Физкультурные минутки и физкультурные паузы являются обязательной составной частью любого урока или занятия. Здесь следует обращать внимание на их содержание и продолжительность, на эмоциональный климат во время проведения и наличие желания у школьников их выполнять. Такие виды отдыха помогают снять усталость, эмоциональное напряжение, оживляют урок, предупреждают нарушения осанки. 

Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно -- профилактическое действие, дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение.

Очень важна на каждом уроке профилактика и коррекция нарушений зрения  Я время от времени создаю на уроке предпосылки для интенсивного сосредоточения взгляда детей вдаль. Это позволяет снять напряжение с глазных мышц, долгое время работающих в режиме ближнего зрения.

Пальчиковая гимнастика.  Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движения с речью. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Использование этих методов здоровьесберегающих технологий на уроках образовательных организациях для детей с интеллектуальными нарушениями оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние школьников, способствует развитию внимания, концентрации, усидчивости, проявлению заинтересованности учащихся в выполнении своей работы. В результате чего одни недостатки у учащегося преодолеваются, другие ослабевают

- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения

Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. В процессе таких игр перед ребенком ставятся задачи выявить внутренние связи предмета, проанализировать условия практической задачи, найти выход из проблемной ситуации, требующей применения вспомогательных средств, не забывая при этом учитывать особенности ситуации и, следовательно, соответствующие способы действия. Например , достать фигурку из коробки с помощью специальной ложки(Сенсорные процессы- Развитие глазомера, восприятие и сопоставление формы, моторика - координированные движения рук)

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Виды игр:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Действуя с предметами и познавая через игру, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Школьники знакомятся со свойствами предметов, решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения учениками новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: они упражняются в определении предмета по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

У детей с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью игровые действия без специального обучения не возникают. Действуя с игрушкой, ребѐнок совершает простейшие однообразные манипуляции, которые не имеют игрового содержания.

Сами по себе игрушки не стимулируют ребѐнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно с ними действовать. Для того чтобы игрушки стимулировали ребенка к действиям, он должен уметь их использовать, знать, что и как можно с их помощью делать или изображать. Каждая новая игрушка, которая предлагается ребѐнку для игр, должна быть обязательно обыграна.

В своей работе игровую деятельность использую в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения какого-либо понятия или темы;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

В своей практике я использую игровые упражнения, дидактические игры разной направленности, подвижные игры средней и малой подвижности. Урок «Речь и альтернативная коммуникация» я всегда начинаю с проведения дидактической игры, целью которой является повторение или закрепление предыдущей темы.

Подвижные игры используются мной в качестве динамических пауз на уроке.

Компьютерные учебные игры позволяют в увлекательной форме осваивать навыки чтения и счета. Ребенок, попадая в занимательные ситуации, при каждом успехе получает мощное эмоциональное подкрепление.( видео-игра Бабушка Шошо вставить игру)

-Метод коррекции через труд

Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы учащиеся, воспитанники научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

-работа должна быть интересной и связанной с проявлением личной инициативы;

- выработка в работе систематичности и выдержки (длительные задания);

- отвлечение ребенка от нежелательных отрицательных интересов и замена их социально-полезными, развитие новых интересов;

- развитие общей активности – общая трудовая обстановка должна повышать трудовой тонус (ребенок должен «заразиться» настроением коллектива);

- разумно, систематично и дозировано применять «трудовую терапию».

Самообслуживание—первая трудовая обязанность ребенка, это деятельность, направленная на формирование навыков, необходимых для жизнеобеспечения, заботы о самом себе и, в значительной мере, необходимых для повседневных личных потребностей. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью . Не приученные ранее к элементарному уходу за собой , они требуют большого терпения и внимания. Труд по самообслуживанию имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов.

Хозяйственно-бытовой труд даёт возможность воспитать в детях аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя . При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устраивать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, способствует формированию таких качеств как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим.

Ручной труд.

Ручной труд -это вид труда, направленный на изготовление детьми предметов из различных материалов (природного, ткани, бумаги, бросового материала, дерева, коробок и др.) и на устранение результатов небрежного обращения детей с игрушками, книгами, пособиями. Этот ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие школьников, способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует развитию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца, оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении, которых необходимо предварительно определить место приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану. Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а также в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур, осуществляются межпредметные связи с уроками математики.

Все рассмотренные виды трудовой деятельности способствуют воспитанию положительных качеств личности детей, которые необходимы им для дальнейшей жизни в обществе.

Осуществляя коррекционную работу с особыми детьми, педагог всегда выполняет следующее:

- всесторонне развивает и корректирует их личность, поэтому он корректор;

- воспитывает детей, поэтому он воспитатель;

- строит свою деятельность на основе учета возрастных особенностей воспитанников и использует наглядность, поэтому он психолог;

-обеспечивает прочные знания, необходимые ребенку в жизни, поэтому он учитель

Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя»















Литература:

М.М.Панасенкова «Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ.»

Т.Г. Неретина «Нетрадиционные методы коррекции нарушений»

Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ Науч. ред. М. Пишчек/ Пер. с польск. — СПб.: Речь, 2006. — 276 с.

Ж.А.Юшинская «Подход к организации коррекционно-развивающей работы с умственно-отсталыми детьми.



И.И.Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

О.В.Петрова. Применение игровых технологий на уроках как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей. - г. Уфа










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!