СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

В старших классах продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее— под наблюдением учителя). Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.

Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей описываемых событий, определения мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).

Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям.

Составления характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.

Выделение в тексте описаний и повествований. Составления планов к этим типам текстов и пересказ их по плану.

Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.

Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка произведения.

Разыгрывание диалогов действующих лиц с произведения с сохранением авторской лексики.

Развитие умения доказывать( с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы, статей из газет и журналов с последующим обсуждением.

 

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 9 класса»




Рассмотрено:

на заседании МО:

№ ____ от _________

Согласовано: Утверждаю:

Зам.директора по УР Директор школы:

_________________ ___________А.Н.Ермаков

от«__» ________2018г. от «__» ________ 2018г.




АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по чтению и развитию речи

для 9 класса
на 2018-2019 учебный год


Разработала программу:

учитель









СОДЕРЖАНИЕ


I. Пояснительная записка


II. Общая характеристика учебного предмета


III. Место учебного предмета в учебном плане


IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


V. Содержание учебного предмета


VI. Тематическое планирование


VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса






















    1. Пояснительная записка


Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2010 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

2. Учебного плана образовательного учреждения

3. Авторской программы 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.К. Аксеновова, Н.Г. Галунчикова, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская. - М.: «Просвещение», 2010

4. Учебника по чтению: Чтение 9 кл.:учеб. для специальной коррекционной школы/З.Ф. Малышева, - М.: «Просвещение». 2010.

Цели и задачи обучения:


1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

3. обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- основных мыслительных операций;

- наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- зрительного восприятия и узнавания;

- пространственных представлений и ориентации;

- речи и обогащение словаря;

- коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

- коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Основные виды деятельности на уроке

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

В старших классах продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее— под наблюдением учителя). Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.

Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей описываемых событий, определения мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).

Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям.

Составления характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.

Выделение в тексте описаний и повествований. Составления планов к этим типам текстов и пересказ их по плану.

Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.

Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка произведения.

Разыгрывание диалогов действующих лиц с произведения с сохранением авторской лексики.

Развитие умения доказывать( с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы, статей из газет и журналов с последующим обсуждением.



III. Место учебного предмета в учебном плане


Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 135 часов в год, по календарно-тематическому планированию 135 часов в год.



IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

  • понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Предметные:


  • читать вслух правильно, бегло, выразительно в соответствии с нормами литературного произношения;

  • читать про себя доступные по содержанию тексты и пересказывать их;

  • называть главные черты характера героев, давать оценку их поступкам;

  • пересказывать отдельные части текста, с опорой на авторскую лексику;

  • знать наизусть 8-10 стихотворений (объем не менее 12 строк)



V. Содержание учебного предмета

Устное народное творчество. Русские народные песни (колыбельные, бытовые), пословицы, былины (в авторском переложении). Жанры сказок (волшебные, бытовые, сказки про животных). Структура сказки (присказка, зачин, троекратные повторы, концовка). Сравнение волшебной сказки и былины.

Русская литература XIX века. Примерный список авторов: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. Н. Майков, И. С. Тургенев, В. М. Гаршин, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др.

Краткие биографические сведения и рассказ о реальном случае, который лег в основу включенного в учебник произведения. Сравнение реального и вымышленного сюжетов.

Русская литература ХХ века. Примерный список авторов: А. М. Горький, А. Н. Толстой, А. А. Платонов, Н. М. Рубцов, М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, М. А. Шолохов, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский, В. М. Шукшин, Ю. И. Коваль, В. П. Астафьев, В. П. Быков, В. А. Солоухин, В. Г. Распутин, К. Булычев и др.

Краткие биографические сведения об авторах. Рассказ о событии, которое реально произошло в жизни писателя и которое легло в основу произведения, включенного в учебник. Сравнение реального и вымышленного сюжетов.

Зарубежная литература. Краткие биографические сведения об авторах. Рассказы, стихотворения, отрывки из повестей о жизни детей, о природе, о животных. Юмористические произведения.

Навыки чтения. Продолжение работы над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения, контроль за правильностью чтения, за орфоэпическим произношением при чтении целым словом и беглом чтении. Работа над выразительностью чтения: самостоятельная подготовка к выделению логического ударения, синтаксических пауз, определению тона голоса.

Чтение по ролям, драматизация.

Работа с текстом. Продолжение работы по установлению учащимися логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).

Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям. Оценка нравственных качеств действующих лиц.

Составление характеристики персонажей произведения по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.

Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их одноклассникам, выступая в роли учителя.

Работа с незнакомыми словами текста, их самостоятельное объяснение с помощью одноклассников или с использованием словаря. Работа над образными средствами языка. Выделение в тексте описаний и повествований.

Коллективное составление планов к этим типам текстов и пересказ их по плану с опорой на лексику произведений. Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики. Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы, статей из газет и журналов с последующим обсуждением.



VI. Тематическое планирование


VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1

УЧЕБНИКИ


1.З.Ф. Малышева,Чтение 9 кл.:учеб. для специальной коррекционной школы М. «Просвещение», 2010г.

2.Н.Г. Галунчикова. Э.В. Якубовская, Чтение 9 кл.:учеб. для специальной коррекционной школы М. «Просвещение», 2010г











2

ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ



Портреты писателей и поэтов.

Репродукции жудожников.

И.И. Аркин. Уроки литературы в 9 классе.-М.:Просвещение, 2001г.;

И.В.Золотарева, Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.-М.: Вако, 2003г.

Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компанента.-Казань:Школа, 2008г.

Н.М. Скоркина Нестандартные формы внеклассной работы.-Волгоград:Учитель-АСТ, 2001г.

С.М. Гуревич. Газета: вчера, сегодня, завтра.-М.:Аспект Пресс,2004г.

И.М. Подгаецкая. Воспитание учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1985г.

Б.Т. Панов. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей.-М.:Просвещенеи.1980г.



3

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



  • Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт, таблиц.

  • Телевизор.

  • DVD – проектор

  • Магнитофон.





4

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ



  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых предметов.

  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

  • Иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей.

  • Тестовый материал для контроля знаний



5

ИГРЫ И ИГРУШКИ



Настольные развивающие игры, русское лото, викторины, раздаточные материалы, сюжетные карточки



6

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА



  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!