СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы над правильностью и беглостью чтения»

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И БЕГЛОСТЬЮ ЧТЕНИЯ

Правильность — чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся началь­ных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в. том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого. На син­тетическом этапе понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова.

Дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

  • выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

  • предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

  • создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;

  • предварительное чтение текста про себя;

  • систематический контроль учителя за чтением учащихся;

  • методически верное исправление ошибки в зависимости от её характера.

Исправляются ошибки следующим образом:

  • ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

  • ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

  • ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

  • к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо доби­ваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает, характер заданий, которые выпол­няют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, по­чти все учащиеся в течение, урока читали вслух.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и про­исходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмыс­ление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспри­нятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зри­тельное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного дей­ствия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному про­изношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом

Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художествен­ной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.

Когда ребенок освоил чтение словами, можно использовать приемы работы по формированию бег­лости чтения. Выделяются группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата, внима­ния и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных эта­пах.

На аналитическом этапе формирования чтения целесообразно использовать следующие упражне­ния:

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата:

  • Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.

  • Чтение чистоговорок.

  • Чтение и четкое проговаривание скороговорок.

  • Чтение скороговорок в темпе. (Скороговорки читаются четко в высоком темпе.)

Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.

Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей:

  • Фонетические зарядки.

  • Игра “Кто больше?' (придумывание слов с определенным звуком),

  • Игра “Кто внимательный?" (узнай звук),

  • Игра “Звук заблудился".

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти:

  • Игра «Что пропало?».На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети называют, что пропало.

  • Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четы­рех букв: В, Л, О, Н. Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды. В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды. Затем переходим к запоминанию слогов. Мо-ро-ли-со; ту-не му- ду. Здесь на запоминание одной буквы даем одну секунду. Итого на 8 букв - 8 секунд.

  • Игра «Видишь или нет?». Просим ребенка смотреть перед собой в данную точку на стене. Сбоку от него (справа или слева) показываем карточку определенного цвета. Задача ребенка: боковым зре­нием определить цвет.

На синтетическом этапе формирования чтения целесообразно использовать следующие упражне­ния:

Упражнения, направленные на развитие дикции: чтение шепотом и медленно, чтение тихо и уме­ренно, чтение громко и уверенно, чтение слова четко и быстро.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации:

  • Карточки «Допиши в словах окончания».

  • Доскажи строчку.

  • Допиши букву, чтобы получилось новое слово.

Упражнения, направленные на устранение регрессии:

  • Постепенное наращивание слова.

  • Чтение слов разновеликим шрифтом.

  • Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Так же приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:

  • ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25- 30 минут на уроке);

  • неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выбо­рочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;

  • предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи»; перед чтением третьей части сказки: «Из предыдущей части мы узнали о том, как готовятся к зиме ежи, а из этой части узнаем, как готовятся к зиме медведи» (Н. Грибачев. «Рыжие листья»);

  • чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Учитель предварительно выписывает слова, сложные по слоговому и морфемному составу, на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.

  • использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

  • использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания

Можно использовать тексты, изучаемые в предыдущие годы. Желательно, чтобы тексты сопровож­дались красочными иллюстрациями.

Так же полезны упражнения для развития техники чтения:

  • Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту все большее количество раз этот столбик.

  • Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

  • Выбирать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.

  • Игра «Фотоглаз». Сфотографировать несколько слов (запомнить), написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет?

  • Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

  • Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.

  • Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).

  • За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

Нашёл широкое применение в начальной школе способ «жужжащего» чтения (методика Зайцева). Нужно начинать урок с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения. На начальном этапе необходим индивидуальный подход: одни дети читают художественные книги, другие - книги из серии «Учимся читать», где слова разделены на слоги, третьи - слоговые таб­лицы.

Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами), но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!