Приёмы развития мотивации на уроке русского языка для 1-4 классов
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой.
Методы формирования мотивации:
1) СЛОВЕСНЫЕ (рассказ, лекция, беседа)
2) НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ (презентации, картины, карточки с заданиями, опыты, игры, работа в группах, практические и лабораторные занятия и т.д.)
3) РЕПРОДУКТИВНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ (создание проблемных ситуаций)
4) МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ИЛИ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ (написание сообщений, рефератов, исследовательских работ, эссе и т.д.).
Приемы мотивации, используемые учителем начальных классов:
I. Эмоциональный:
- создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
- рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
- занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
II. Мотивационно-целевой:
- прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
- предоставление права выбора, через разно уровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости;
- реакция на ошибку, через приём «найди ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
- практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
III. Познавательный:
- включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
- необычная форма преподнесения материала.
- создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
- сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
- не самостоятельное выставление оценок учителем, а привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
- стимулирование деятельности, через оценку (благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ), оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
IV. Социальный:
- развитие у ребенка желания быть полезным обществу;
- сопереживание вместе с детьми; создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества; заинтересованность результатами коллективной работы; взаимопроверка и рецензирование.
Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения, а также системой отношения учителя к каждому ученику