СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье предлагается описание различных приёмов и методов ТРКМ на разных этапах урока с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. Материал может быть использован в практической деятельности учителей, применяющих на уроках технологию развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления.»

Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах.

Приведу примеры тех приемов, которые использую в своей работе.

I. Стадия «Вызова»

Прием «Кластер»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

«Корзина идей»

В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме.

«Загадка»

Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания

«Мозговой штурм»

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. «Непригодные» отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

«Отсроченная догадка»

Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.


Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

«Да – нетка»

Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

«Дискуссия»


Это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии:

1.Выдвигать идеи, слушать внимательно,

2. Не повторяться.

3. Каждое следующее высказывание:

а) либо продолжает предыдущее;

б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).
Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе,
Они отвечают на вопросы:

1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5

«Проблемный вопрос»

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

«Верные – неверные утверждения»

Этот прием используется с целью актуализации знаний по изучаемой теме. учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

II. Стадия осмысления

«Зигзаг»


Организуется работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

«Чтение с остановками»

Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы.

«Инсерт» или «Чтение с пометами»

Позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировки текста. Данный прием напоминает прием «ЗУХ»

Маркировка:

" V "новое для меня

" + " знал ранее

" - " удивило меня

" ? " не очень понятно

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде»


Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Толстые и тонкие вопросы»


Данный прием может использоваться на любой фазе занятия. Толстые?                                             Тонкие? Объясните, почему...?                          Кто? Почему Вы думаете...?                         Что? Почему Вы считаете ...?                       Когда? В чем различие ...?                             Может...? Предположите, что будет если...?        Согласны ли вы...? Что, если...?                                            Верно ли...?

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать).

Метод «Думательных шляп»

или «Шесть шляп мышления»


Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: статистическая. Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная. Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.

Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа: негативная. Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа: позитивная. Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: творческая. Зеленый цвет - это обновление, рост. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

Синяя шляпа: аналитическая. Синий цвет - цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Вопросы, которые можно написать на шляпах:

Белая шляпа. Сколько?

Красная шляпа. Что понравилось?

Чёрная шляпа. Что не понравилось?

Желтая шляпа. Что хорошо?

Синяя шляпа. Почему?

Зеленая шляпа. Задания.

«Кластер»

см. стадия вызова

«Бортовой журнал»

Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

«Логическая цепочка»

После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

III. Стадия рефлексии.

«Верные – неверные утверждения»

На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи.

«Синквейн»

В переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

«Письмо к учителю»


Учитель предлагает учащимся написать «Письмо» к учителю (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ учит меня

«Пятиминутное эссе»

Эссе – письменные размышления на заданную тему. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

«Напишите письмо»

Разновидность эссе – прием, когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения.

«Толстые и тонкие вопросы»

см. стадию осмысления

Приемы для выполнения заданий дома


«Загадка»

«Кластер»

«Инсерт или «Чтение с пометами»

«Круги по воде»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» и др.

Надо отметить, что некоторые приёмы универсальны, используется на всех стадиях урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!