№ работы | Номер и тема урока | Название лабораторной работы |
1. | Урок 4. Химические и физические явления. Описание физических свойств веществ. | 1.Примеры физических явлений: кипячение и испарение воды. 2.Примеры химических явлений: -горение древесины; -взаимодействие мела с кислотой. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, сера, вода, хлорид натрия). |
2 | Урок 16.Типы химических реакций | Типы химических реакций: - разложение малахита, взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), - взаимодействие растворов едкого натра и хлорида железа (Ш). |
3 | Урок 17. Сущность химических реакций и признаки их протекания. | Признаки протекания химических реакций: - выделение газа(взаимодействие мела с соляной кислотой); - выпадение осадка (взаимодействие гидроксида натрия с медным купоросом), - изменение цвета (взаимодействие растворов хлорида бария и сульфата натрия). |
4 | Урок 21. Чистые вещества и смеси. | Разделение смеси серы и железа. |
5 | Урок 34. Оксиды: классификация, физические свойства и номенклатура. | Рассмотрение образцов оксидов углерода (II), водорода, меди, кремния, кальция). |
6 | Урок 38. Химические свойства оксидов. | Взаимодействие оксида кальция с водой, соляной кислотой. |
7 | Урок 39. Химические свойства кислот. | 1.Взаимодействие соляной кислоты с цинком, оксидом кальция, гидроксидом натрия, содой. 2.Действие на индикатор. |
8 | Урок 40. Получение и химические свойства. Амфотерность. | 1.Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой, медным купоросом. 2. Действие на индикатор. 3. Получение нерастворимого основания гидроксида меди (II) и исследование его свойств. Получение амфотерного основания гидроксида алюминия и исследование его свойств. |
9 | Урок 64. Хлороводород, соляная кислота. Хлориды. | Распознавание соляной кислоты,хлоридов. |
№ п/р | Тема, в которой выполняется данная практическая работа | Название практической работы | Описание практической работы |
1. | Тема 1. Введение. | №1.Приёмы работы с лабораторным оборудованием. | Цели: сформировать навыки обращения с лабораторным оборудованием; ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, наблюдение. Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование. Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, спиртовка, колбы, воронки, фарфоровая ступка с пестиком, чашки Петри. Основные вопросы: 1.Техника безопасности при выполнении работы. 2.Общие правила работы в химическом кабинете. 3.Приёмы обращения со спиртовкой. 4.Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. |
2. | Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике. | №2.Очистка загрязнённой поваренной соли. | Цели: закрепить знания о зависимости способов очистки веществ от свойств вещества, приобрести умения по очистке веществ; совершенствовать умения описывать наблюдаемые явления. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, наблюдение, описание. Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование, реактивы. Лабораторное оборудование и реактивы: загрязнённая поваренная соль, вода, стеклянные стаканчики, фильтровальная бумага, воронка, стеклянная палочка, спиртовка, спички, предметное стекло. Основные вопросы: 1.Техника безопасности при выполнении работы. 2.Очистка загрязненной поваренной соли фильтрованием. 3.Выпаривание полученного раствора соли. |
3. | Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике. | №3. Растворимость веществ. | Цели: научиться определять растворимость веществ и готовить растворы; продолжить формирование умений грамотно оформлять отчёты о проделанной работе. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, описание. Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование, реактивы. Лабораторное оборудование и реактивы: сахар (соль), вода, стеклянная палочка, мерный цилиндр, стакан, весы. Основные вопросы: Техника безопасности при выполнении работы. Определять растворимость веществ. |
4. | Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике. | №4.«Приготовление растворов с заданной концентрацией | Цели: научиться готовить растворы заданной концентрации; продолжить формирование умений грамотно оформлять отчёты о проделанной работе. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, описание. Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование, реактивы. Лабораторное оборудование и реактивы: сахар (соль), вода, стеклянная палочка, мерный цилиндр, стакан, весы. Основные вопросы: 1.Техника безопасности при выполнении работы. 2.Приготовление раствора, содержащего определённую массовую долю растворённого вещества. 3.Приготовление раствора определённой молярной концентрации. |
5. | Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород.Горение. | №5.Получение кислорода и изучение его свойств. | Цели: ознакомиться со способом получения кислорода в лаборатории и его свойствами; закрепить навыки работы с нагревательными приборами. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, наблюдение, описание. Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование, реактивы. Лабораторное оборудование и реактивы: перманганат калия, вата, пробирки, газоотводная трубка, спички, спиртовка, лучина, держатель для пробирки, штатив. Основные вопросы: Техника безопасности при выполнении работы. Получение кислорода при нагревании перманганата калия. Изучение свойств кислорода. |
6. | Тема 6. Основные классы неорганических соединений. | №6.Исследование свойств оснований, кислот и солей. | Цели: научиться экспериментально характеризовать химические свойства неорганических веществ основных классов; закрепить умение составлять план исследования свойств вещества; отработать навыки обращения с лабораторным оборудованием. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, наблюдение, описание. Средства обучения: внутрипредметные связи, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование, реактивы. Лабораторное оборудование и реактивы: пробирки, штатив, соляная кислота, гранулы цинка, раствор хлорида натрия, гидроксида натрия, раствор нитрата серебра, сульфат меди (II). Основные вопросы: 1.Техника безопасности при выполнении работы. 2.Исследование химических свойств неорганических веществ. |
7. | Тема 11. Водород — рождающий воду и энергию. | №7.Получение водорода и исследование его свойств. | Цели: ознакомиться со способом получения водорода в лабораторных условиях; изучить его свойства. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, эксперимент, наблюдение, описание. Средства обучения: внутрипредметные связи, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование, реактивы. Лабораторное оборудование и реактивы: пробирки, газоотводная трубка, штатив, спички, лучина, соляная кислота, гранулы цинка. Основные вопросы: 1.Техника безопасности при выполнении работы. 2.Получение водорода взаимодействием кислоты и цинка. 3. Изучение его свойств. |
8. | Тема 12. Галогены. | №8. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» | Цели: ознакомиться со способом получения соляной кислоты в лабораторных условиях; изучить ее свойства. Методы обучения: беседа, самостоятельная работа, эксперимент, наблюдение, описание. Средства обучения: внутрипредметные связи, таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование, реактивы. Лабораторное оборудование и реактивы: пробирки, газоотводная трубка, штатив, спички, хлорид натрия, серная кислота, индикаторы,металлы: медь, цинк, гидроксид меди (ІI), гидроксид натрия, нитрат серебра. Основные вопросы: 1.Техника безопасности при выполнении работы. 2.Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. |