СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования мотивации у младших школьников на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования мотивации у младших школьников на уроках»

Приёмы формирования мотивации у младших школьников на уроках .Из опыта работы учителя начальных классов Прониной Елены Митрофановны МБОУ «Лицей села Хлевное» Введенский филиал.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский (слайд2)

Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка – на смену игре приходит учение. Этот новый вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка. Зачастую ребенку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, то есть пассивная роль незнайки и неумейки, которого взрослые всему научат – только прилежно выполняй все указания учителя, очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечника». Но как только прозвенит звонок с урока, этот «троечник» буквально преображается: «Звонкий командный голос, решительность и смекалка».А разгадка проста: ребенок из объекта деятельности превращается в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать; без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера. (сдайд 3)

Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя, захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.(слайд4)

Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность обучающихся, совместная деятельность педагога и учеников, только тогда он станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова .







(слайд5)

Для мотивирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся использую следующие формы работы:

- дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности;

- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

- внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру);

- творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам;

- проведение предметных олимпиад;

- использование различных педагогических технологий: проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.

- интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

  • использование современных инновационных технологий  

(интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе

- проектно-исследовательская деятельность.

(слайд6)

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания использую - обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, взгляд, на ободряющее прикосновение.

(слайд7)

Приемы создания ситуаций успеха:

1. Преодоление страха  - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…»

2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…»

4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…»

5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…»

6. Высокая оценка детали – «Вот эта цифра у тебя замечательна!»

(слайд8)

Приемы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через содержание учебного материала.

"На уроке математики использую приёмы стимулирования познавательного интереса":
1. Преднамеренные "ошибки" учителя в написании примеров, которые с увлечением исправят дети: 15 + 8 = 13 9 + 8 = 10 + 8 16 - 9 = 8
2. Операции с "больными" примерами, задачами; нужно угадать
знак, восстановить пример: (5 5 5 ) 5 =3 5 5 5 5 =50 (5 5 5 ) 5 =30
3. Задания на внимание, какие фигуры учитель переместил?

1.)Прием «Лови ошибку!» (слайд9-10)

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.

2.) Ученик получает текст или разбор решения задачи со специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками.

Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

3) Прием «Привлекательная цель»(слайд11-12-13)

Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей-неволей выполнять и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную цель в сфере непосредственных интересов младших школьников. Не всегда необходимо находить привлекательную цель и произносить ее вслух.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ре–ре-ре- подмели мы во дворе;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

Провели характеристику звуков .Вспомнили букву «эр».Вы хотите узнать как мальчик Женя научился говорить букву «эр».


4)Прием «Прогнозирование».(слайд14)

Например, урок литературного чтения. Звучит музыкальный фрагмент произведения Э.Грига. К.Д.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

5)Прием «Оратор». (слайд15)

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

6)Прием «Автор».

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?



7)Прием «Синквейн»(слайд16)

Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации. Правила написания синквейна:

- 1 строка - тема (одно существительное);

- 2 строка - описание предмета (два прилагательных);

- 3 строка - описание действия предмета (три глагола);

- 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

- 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

(Пример: Родина, Великая, могучая, Жить, защищать, любить, Место, где родился человек. Отчизна. )


8)Прием «Идеальное задание»(слайд17)

Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Младшим школьникам предлагается выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

10)Прием наглядности (слайд18-19-20-21)

  • интерактивная доска;

  • мультимедийные презентации, аудио материалы;

  • предметная наглядность (реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал);

  • сюжетная наглядность (задача в контексте сюжета);

  • театрализованная наглядность (инсценировки)

Перечисленные выше приемы формирования мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.

Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.

Л.С.Выготский:  

«То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»

Список литературы:

1. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., Прометей, 1982.
2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя [Текст] / А.К. Маркова, А.Т. Матис, А.Б. Орлов, - М. : Просвещение, 1990. - 191 с.

3. Матюхина, М.В. Мотивация учения у младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.

4. Кроссенс как инновационный прием обучения [Электронный ресурс]. - (http://www.infourok.ru/).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!