СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы обучения чтению английскому языку детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Белетова Сурая Николаевна

Республика Алтай

город Горно- Алтайск

Тема: Методы и приемы обучения чтению английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах путем применения современных педагогических и информационных технологий в соответствии с ФГОС

В нынешнем обществе многие аспекты нашей жизни требуют с человека знания английского языка. Сегодня, английский язык - это язык бизнеса, торговли, науки, язык цифровых технологий и сети интернет. Это язык гуманитарных предметов и искусств. Но самое основное-это язык международного взаимодействия.

Изучения любого языка, начинается с изучения букв и обучения чтению. Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Чтение, на мой взгляд, является одним из наиболее важным видом речевой деятельности, именно поэтому я уделяю особое внимание данному процессу, особенно на начальном этапе обучения. На данный период я работаю с детьми ОВЗ, преподаю английский язык. Я считаю, что обучение английскому языку детей с ОВЗ в настоящее время очень актуально, так как в современном мире очень важно развивать в ребенке познавательные, творческие, личностные и общекультурные качества. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными и не испытывать трудности в общении в какой бы сфере они не оказались. Следует отметить, что при работе с детьми ОВЗ есть определенные трудности: серьезные хронические заболевания, частые пропуски уроков по болезни, медицинские ограничения и уменьшение нормативной учебной нагрузки. Детям с ОВЗ сложнее получить знания, чем другим детям. У детей с ОВЗ даже родной язык вызывает затруднения, не говоря уже про английский язык! Коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Педагог, планируя занятие, должен задуматься, какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь) будут наиболее задействованы в ходе занятия. Поэтому, при обучение детей с ОВЗ, в первую очередь учитываем индивидуальный подход к каждому ученику для достижения желаемого учебного успеха.

Именно в начальных классах закладываются основы чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Чтение на иностранном языке, на начальном этапе, формирует у детей готовность к иноязычному общению, способствует более раннему приобщению к новому для них языковому миру, формирует положительный настрой к дальнейшему изучению иностранного языка. В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению. На начальном этапе устный вводный курс сокращается и параллельно предлагается вводить изучение букв для наличия зрительной опоры.

Дети с ОВЗ медленно запоминают буквы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов. Развитие беглости чтения у таких детей тормозится тем, что поле зрения у них ограниченное. Они обычно видят только ту букву, на которую в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует придерживаться следующих методических принципов:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

2. Частая смена деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многократное аудирование.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

В методике преподавания английского языка существует множество методов обучения чтению английскому языку детей.

Е. И.Пассов выделяет несколько методов обучения техники чтения на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков: алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв), звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова), слоговый (выучивание комбинаций слогов), метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений — прямой метод), звуковой аналитико-синтетический метод, фонемно-графический метод.

Существует и ряд других методов:

Фонетический метод. В его основе лежит алфавитный принцип. Обучение здесь строится на соотношении между буквами или группами букв и их произношением.

Лингвистический метод. Этот метод подразумевает обучение чтению на основе слов, которые часто используются и которые читаются так, как пишутся. Читая слова, которые читаются так, как пишутся, ребенок постепенно учится определять соответствия между буквами и звуками.

Метод «целых слов». Данный метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, не объясняя им буквенно-звуковых соотношений. Обучение здесь строится по принципу визуального распознавания целых слов, не разделяя их на буквы и слоги.

Метод Монтессори. М. Монтессори давала детям буквы алфавита и обучала их идентифицировать их, писать и произносить. Позже, когда дети уже умели соединять звуки в слова, она учила их соединять слова в предложения.

Из всего многообразия приведённых методов в своей работе с детьми с ОВЗ я активно применяю следующие методы:

- алфавитный - заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв;

- звуковой- выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова;

-метод целых слов- заучивание наизусть целых слов, иногда фраз;

На первом этапе ставится задача обучения чтению алфавита, заучивание букв и заучивание названий букв и их произношения. Особое внимание уделяется чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Младшему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы. Основной принцип этого этапа – визуализация, многократное повторение изучаемого материала, аудирование и демонстрация ученика полученного знания и навыка.

На следующем этапе дети накапливают зрительный образ букв и словосочетаний и тренируют чтение отдельных слов. Используя правила чтения букв и буквосочетаний, ребенок учится читать отдельные слова. На этом этапе необходимо пользоваться тематическими плакатами к учебнику, набором слов, которые напечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника, картинки определенных предметов с надписями с подчеркиванием правил чтения, карточками со звуками и транскрипционными знаками, флэш-картами с изображением изучаемого лексического материала, видеоматериалами – всем тем, что вызывает эмоциональный отклик у ребенка. Мы знаем, что в английском языке невероятное количество слов-исключений, которые не поддаются никаким правилам чтения. И большая часть этих исключений выпадает именно на часто употребляемые слова. Поэтому их в любом случае придётся учить. С обучающимися с ОВЗ при изучения чтения слов- исключений, продуктивно использовать метод визуализации. С помощью метода визуализации дети достаточно быстро усвоят правильное чтение слов-исключений. К тому же, благодаря методу визуализации достаточно быстро начинается осмысленное чтение.

Следующий этап - работа с текстами. Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка для детей с ОВЗ. Главная задача -формировать и отработать навыки чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным пониманием содержания текста, то есть «смысловое чтение». Суть этого метода- состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком выводится технология чтения любых слов и текстов. Подбор текстов для чтения должен осуществляться с учетом нескольких требований: доступность содержания; простота слов и структуры предложений, входящих в текст; относительная занимательность сюжета.

Работа с текстом делится на три этапа: 1- предтекстовый этап; 2- активное чтение; 3- послетекстовый этап.

Работа с текстом начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, а также различными наглядностями.

Запоминание новых слов производится при помощи различных заданий: повторить за диктором слова в звукозаписи; расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово; нахождение новых слов в змейке; вставить пропущенные слова и другие упражнения. Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц.

Второй этап — активное чтение. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.

Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.

Третий этап- послетекстовый. Этот этап включает в себя следующие задания: смысловое чтение: озаглавь текст, соотнесение идеи и абзаца, заполни слепой текст, поставь вопросы к тексту и.т.д., сворачивание и разворачивание текста: заполнение всевозможных таблиц и схем, тестовые задания с множественным выбором, определение верного/неверного высказывания. Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.

Чтобы мотивировать ребенка к изучению английского языка, к преодоления такого сложного этапа как чтение, необходимо дать понять ученику для чего они это делают. Чтобы у ребенка проявлять интерес, следует учителю использовать разнообразные и доступные упражнения. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем. Не менее важное в процессе обучения - это наглядность. Учащемуся необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило. Работа над текстом должна сопровождаться творческой деятельностью: выполнение рисунков к тексту, изготовление макетов, инсценировки и другие. Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на занятиях. Обучающиеся с ОВЗ усваивают материал после многократного выполнения упражнений, овладевают знаниями за более длительное время, поэтому при обучении чтению учащихся данной категории необходимо задания подбирать тщательно и дифференцированно.

Подводя итог можно сказать, что владение чтением на английском языке представляет большие трудности для детей с ограниченными возможностями. Поэтому учителю необходимо в своей работе использовать разнообразные методы и приемы при обучении чтению английскому языку. Целенаправленная работа учителя по формированию навыков и умений в чтении позволяет достичь наилучшего результата в обучении чтению младших школьников с ограниченными возможностями.

Список литературы:

1. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 199с.

2. Методика обучению чтению на английском языке в начальных классах/Б.В. Сергеева, И.В. Беляева. – Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн), 2018.

3. Каретникова А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания. - Ярославль: Академия развития, 2011.-288с.

4. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Галльская - М.: АРКТИ, 2003.

5. 100 способов формирования учебного успеха ученика на уроках английского языка /Гейнце Л.А., Галеева Н.Л.-М.:ООО «5 за знания». 2017.-104с.

 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2020/01/05/metody-i-priemy-obucheniya-chteniyu-na-angliyskom

https://imfourok.net/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-obuchenie-chteniyu-mladshih-shkolnikov-na-angliyskom-yazike-na-nachalnom-etape-3606535.html

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы обучения чтению английскому языку детей с ОВЗ»

Белетова Сурая Николаевна

Республика Алтай

город Горно- Алтайск

Тема: Методы и приемы обучения чтению английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах путем применения современных педагогических и информационных технологий в соответствии с ФГОС

В нынешнем обществе многие аспекты нашей жизни требуют с человека знания английского языка. Сегодня, английский язык - это язык бизнеса, торговли, науки, язык цифровых технологий и сети интернет. Это язык гуманитарных предметов и искусств. Но самое основное-это язык международного взаимодействия.

Изучения любого языка, начинается с изучения букв и обучения чтению. Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Чтение, на мой взгляд, является одним из наиболее важным видом речевой деятельности, именно поэтому я уделяю особое внимание данному процессу, особенно на начальном этапе обучения. На данный период я работаю с детьми ОВЗ, преподаю английский язык. Я считаю, что обучение английскому языку детей с ОВЗ в настоящее время очень актуально, так как в современном мире очень важно развивать в ребенке познавательные, творческие, личностные и общекультурные качества. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными и не испытывать трудности в общении в какой бы сфере они не оказались. Следует отметить, что при работе с детьми ОВЗ есть определенные трудности: серьезные хронические заболевания, частые пропуски уроков по болезни, медицинские ограничения и уменьшение нормативной учебной нагрузки. Детям с ОВЗ сложнее получить знания, чем другим детям. У детей с ОВЗ даже родной язык вызывает затруднения, не говоря уже про английский язык! Коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Педагог, планируя занятие, должен задуматься, какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь) будут наиболее задействованы в ходе занятия. Поэтому, при обучение детей с ОВЗ, в первую очередь учитываем индивидуальный подход к каждому ученику для достижения желаемого учебного успеха.

Именно в начальных классах закладываются основы чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Чтение на иностранном языке, на начальном этапе, формирует у детей готовность к иноязычному общению, способствует более раннему приобщению к новому для них языковому миру, формирует положительный настрой к дальнейшему изучению иностранного языка. В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению. На начальном этапе устный вводный курс сокращается и параллельно предлагается вводить изучение букв для наличия зрительной опоры.

Дети с ОВЗ медленно запоминают буквы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов. Развитие беглости чтения у таких детей тормозится тем, что поле зрения у них ограниченное. Они обычно видят только ту букву, на которую в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ следует придерживаться следующих методических принципов:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.

2. Частая смена деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многократное аудирование.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

В методике преподавания английского языка существует множество методов обучения чтению английскому языку детей.

Е. И.Пассов выделяет несколько методов обучения техники чтения на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков: алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв), звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова), слоговый (выучивание комбинаций слогов), метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений — прямой метод), звуковой аналитико-синтетический метод, фонемно-графический метод.

Существует и ряд других методов:

Фонетический метод. В его основе лежит алфавитный принцип. Обучение здесь строится на соотношении между буквами или группами букв и их произношением.

Лингвистический метод. Этот метод подразумевает обучение чтению на основе слов, которые часто используются и которые читаются так, как пишутся. Читая слова, которые читаются так, как пишутся, ребенок постепенно учится определять соответствия между буквами и звуками.

Метод «целых слов». Данный метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, не объясняя им буквенно-звуковых соотношений. Обучение здесь строится по принципу визуального распознавания целых слов, не разделяя их на буквы и слоги.

Метод Монтессори. М. Монтессори давала детям буквы алфавита и обучала их идентифицировать их, писать и произносить. Позже, когда дети уже умели соединять звуки в слова, она учила их соединять слова в предложения.

Из всего многообразия приведённых методов в своей работе с детьми с ОВЗ я активно применяю следующие методы:

- алфавитный - заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв;

- звуковой- выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова;

-метод целых слов- заучивание наизусть целых слов, иногда фраз;

На первом этапе ставится задача обучения чтению алфавита, заучивание букв и заучивание названий букв и их произношения. Особое внимание уделяется чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Младшему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы. Основной принцип этого этапа – визуализация, многократное повторение изучаемого материала, аудирование и демонстрация ученика полученного знания и навыка.

На следующем этапе дети накапливают зрительный образ букв и словосочетаний и тренируют чтение отдельных слов. Используя правила чтения букв и буквосочетаний, ребенок учится читать отдельные слова. На этом этапе необходимо пользоваться тематическими плакатами к учебнику, набором слов, которые напечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника, картинки определенных предметов с надписями с подчеркиванием правил чтения, карточками со звуками и транскрипционными знаками, флэш-картами с изображением изучаемого лексического материала, видеоматериалами – всем тем, что вызывает эмоциональный отклик у ребенка. Мы знаем, что в английском языке невероятное количество слов-исключений, которые не поддаются никаким правилам чтения. И большая часть этих исключений выпадает именно на часто употребляемые слова. Поэтому их в любом случае придётся учить. С обучающимися с ОВЗ при изучения чтения слов- исключений, продуктивно использовать метод визуализации. С помощью метода визуализации дети достаточно быстро усвоят правильное чтение слов-исключений. К тому же, благодаря методу визуализации достаточно быстро начинается осмысленное чтение.

Следующий этап - работа с текстами. Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка для детей с ОВЗ. Главная задача -формировать и отработать навыки чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным пониманием содержания текста, то есть «смысловое чтение». Суть этого метода- состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком выводится технология чтения любых слов и текстов. Подбор текстов для чтения должен осуществляться с учетом нескольких требований: доступность содержания; простота слов и структуры предложений, входящих в текст; относительная занимательность сюжета.

Работа с текстом делится на три этапа: 1- предтекстовый этап; 2- активное чтение; 3- послетекстовый этап.

Работа с текстом начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, а также различными наглядностями.

Запоминание новых слов производится при помощи различных заданий: повторить за диктором слова в звукозаписи; расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово; нахождение новых слов в змейке; вставить пропущенные слова и другие упражнения. Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц.

Второй этап — активное чтение. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.

Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.

Третий этап- послетекстовый. Этот этап включает в себя следующие задания: смысловое чтение: озаглавь текст, соотнесение идеи и абзаца, заполни слепой текст, поставь вопросы к тексту и.т.д., сворачивание и разворачивание текста: заполнение всевозможных таблиц и схем, тестовые задания с множественным выбором, определение верного/неверного высказывания. Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.

Чтобы мотивировать ребенка к изучению английского языка, к преодоления такого сложного этапа как чтение, необходимо дать понять ученику для чего они это делают. Чтобы у ребенка проявлять интерес, следует учителю использовать разнообразные и доступные упражнения. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем. Не менее важное в процессе обучения - это наглядность. Учащемуся необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило. Работа над текстом должна сопровождаться творческой деятельностью: выполнение рисунков к тексту, изготовление макетов, инсценировки и другие. Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на занятиях. Обучающиеся с ОВЗ усваивают материал после многократного выполнения упражнений, овладевают знаниями за более длительное время, поэтому при обучении чтению учащихся данной категории необходимо задания подбирать тщательно и дифференцированно.

Подводя итог можно сказать, что владение чтением на английском языке представляет большие трудности для детей с ограниченными возможностями. Поэтому учителю необходимо в своей работе использовать разнообразные методы и приемы при обучении чтению английскому языку. Целенаправленная работа учителя по формированию навыков и умений в чтении позволяет достичь наилучшего результата в обучении чтению младших школьников с ограниченными возможностями.

Список литературы:

1. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 199с.

2. Методика обучению чтению на английском языке в начальных классах/Б.В. Сергеева, И.В. Беляева. – Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн), 2018.

3. Каретникова А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания. - Ярославль: Академия развития, 2011.-288с.

4. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Галльская - М.: АРКТИ, 2003.

5. 100 способов формирования учебного успеха ученика на уроках английского языка /Гейнце Л.А., Галеева Н.Л.-М.:ООО «5 за знания». 2017.-104с.



https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2020/01/05/metody-i-priemy-obucheniya-chteniyu-na-angliyskom

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-obuchenie-chteniyu-mladshih-shkolnikov-na-angliyskom-yazike-na-nachalnom-etape-3606535.html

http://festival.1september.ru/articles/648440/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!