СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение активных методов обучения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения  способствуют формированию положительной учебной мотивации и развитию коммуникативных качеств личности, помогают развить творческие способности учащихся и нестандартное мышление, активно вовлекают учащихся в процесс обучения, раскрывают личностно-индивидуальные возможности учащихся, повышают познавательную активность

Просмотр содержимого документа
«Применение активных методов обучения на уроках английского языка»

Активные методы обучения на уроках английского языка как средство достижения высоких образовательных результатов

«Сегодня ситуация -  не школа -  изменилась.  Школа будущего - школа, работающая на определенный результат, находящаяся в постоянной трансформации».

А. Г. Каспржак

В современном мире постоянно происходят разнообразные изменения, касающиеся всех сторон жизнедеятельности человека. Развитие мира и самого общества имеет непосредственное влияние на потребность изменений и в образовательной сфере общества. Технологический прогресс, изменения потребностей человека приводят к изменениям и в самом управлении образовательным процессом. Нельзя, опираясь только на старые знания и старый опыт, иметь эффективные результаты. Таким образом,  высокотехнологическое развитие общества подталкивает образование к внедрению в процесс обучения креативности, индивидуальности в применении знаний. Современному обществу требуется такой индивидуум, который не подбирает способ решения задачи из известных им освоенных, а человек, способный самостоятельно выбрать стратегию решения конкретной проблемы.

Появляются новые методы обучения, совершенствуются традиционные и привычные. Для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, повысить мотивацию школьников к обучению. Формирование универсальных учебных действий является основной задачей образования. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни. Учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни, а учителю надо создать условия для активного познания и получения детьми практического опыта. Главная проблема учителя – поиск методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

В современных условиях для педагога ключевым является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. И здесь на помощь учителю приходят активные методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения  способствуют формированию положительной учебной мотивации и развитию коммуникативных качеств личности, помогают развить творческие способности учащихся и нестандартное мышление, активно вовлекают учащихся в процесс обучения, раскрывают личностно-индивидуальные возможности учащихся, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объём материала, содействуют умению работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.

В современных условиях, когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, активная мыслительная деятельность учащихся становится важнейшим, фундаментальным условием их усвоения.

В процессе обучения я использую активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи разных этапов урока.

Остановимся кратко на каждом этапе урока и соответствующих ему активных методах обучения. Большинство методов универсальны и могут использоваться не только на уроках иностранного языка, но и на занятиях по другим учебных дисциплинам.

Первый этап - введение в атмосферу иноязычного общения (начало урока) - очень важен, ведь создание благоприятного эмоционального настроя определяет дальнейшее течение урока. На этом этапе помогают следующие активные методы.

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

Очень хорош метод «Комплименты», который помогает не только выяснить настроение и психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретацию цветов можно дать на слайде или на доске, например: orange – happy, glad, green – joyful, black – sad, red – anxious. Ученикам предлагается выбрать карточку с цветом. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке. Есть разные варианты проведения этого упражнения, можно пожелать друг другу удачи, хороших оценок, отличной работы.

Метод «Кто ты?» позволяет учащимся рассказать о себе, что одновременно может рассматриваться как речевая зарядка. Необходимо заранее собрать много разных мелких предметов (или картинок с изображением предметов) и положить их в коробку. Каждый учащийся должен выбрать три предмета и сказать, что его связывает с этими предметами. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. Учащиеся по очереди выбирают предметы и рассказывают о себе. Это упражнение можно изменить, например, предложив учащимся рассказать о своём настроении на данный момент или о планах на будущее. Это упражнение можно подстроить под любые запросы, например, для описания погоды по карточке, которую выбрал учащийся, или сделать предсказание погоды на завтра и т.д.

Для начала урока хорошо использовать метод «Летающие поговорки»: Учащиеся выбирают карточки с поговорками, одним достается начало поговорки, а другим — окончание. Ребята должны объединиться в команды и сопоставить части поговорок. Данный метод даёт возможность развивать лексические, словопроизносительные навыки.

Игра «Крокодил» тоже помогает активизировать учащихся, один учащийся показывает любую из недавно изученных лексических единиц, а остальные угадывают.

Метод «Входной билет», который помогает ввести учащихся в иноязычную среду и мотивировать на работу на уроке, заключается в следующем: каждый учащийся, входя в кабинет, должен назвать столько слов по изучаемой теме, сколько он запомнил. От количества произнесенных слов учащийся получает билет. Заработав определенное количество баллов, ученик может с их помощью улучшить оценку.

Метод «Эстафета» помогает проработать изученную ранее лексику и помочь учащимся переключиться на иноязычное общение и дальнейшую работу. Задача 2х команд учащихся - расшифровать написанные на доске слова в виде набора согласных букв, задание для каждой команды разное. Ученики по мере расшифровки слов подходят к доске и пишут слово. Выигрывает самая быстрая команда.

Метод «Испорченный телефон» помогает в шуточной форме повторить ранее изученные грамматические структуры, лексические единицы и заодно активизировать мыслительную деятельность. Учащиеся становятся в две колонны и шепотом говорят друг другу по очереди выбранное наугад предложение из выданных учителем, первый зачитывает, остальные уже повторяют по памяти, стоящий возле доски учащийся записывает услышанное. Побеждает команда, которая правильно написала большее количество слов.

Этап вхождения или погружения в тему (сообщение целей урока).
Для развития логического и пространственного мышления, аналитических способностей, эмоциональной сферы существует несколько методов. Они способствуют успешному и комфортному вхождению в тему урока.

Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.

Метод «Угадай тему»: учащимся предлагаются фрагменты нескольких паззлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать паззлы. Затем учащимся предлагается угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой – туча, у третьей – дождь. Тема урока — «Погода».

Метод «Отгадайте слово» обеспечивает концентрацию на начало урока, повышает интерес к уроку, внимание учащихся. Учитель задаёт занимательные вопросы, касающиеся ранее пройденного материала, правильные ответы записываются в столбик на доску. (Для экономии времени ответы могут состоять только из слов). Первые буквы слов по вертикали составляют слово, которое и служит названием новой темы.

Метод «Таинственные шаги» повышает интерес к уроку, внимание учащихся, помогает сформулировать тему урока. В классе разложены следы разных цветов. Входя в кабинет, учащиеся выбирают тот след, который им понравился. На каждом следе написана буква. Работая вместе, учащиеся должны сложить слово, которое и будет являться темой урока. Можно варьировать этот метод и собирать букет, созвездие, салат, зоопарк в зависимости от фигурок, которые лежат на партах.

Активный метод «Ключевые слова» помогает  сформулировать цели урока и настроить обучающихся на рабочий лад. После определения темы урока, учащиеся в парах составляют приблизительный план в виде ключевых слов, что способствует прогнозированию учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Дети сами формируют задачи урока и план изучения темы.

Этап формирования ожиданий и опасений учеников (планирование эффектов урока).
Целеполагание и учёт потребностей и ожиданий учащихся делают образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями самих учащихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.

Метод «Фруктовый сад» — универсальный метод. Необходимо заранее подготовить два плаката с нарисованными яблоней и лимонным деревом. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает детям попробовать определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т. д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель зачитывает результаты. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.

Метод «Прогноз»: Учитель предлагает ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее учитель опрашивает детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями.

Метод «Дерево»: Необходимо заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Каждый ученик получает два листочка: зелёный и жёлтый. На зелёном дети пишут, чего они ждут от урока, а на жёлтом — чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. В конце урока ребята приклеивают свои листочки на дерево: зелёные — со сбывшимися ожиданиями или жёлтые — со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зелёных листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, в проведении урока были допущены ошибки.

Метод «Почтовый ящик» также помогает выяснить ожидания и опасения учащихся. Ученики на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и опускают в прорезь коробки (можно использовать 2 коробки). Ответы в конце урока будут зачитаны и проанализированы на этапе Рефлексия.

Этап презентации учебного материала.

Метод «Следопыты» направлен на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации. На доске учащиеся уже вывели тему урока и определили этапы работы. Деление на группы можно сделать следующим образом: каждый берет частичку рисунка и находит учащихся с остальными частичками. Складывается картинка, таким образом группа определяет, над какой подтемой она будет работать: загрязнение воды, воздуха, водоемов, вырубка лесов и т.д. В ходе работы над материалом учащиеся готовят постер и защищают его, рассказывая, какая проблема и как ее решить.

Метод «Автобусная остановка» цель которого -  научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Метод «Деформированный текст» используется для закрепления знаний учащихся по изученному материалу (также этот метод, как и предыдущий, можно использовать при проверке домашнего задания). Участникам предлагается восстановить правильную последовательность смысловых частей предложенного текста.

Метод «Крестики-нолики» используется для отработки лексики, грамматики и страноведческого материала. В каждой клеточке расположена картинка или примеры на грамматический и лексический материал. Квадратики с крестиком и ноликом.

Проведение: правила игры – как в традиционной игре «Крестики-нолики». Нужно набрать три подряд нолика\крестика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Та команда, которая сделает это первой, считается выигравшей.

Группа учащихся делится на две группы. Одна группа – «Нолики», вторая – «Крестики».

Вариант с лексикой: Все 9 квадратиков заполнены изображениями достопримечательностей, числительных, ранее изученной лексики, если отрабатывается грамматика, то это могут быть предложения на русском языке, а их нужно правильно сказать по-английски, и на каждом квадратике – соответствующий ему номер. Представители первой команды выбирают клетку, называют её номер и называют на английском языке то, что за задание заложено в упражнении. За правильный ответ они получают соответствующий им символ (крестик или нолик). Следующий ход делает другая команда.

Если команда назвала слово неправильно, они не получают ничего и ход, как обычно, переходит второй команде. Игра продолжается до тех пор, пока не соберется три одинаковых символа по горизонтали/вертикали/диагонали.

Этап проработки содержания темы.

Метод «Хвастун» используется для тренировки грамматических навыков в устной речи. Необходимо подготовить карточки с названиями видо-временных форм глагола, возможен также вариант без вспомогательных средств. «Хвастун» выбирает вид и время, в котором он должен придумать предложение. Остальные должны опровергнуть его утверждение (составить отрицательное предложение) или выразить удивление (задать общий вопрос). Если «хвастун» ошибается, тот, кто его поправил, становится «хвастуном».

Метод «Дерево решений»  помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию.

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений. Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

Для закрепления грамматической темы на уроке английского языка прием поможет при закреплении форм глаголов в прошедшем времени. Задание (ситуация): в мире произошла экологическая катастрофа, что послужило предпосылками? Предположения учеников строятся с употреблением конструкций "It was/were", "People verb+-ed/V2".

При изучении новой темы

Прием "дерево решений" может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы. Например, на уроке английского языка мы собираемся изучать новую тему. На стволе дерева мы пишим основной заголовок, а учащиеся на ветвях пишут возможные отсылки от основного термина о чем еще может пойти речь в более широком смысле.

На этапе закрепления материала и контроля знаний

Для этого этапа урока прием "дерево решений" используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Например, на уроке английского языка мы прошли тему по грамматике «Образование множественного числа существительных». На стволе в качестве вопроса мы пишим тему, а учащиеся в качестве ветвей дописывают все пункты и исключения. На листьях дерева дописываем  уже примеры, отражающие пункт правила.

Метод «Светофор» используется для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зелёные карточки, выбирая правильные грамматические формы.

Этап релаксации. Динамическая пауза. Если вы чувствуете, что учащиеся устали, а впереди ещё много работы или сложная задача, сделайте паузу! Иногда достаточно 5–10 минут весёлой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, восстановить энергию.

Динамическая пауза «Отдохни с пользой». Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме, что если он назовёт определенное слово, учащиеся должны встать, сесть, хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть и т. д.

Этап подведения итогов. Рефлексия.

Для завершения урока можно использовать активные методы, которые использовали на этапе «Ожидания и опасения». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Метод «Лесенка успеха» служит для подведения итогов своей работы на уроке. Учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение.

Как показывает практика, особенно ярко запоминается то, что является нестандартным! Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. Активные методы и новые современные технологии позволяют подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.

Исходя из собственного опыта, могу с уверенностью сказать, что в результате применения активных методов обучения английский язык для учащихся перестал быть предметом, который невозможно выучить. Уроки проходят легко, быстро, и что особенно важно – результативно. С повышением интереса к предмету, повышается и успеваемость учеников.

Например, уровень знаний в 7 классе в начале учебного года был очень низкий. Класс отличала разрозненность и отсутствие желания учится. На первых же уроках были предприняты попытки исправить ситуацию. Была введена система «мотиваторов», а также проведены игры на командообразование. Это позволило создать в классе более дружелюбную атмосферу, а также настроило детей на обучение. Практически на каждом уроке часть времени целенаправленно отводилась для закрепления изученного лексического материала,  так как словарный запас учеников был очень маленьким. Грамматические аспекты также прорабатывались благодаря активным методам и приёмам.

В результате уже к следующей четверти несколько учеников смогли повысить уровень своих знаний и, как следствие, их четверные оценки стали выше. В классе наметилась положительная тенденция.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока английского языка перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетать несколько методов для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала.

При использовании активных методов при проведении урока могут возникнуть определенные сложности: данные методы требуют много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя; возникают проблемы, связанные с медлительностью участников.

Кроме того, даже активные методы обучения иногда не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать.

С другой стороны, если преподавателя не страшит необходимая дополнительная подготовка и выход из традиционных рамок проведения урока, преимущества всех рассмотренных методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Место учителя на уроках английского языка с использованием активных методов обучения сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Таким образом, активное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков, к которым относятся и коммуникативные УУД. Сегодня эти навыки – способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать – играют ключевую роль в достижении успеха в профессиональной и общественной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!