СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая  программа  составлена  на  основе  Базовой  образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией  Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр  Владос,  2001.  –Сб. 1. -232 с.  и учебного плана учреждения.

Рабочая программа   разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» для 8 класса  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2011г.)

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор З.Ф. Малышева.- М.: «Просвещение», 2016г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс.»

Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс.


Пояснительная записка


   Настоящая программа составлена на основе Базовой образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб. 1. -232 с. и учебного плана учреждения.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» для 8 класса  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2011г.)

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор З.Ф. Малышева.- М.: «Просвещение», 2016г.

Данная рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса предназначена для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 3 часа в неделю, те. 99 часов в год  в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения.

ЦЕЛЬ:  развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление  и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

  • формировать у обучающихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

  • развивать полноценное  восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

  • развивать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

            С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;

Обучающиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.


Содержание учебного предмета


Устное народное творчество (8 часов)

Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысть  произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.

Произведения русских писателей XIX века (41 час)

Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.

Произведения русских писателей первой половины XX века (18 часов)

 Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX  века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно, строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.

Произведения русских писателей второй половины XX века (23 часа) Познакомиться с краткими статьями о жизни К. Г. Паустовского, Р. И. Фраермана, Л. А. Кассиля, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, В. П. Астафьева, Р. П. Погодина, А. А. Суркова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.

Уроки внеклассного чтения (8 часов)

 Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).


Учебно-тематический план.


Кол-во

часов

Тема

Теория

Практика

1

1

Введение

1

1

2

9

Устное народное творчество

9

9

3

44

Произведения русских XIX века

44

44

4

19

Произведения русских писателей 1 – ой половины 20 века

19

19

5

27

Произведения русских писателей 2-ой половины 20 века

27

27

6

8

Внеклассное чтение

8

8




Список литературы


I. Для учащихся:

З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2016.

II. Для учителя:

1. Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997.

2. Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996.

3. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.

4. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.

5. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.





























Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 8  классе


№ п/ п

Тема урока

Дата по плану

Дата

по факту

Корректировка


Введение(1ч.)




1

Вводная беседа о пользе чтения. Статья «Сказки»

03.09




Устное народное творчество (9ч.)




3

Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

04.09



4

Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Сюжет сказки.

07.09



5

Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Характеристика героев.

10.09



6

Пословицы и поговорки

11.09



7

Чтение статьи «Баллады». УВЧ. Баллада Жуковского «Светлана»

14.09



8

Понятие о балладе. В.А.Жуковский «Перчатка»

17.09



9

И. З. Суриков «Нашла коса на камень»

18.09



10

Понятие о былине. «Садко»

21.09



11

Работа по содержанию былины «Садко».

24.09




Произведения русских писателей XIX века (44ч.)




12

А. С. Пушкин. Слово о поэте.

25.09




13

М. Я. Басина «Публичное испытание»

28.09



14

И. И. Пущин «Записки о Пушкине»

01.10



15

А. С. Пушкин «Памятник»

02.10



16

А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

05.10



17

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

8.10



18

А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

9.10



19

А. С. Пушкин «Няне»

12.10



20

А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я вас любил…».

15.10



21

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

16.10



22

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Анализ произведения.

19.10



23

Работа по содержанию сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде».

22.10




24

УВЧ. Повесть А.С. Пушкина «Метель»

23.10



25

 М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

26.10



26

М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта»

29.10



27

М. Ю. Лермонтов «Родина»

30.10




28

Тема одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Парус», «Сосна».

2.11



29

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

12.11



30

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича..» Чтение произведения.

13.11



31

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Выявление исторической основы в произведении.

16.11



32

Итоговый урок по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»

19.11




33

УВЧ. С. Есенин. Стихи.

20.11



34

И.А.Крылов. «Баснописец, каких не бывало»

23.11



35

И.А.Крылов «Волк на псарне»

26.11




36

И.А. Крылов «Осел и Соловей»

27.11



37

И. А. Крылов «Муха и пчела»

30.11



38

Н. А. Некрасов. Слово о писателе.

03.12




39

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

04.12



40

Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»

07.12



41

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (Отрывок). Чтение произведения.

10.12



42

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

11.12



43

И. С. Никитин. Слово о поэте. Стихотворение  «Русь».

14.12



44

И.С.Никитин «Утро на берегу озера»

17.12



45

УВЧ. Стихи русских поэтов о зиме

18.12



46

И. С. Тургенев. Слово о писателе.

21.12



47

И. С. Тургенев. Биография.

24.12




48

«Муму» (В сокращении). Историческая эпоха в произведении.

25.12



49

И. С. Тургенев «Муму» (В сокращении). Главные герои произведения.

28.12



50

И. С. Тургенев «Муму» (В сокращении). Нравы при дворе барыни.

11.01



51

И. С. Тургенев «Муму» (В сокращении). Герасим и Муму.

14.01



52

И. С. Тургенев «Муму» (В сокращении). Причина трагической развязки рассказа.

15.01



53

Л. Н. Толстой. Слово о писателе.

18.01



54

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала».

21.01



55


Л. Н. Толстой «После бала». Духовный мир  главного героя.

22.01




Произведения русских писателей 1 – ой половины 20 века (19ч.)




56

А. П. Чехов. Слово о писателе. Юмор в творчестве А.П.Чехова.

25.01



57

А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия».

28.01



58

УВЧ. «В человеке все должно быть прекрасно…»

(по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»)

29.01



59

В.Г.Короленко. Слово о писателе. Слепой музыкант» 1-2 главы.

01.02



60

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 3 и 4 главы.

04.02



61

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 5 и 6 главы.

05.02



62

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 7 главы. Роль музыки и дружбы в жизни людей.

08.02




63

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 8 главы.

11.02



64

В. Г. Короленко «Слепой музыкант» 9 главы. Петр и Эвелина. Анализ взаимоотношений героев.

12.02



65

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение 10 главы.

15.02



66

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». 11 глава и эпилог. Что значит найти свое место в жизни?

25.02



67

М. Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Понятие о свободе и жертвенности.

26.02



68

С. А. Есенин  Слово о поэте. «Спит ковыль», «Пороша»

01.03



69

С. А. Есенин   «Отговорила роща золотая»

04.03



70

А. П. Платонов  Слово о писателе. «Разноцветная бабочка»

5.03



71

А. П. Платонов Сказка «Разноцветная бабочка». Сравнение литературной и народной сказок.

11.03



72

А. Н. Толстой. Слово о писателе. «Русский характер»

12.03



73

А. Н. Толстой. «Русский характер». Человеческая красота - высшее качество русского народного характера.

15.03



74

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворение «Некрасивая девочка»

18.03




Произведения русских писателей 2-ой половины

20 века (27ч.)




75

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма»

19.03



76

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Понятие о «непоправимой вине»

22.03




77

УВЧ. «Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда» (по книге Л. Басовой «Зойка и Пакетик»)

1.04



78

Р. И. Фраерман. Слово о писателе. «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Чтение и анализ 1 главы.

2.04




79

«Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Чтение и анализ 2 главы.

5.04



80

Р. И. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Чтение 3 главы. Катя и Филька. Первые слезы.

8.04



81

Р. И. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Чтение 4 главы. Катя и Коля. Анализ взаимоотношений.

9.04



82

Р. И. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Чтение 5 главы.

12.04



83

Л. А. Кассиль. Слово о писателе. Чтение рассказа «Пекины бутсы»

15.04



84

Л.А Кассиль «Пекины бутсы». Личностные качества Пеки.

16.04



85

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Василий Теркин». Отрывок «Гармонь»

19.04



86

А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Отрывок «Кто стрелял».

22.04




87

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». Отрывок «В наступлении»

23.04



88

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Гринька Малюгин»

26.04



89

В. М. Шукшин. «Гринька Малюгин». Оценка главного героя.

29.04



90

В. М. Шукшин. «Гринька Малюгин». Понятие о красоте человека.

30.04




91

УВЧ. «Этот день мы приближали, как могли»

(по лирике Ю.Я. Ваншенкина, К.М. Симонова, А. А. Суркова)

6.05



92

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

7.05



93

В. П. Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон). Анализ жанра произведения.

13.05



94

В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон). Роль музыки в жизни человека.

14.05



95

УВЧ. В. Астафьев «Запах сена», «Песнопевица»

17.05



96

Р. П. Погодин. Слово о писателе.

20.05



97

Р. П. Погодин «Алфред». Система героев.

21.05



98

Р.П. Погодин «Алфред». Личностные качества главного героя

24.05



90

Р.П. Погодин «Алфред». Отношение к труду.

27.05



100

А. А. Сурков. Слово о поэте. Стихотворение «Родина»

28.05



101

УВЧ. В. Осеева « Кочерыжка»

31.05










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!