Просмотр содержимого документа
«Презентация "Система работы с одаренными учащимися"»
Система работы с одаренными учащимися в рамках духовно-нравственного воспитания
Автор: Копылова Е.В., МБОУ Гимназия №44 г. Иркутска, учитель музыки, МХК, ОРКСЭ
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
- Должна быть создана система поддержки талантливых детей.
- Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
- ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.
Теория Джозефа Рензулли
Одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
- 1) способности выше средних,
- 2) креативность,
- 3) включенность в задачу.
Теория Джозефа Рензулли
Интеллект
Творческость
Одаренность
Мотивация
Одаренный ребенок
- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности
(по З. Балакиревой)
Одаренность
Качественное своеобразие
Уровень
Характер развития одаренности
Результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды
Одаренность за пределами школы
- социальная (лидерская) одаренность
- одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская)
- одаренность в спорте
«Успешные» виды одаренности в образовательной школе
- Академическая одаренность
- Интеллектуальная одаренность
- Творческая одаренность
Проблемы в адаптации одаренных детей
- Способности в одной области и полная неуспешность в чем-то другом
- Поглощенность своими увлечениями, отсутствие потребности во внимании со стороны одноклассников
- Эмоциональное неблагополучие из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде
Все дети одаренные
Одаренные дети встречаются редко
Частота появления детской одаренности
- Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
- Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети талантливы особо.
Выявление одаренных детей
- продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка
Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей
- Первый принцип . Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным.
- методы и технологии:
- методы и технологии:
- различные варианты метода наблюдения за детьми;
- специальные психодиагностические тренинги;
- проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
- экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей
- Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.
- Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам
Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей
- Четвертый принцип . Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.
- Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров, людей творческих профессий и т.д.).
Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей
- Шестой принцип . Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
- Седьмой принцип . Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики , имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как: 1) анализ продуктов деятельности, 2) наблюдение, 3) беседа, 4) экспертные оценки, 5) естественный эксперимент.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся
- социальная значимость культурных целей образования, ориентированных прежде всего на личность, её культурное самоопределение и саморазвитие.
- учебная деятельность в рамках предметов образовательных областей Искусства (музыка, изобразительное искусство, искусство (Мировая художественная культура)) и Основ духовно-нравственной культуры народов России (ОРКСЭ (6 модулей) и ОДНКНР).
Основная идея предлагаемой системы
- в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной, исследовательской и творческой деятельности.
Уровни работы
- Уровень 1 . Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках.
- Задействовано 100% учащихся. Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках, где закладываются базовые знания по предметам и создаются условия для развития и проявления детской одаренности. Использование эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний, но и широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
- Задействовано 100% учащихся.
- Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках, где закладываются базовые знания по предметам и создаются условия для развития и проявления детской одаренности.
- Использование эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода.
- Основной прием – индивидуализация заданий.
- Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний, но и широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
Уровни работы
- Уровень 2 . Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на спецкурсах, факультативах, элективных курсах по гуманитарным, естественнонаучным, точным, общественным и поведенческим наукам.
- Грамотная организация работы элективных курсов позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета; реализовать свой интерес к углубленному изучению предмета; формирует круг общения учащихся с общими интересами; создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися; с использованием нестандартных форм обучения, учитывающих индивидуальные способности обучающихся.
- Основной принцип – 50% работы под руководством учителя, 50% - самостоятельной работы учащихся.
- К концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается. На элективном курсе занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.
Уровни работы
- Уровень 3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках конкурсов, проектов и соревнований .
- Выявление одаренности в виде участия и призовых мест, и просто высоких результатах в различных интеллектуальных состязаниях, викторинах, дистанционных и очных конкурсах и олимпиадах различных уровней и предметной направленности.
- формальное признание высоких результатов - важный фактор формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей.
Уровни работы
- Уровень 4. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы спецкурсов, факультативов, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности.
- В рамках внеурочной деятельности в гимназии работает Научное общество учащихся,
- дополнительные занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности.
-
Уровни работы
- Уровень 5. Индивидуальная работа с одаренными учащимися.
- индивидуальный, личный контакт с учителем, наставником.
- Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно.
- Наиболее эффективные формы работы – консультация, собеседование.
Условия успешной работы с одарёнными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися.
- Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.
Основные концептуальные идеи, лежащие в основе реализации воспитательной системы школы:
- культуросообразность,
- гуманизация,
- гуманитаризация,
- педагогическая поддержка,
- общедоступность
- свобода выбора,
- свобода и независимость развития ребенка,
- событийность.
Принципы, лежащие в основе реализации воспитательной системы школы:
- природосообразности,
- культуросообразности,
- индивидуально-личностного подхода,
- ценностно-смыслового подхода,
- сотрудничества.
Системообразующие элементы воспитательной системы гимназии
- Деятельность,
- Отношения,
- Личность
воспитательный процесс.
Системообразующие элементы воспитательной системы гимназии
Модель «Личность»
направления роста и развития:
образ выпускника школы
- индивидуальная траектория развития,
- ценностно-ориентированное,
- креативное,
- социальное,
- интеллектуальное,
- спортивно-оздоровительное.
предполагаемый результат
Системообразующие элементы воспитательной системы гимназии
Модель «Отношения»
Правило «Трех Д»
Правило «Трех П»
Отношения
- межличностные,
- разновозрастные
- отношения учащихся со взрослыми
- отношение к школе
- принять,
- понять,
- признать
- добросердечие,
- добросовестность,
- добропорядочность
«школа добрых отношений»
Системообразующие элементы воспитательной системы гимназии
Модель «Деятельность»
Направления
игра
познание
общение
творчество
краеведение
Традиции школы
- 1) познавательно-интеллектуальные (игра-путешествие «Доzор»; брейн-ринг «Хочу всё знать»; интеллектуальный марафон; месячник культуры; ежемесячный выпуск школьной газеты);
- 2) акции («Милосердие»; «Добрый сюрприз»; «Забота: помощь ветеранам»; «Я гражданин России»; «Моё здоровье»; «Синичкин праздник»);
- 3) праздники («День Знаний»; «Учителям посвящается»; «Осенины»; «Новогодний серпантин»; Рождественские встречи; «Масленица»; «Мамин и бабушкин праздник»; «День Победы»; «Последний Звонок»);
- 4) фестивали творчества, творческие мастерские («Сотвори птицу счастья»; «Игрушки на ёлку»; «Мастерим кормушки»; «Куклы для сказки своими руками», «Звездный класс», «Минута Славы», «Звезды зажигают»);
- 5) фотовернисажи («Родина моя – Иркутск»; «Память семьи»; «Школьные моменты»);
Традиции школы
- 6) встречи в краеведческом музее «Родная старина»;
- 7) встречи в библиотеке «Поговорим о духовности», библиотечные часы, «Посвящение в читатели»;
- 8) классные часы и часы общения («Душа – это мой внутренний мир», «Мой мир общения», «О красоте и добре», «Стать самим собой», «Познаю себя», «Воспитаю себя», «Умей помочь себе»);
- 9) портфолио личных достижений ;
- 10) дни здоровья («Осенний марафон», «Зимние народные забавы», «Снежный город»; «День защиты детей»; «Безопасное движение»);
- 11 ) операции («Чистый школьный двор»; «Украсим мир цветами»; «Чистая вода»; «Покормите птиц зимой»; «Внимание: гололёд»);
- 12) галереи («Моя родословная»; «Мы против вредных привычек»; «Экспозиция для школьного музея»; музейные уроки.
Система работы с одаренными учащимися
Система работы в рамках спецкурсов, факультативов
Система работы во внеурочной деятельности
Система работы на уроке
- Мониторинг образовательный по предметам Многообразие формы работы и рефлексии Дифференцированная система заданий творческие задания Задания, требующие поиска информации Формирование УУД в рамках урочной деятельности Анализ и самоанализ
- Мониторинг образовательный по предметам
- Многообразие формы работы и рефлексии
- Дифференцированная система заданий
- творческие задания
- Задания, требующие поиска информации
- Формирование УУД в рамках урочной деятельности
- Анализ и самоанализ
- Мониторинг образовательный и психолого-педагогический Многообразие форм работы и рефлексии Дифференцированная система заданий Задание на выявление мотивированных и одаренных детей Создание и защита творческих проектов в рамках предметов Расширение содержательного поля предметов
- Мониторинг образовательный и психолого-педагогический
- Многообразие форм работы и рефлексии
- Дифференцированная система заданий
- Задание на выявление мотивированных и одаренных детей
- Создание и защита творческих проектов в рамках предметов
- Расширение содержательного поля предметов
- Мониторинг личностного развития Консультации групповые и индивидуальные Творческие проекты Система коллективных творческих дел в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания Подготовка к НПК, олимпиадам Участие в дистанционных и очных предметных и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различных уровней и направленности Участие в традиционных общешкольных мероприятиях Работа с НОУ Работа с портфолио
- Мониторинг личностного развития
- Консультации групповые и индивидуальные
- Творческие проекты
- Система коллективных творческих дел в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания
- Подготовка к НПК, олимпиадам
- Участие в дистанционных и очных предметных и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различных уровней и направленности
- Участие в традиционных общешкольных мероприятиях
- Работа с НОУ
- Работа с портфолио
Результативность (реализация потенциальных возможностей одаренных и мотивированных детей
Создание условий для развития способностей
Выявление одаренных и мотивированных детей
Возможные виды динамики:
- 1) Положительная динамика — увеличение значений выделенных показателей исследования на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года).
- 2) Отсутствие (инертность) положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года).
- 3) Устойчивость (стабильность) высоких показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования . Устойчивость высоких (положительных) показателей является одной из характеристик положительной динамики развития. Устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития.
Этапы реализации системы работы с одарёнными и талантливыми детьми в МБОУ Гимназия №44 г. Иркутска
- 1 этап (диагностический) — ведется работа по выявлению, сопровождению, созданию условий для раскрытия творческих способностей обучающегося, разъяснительная, консультативная работа с родителями, создание портфолио.
- На этом этапе работа включает в себя: формирование пакета диагностических методик на выявление потенциальных возможностей детей и выявления разных видов одаренности; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития; наблюдение за детьми в организованной и свободной деятельности, анализ наблюдений других педагогов.
- 2 этап (практический ) — работа педагога по разработке и составлению индивидуального учебного плана работы с одарённым обучающимся творческого объединения, создание условий для роста творческих способностей (мероприятия более высокого уровня, возможность участия в проектах, исследованиях), работа с родителями. Мониторинг. На этом этапе будет: организовано психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников и его анализ; спланирована систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми; ребенком составлен и пройден путь по индивидуально образовательному маршруту; организована работа с педагогами разных профилей и родителями одаренных детей; составлено портфолио одаренного ребенка.
- 3 этап (итоговый) — мониторинг итогов работы (итоговая диагностика). Продолжение обучения на более высоком уровне (рекомендации, ходатайства) подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными и талантливыми детьми, обобщение опыта работы, работа с родителями, самоанализ талантливых детей.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- 1) Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- 2) Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- 3) Признание коллективом педагогов и руководством гимназии того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы гимназии.
- 4) Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Источники информации
- Балакирева З. Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика / Педсовет.su : http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4468
- Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А. и др. Рабочая концепция одарённости. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 234 с.
- Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми // Технологии, методики, формы работы// uchkopilka.ru: http://uchkopilka.ru/khimiya/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/772-vystraivanie-effektivnoj-sistemy-raboty-s-odarennymi-detmi
- Галямова Г. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения / Педсовет. Su : http://pedsovet.su/publ/48-1-0-3993
- Логинова А.А. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 5-7 классы» / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 171 с. – (Работаем по новым стандартам).