Обобщение опыта работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области Жиленкова Андрея Николаевича по теме «Использование инновационных технологий на уроках ОБЖ в условиях здоровьесберегающей среды образовательного учреждения»
Обоснование выбора темы Здоровье человека – тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние российских детей вызывает тревогу. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся.
Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: исследовать влияние здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ как компонента образовательной среды школы на обучающихся.
Задачи:
- перейти от пассивных форм обучения к деятельным вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- создать каждому ученику необходимые условия личностного развития;
- предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
- изучить возможности использования инновационных технологий (групповых, ИКТ, проектных и т.д.) применительно к вопросам сбережения здоровья обучающихся на уроках ОБЖ;
- произвести отбор наиболее оптимальных элементов инновационных технологий, позволяющих решать вопросы сбережения и укрепления здоровья обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- по результатам работы составить рекомендации для учителей предметников по использованию элементов инновационных технологий в вопросах сбережения обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Идея опыта
Разработать систему учебно-методической работы на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности по предмету, которая позволит сохранять и укреплять здоровье обучающихся, повышать их познавательную активность, формировать знания в области ЗОЖ, повысить результаты обученности по основам безопасности жизнедеятельности, снизить школьный травматизм, научить адекватно реагировать в сложившейся ситуации, повысить качество знаний, через знания о себе и о своем здоровье.
Технология опыта
(этапы становления методической системы учителя)
Работа над опытом длилась 5 лет.
1 этап: диагностический – сентябрь 2010 – август 2011 г.г. : поставлена проблема, проведен ее анализ и исследование в научной и методической литературе, изучен опыт коллег, определены цели и задачи опыта.
2 этап: организационный – сентябрь 2011 – август 2012 г.г.: определены цели и задачи работы над проектом, разработана система мер, направленных на решение проблемы, обозначены прогнозируемые результаты.
3 этап: практический – сентябрь 2012 – август 2013 г.г.: формирование методического комплекса, отслеживание текущих результатов, обработка полученных данных.
4 этап: внедренческий – сентябрь 2013 – август 2015 г.г.: проведена диагностика педагогических технологий, в результате которой отобраны наиболее эффективные, а также выявлена степень эффективности реализации творческих и мыслительных способностей учащихся; выстроена система работы.
3 этап: обобщающий – сентябрь 2014 – август 2015 г.г. : Сформулированы основные выводы, систематизированы результаты, подведены итоги.
Использование здоровьесберегающих технологий в курсе ОБЖ
обучение школьников на уроках ОБЖ работа с родителями
посредством внеклассных
и внеурочных мероприятий
работа с педагогическим коллективом
Компоненты современного урока здоровьесберегающей направленности
Психологическая и физическая безопасность
Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность
Личностная ориентированность
Направленность на формирование здорового образа жизни
Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках ОБЖ
физкультминутки
релаксации
чередование методов и приемов обучения
варьирование длительности применения ТСО и ИК технологий
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни
Принципы здоровьесбережения на уроках ОБЖ
Комфортное начало и завершение урока
Проведение на уроке разнообразных
валеологических пауз
Объяснение нового материала с опорой
на субъективный опыт обучающегося
Дозированное разноуровневое
домашнее задание
Учет индивидуальных способностей
Включение в содержание уроков упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья
Организация саморефлексии
Результативность реализации методической системы
Внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
повысить успеваемость по предмету
повысить интерес обучающихся к урокам ОБЖ
повысить мотивацию к соблюдению здорового образа жизни
Это подтверждается результатами социометрии обучающихся 5-11 классов, которые изучают основы безопасности жизнедеятельности и принимают активное участие во внеурочной деятельности по предмету.
Тест
«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»
для 5-6 классов.
В тестировании принимали участие 28 обучающихся.
1. Знание правил пользования средствами гигиены – 26 человек (93%)
2. Осведомленность о правилах организации режима питания – 23 человека (82 %)
3. Осведомленность о правилах гигиены – 25 человек (89%)
4. Осведомленность о правилах оказания первой помощи – 21 человек (75%)
Экспресс – диагностика представлений
о ценности здоровья обучающихся для 7-8 классов.
В диагностике принимали участие 24 обучающихся.
1. Высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно ориентированный тип) – 2 человека (8%)
2. Осознанное отношение к своему здоровью (ресурсно-прагматический тип) – 15 человек (63%)
3. Недостаточно осознанное отношению к своему здоровью (адаптационно-поддерживающий тип) – 5 человек (21%)
4. Отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как к ценности – 2 человека (8%)
Анкета «Здоровый образ жизни» для 9-11 класов
В анкетировании принимали участие 19 обучающихся.
1. Считаете ли вы здоровье наиболее важным для счастья – 16 человек (84%).
2. Наиболее важными для сохранения здоровья условиями считают:
- регулярные занятия спортом – 18 человек (95%);
- знания, как заботиться о себе и своем здоровье – 8 человек (42%);
- отказ от вредных привычек – 18 человек (95%);
- выполнение правил ЗОЖ – 17 человек (89%).
3. Откуда ты узнаешь, как заботиться о здоровье?
В школе (в т.ч. на уроках ОБЖ)
часто
иногда
От родителей
14 (74%)
От друзей
никогда
5 (26%)
9 (47%)
Из книг и журналов
6 (32%)
-
1 (5 %)
1 (5%)
4 (21%)
Из передач радио и телевидения
11 (58%)
11 (58%)
7 (37%)
3 (16%)
7 (37%)
13 (68%)
3 (16%)
Адресная направленность опыта
Представленный мною опыт по использованию инновационных технологий в условиях здоровьесберегающей среды школы может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями, организаторами внеклассной работы, так как современные образовательные технологии применимы во всех видах образовательной деятельности с учетом специфики предмета.