СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Система работы с одаренными учащимися в рамках духовно-нравственного воспитания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья позволяет раскрыть систему работы с одаренными учащимися с позиции психологии и духовно-нравственного воспитания. В рамках статьи, являющейся сопровождением к презентации "Система работы с одаренными учащимися" рассматриваются психолого-педагогические критерии и система выявления одаренности, включая скрытую одаренность, система работа с одаренными учащимися в рамках урочной и внеурочной деятельности, индивидуального консультирования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Система работы с одаренными учащимися в рамках духовно-нравственного воспитания"»

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В РАМКАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Копылова Е.В., МБОУ Гимназия №44, Россия, г. Иркутск


THE SYSTEM OF WORK WITH GIFTED STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Ekaterina Kopylova, Gymnasium№44, Russia, Irkutsk


Key words: system of work, talent, spiritual and moral education, gifted children, motivated students, Joseph Renzulli


Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. В рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы.

Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми: 1) отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии; 2) функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся; 3) ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов: 1) способности выше средних, 2) креативность, 3) включенность в задачу.

Согласно Дж. Рензули, одарённость детей есть стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативнасти (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу) [4]. Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности [3]. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность не всегда поощряется педагогами и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал, проявляющие такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это т.н. академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. Впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. К сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно: блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

У детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Легче всего в школе адаптируются «академически одаренные», радуя своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения: «Все дети являются одаренными» / «Одаренные дети встречаются крайне редко».

Это противоречие в работе с одарёнными детьми можно решать следующим образом: 1) Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему; 2) Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети, которые талантливы особо.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка [1]. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей [1]: Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий: различные варианты метода наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка. Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных. Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.). Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д. Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров, людей творческих профессий и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться. Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения). Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как: 1) анализ продуктов деятельности, 2) наблюдение, 3) беседа, 4) экспертные оценки, 5) естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Сегодня возрастает социальная значимость культурных целей образования, ориентированных прежде всего на личность, её культурное самоопределение и саморазвитие. Духовно-нравственному развитию и воспитанию личности обучающихся способствует, в первую очередь, учебная деятельность в рамках предметов образовательных областей Искусства (музыка, изобразительное искусство, искусство (Мировая художественная культура)) и Основ духовно-нравственной культуры народов России (ОРКСЭ (6 модулей) и ОДНКНР).

Предложенная система работы с обучающимися является универсальной и может быть использована при составлении учебных планов и программ по предметам искусства в образовательных учреждениях, в системе повышения квалификации учителей. Основная идея предлагаемой системы - в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной, исследовательской и творческой деятельности.

В данной системе работа проводится на пяти различных уровнях.

Уровень 1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся. Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках, где учителя не только закладывают базовые знания по предметам, но и создают условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний, но и широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.

Уровень 2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на спецкурсах, факультативах, элективных курсах по гуманитарным, естественнонаучным, точным, общественным и поведенческим наукам. В школе на всех ступенях обучения проводятся спецкурсы, факультативы, элективные курсы по основам словесности, праву, МХК, художественному труду и народной культуре, истории Отечества, истории культуры, краеведению, психологии и др. Грамотная организация работы элективных курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета; реализовать свой интерес к углубленному изучению предмета; формирует круг общения учащихся с общими интересами; создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися; с использованием нестандартных форм обучения, учитывающих индивидуальные способности обучающихся.

К концу сентября каждого учебного года формируются группы желающих заниматься учебными предметами дополнительно. Они посещают элективные курсы во внеурочное время. Очень сложно подготовить и организовать работу элективного курса таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Основной принцип – 50% работы под руководством учителя, 50% - самостоятельной работы учащихся. Важно отметить, что к концу учебного года число учащихся, посещающих спецкурс, уменьшается. Это считается нормальным. В итоге на элективном курсе занимаются дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном учебном предмете.

Уровень 3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках конкурсов, проектов и соревнований. Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде участия и призовых мест, и просто высоких результатах в различных интеллектуальных состязаниях, викторинах, дистанционных и очных конкурсах и олимпиадах различных уровней и предметной направленности. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.

Уровень 4. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы спецкурсов, факультативов, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности. В рамках внеурочной деятельности в гимназии работает Научное общество учащихся, в рамках, работы которых дополнительные занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности.

Уровень 5. Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату. Наиболее эффективные формы работы – консультация, собеседование.

На любом уровне работа ведется, исключительно, основываясь на интересе, желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще «недоступны», и в решении некоторых из них добиваются успеха.

Условия успешной работы с одарёнными учащимися: 1) Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2) Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися. 3) Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.

Основные концептуальные идеи, лежащие в основе реализации воспитательной системы школы: культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация, педагогическая поддержка, общедоступность и свобода выбора, свобода и независимость развития ребенка, событийность. Реализация этих идей основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смыслового подхода, сотрудничества.

Стержнем духовно-нравственного развития и воспитания в школе является реальная база содержания образования, основанная на системном подходе, который развивает знания во всех звеньях образования через введение учебных курсов: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» в 4 классах, МХК в 8-11 классах, «Художественный труд и народная культура» в 5-9 классах; развивает сеть дополнительного образования; дает возможность активному взаимодействию с организациями и учреждениями города; объединяет содержание обучения и воспитания в единый образовательный процесс, создавая условия для гармоничного развития ребенка, его родителей и педагогов, развивая эффективные формы взаимодействия, расширяя границы возможного сотрудничества, снимая барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Модель воспитательной системы состоит из трех системообразующих элементов: Деятельность, Отношения, Личность, интегрирующих и образующих целостный воспитательный процесс. 1) Модель «Личность» представлена с двух позиций: как своеобразный предполагаемый результат – образ выпускника школы и как направления роста и развития: индивидуальная траектория развития, ценностно-ориентированное, креативное, социальное, интеллектуальное, спортивно-оздоровительное. 2) Модель «Отношения» – ключевой компонент воспитательной системы, в котором отражены межличностные, разновозрастные отношения, отношения учащихся со взрослыми и отношение к школе. Уклад жизни школы определяется ее традициями, законами и правилами. Все педагоги и дети ценят «правило трех П»: принять, понять, признать; правило трех Д: добросердечие, добросовестность, добропорядочность. Педагогический коллектив работает над созданием в социуме имиджа школы – «школы добрых отношений», неповторимого облика, обеспечивающего её привлекательность и популярность. 3) Модель «Деятельность» реализуется в следующих направлениях: познание, общение, игра, творчество, краеведение.

Важная роль в реализации программы по духовно-нравственному воспитанию принадлежит ученическому самоуправлению. Активно действует Совет старшеклассников, Совет Лидеров, научное общество учащихся.

Управление родительской общественностью осуществляют родительские комитеты классов и школы: решают вопросы оказания школе материально-технической и финансовой помощи и принимают решения по рациональному использованию данных ресурсов, принимают участие в организации общешкольных и классных мероприятий. В состав Совета школы входят родители, учащиеся старших классов, педагогические работники школы. Создавать открытое образовательное пространство школы помогают сайт школы и сайт педагога: «Kabinet33.ucoz.ru», школьная газета, публичный отчёт директора гимназии.

В системе духовно-нравственного развития и воспитания важной составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая гимназией в разрезе коллективных творческих дел при активном участии органов местного самоуправления, ветеранских, молодежных организаций. Подписаны договоры о сотрудничестве с Иркутским Государственным университетом, с факультетом религиоведения и теологии.

Традиции школы: 1) познавательно-интеллектуальные (игра-путешествие «Доzор»; брейн-ринг «Хочу всё знать»; интеллектуальный марафон; месячник культуры; ежемесячный выпуск школьной газеты); 2) акции («Милосердие»; «Добрый сюрприз»; «Забота: помощь ветеранам»; «Я гражданин России»; «Моё здоровье»; «Синичкин праздник»); 3) праздники («День Знаний»; «Учителям посвящается»; «Осенины»; «Новогодний серпантин»; Рождественские встречи; «Масленица»; «Мамин и бабушкин праздник»; «Пасха Красная»; «День славянской письменности и культуры, посвящённый святителям Кириллу и Мефодию»; «День Победы»; «Последний Звонок»); 4) фестивали творчества, творческие мастерские («Сотвори птицу счастья»; «Игрушки на ёлку»; «Мастерим кормушки»; «Куклы для сказки своими руками», «Звездный класс», «Минута Славы», «Звезды зажигают»); 5) фотовернисажи («Родина моя – Иркутск»; «Память семьи»; «Школьные моменты»); 6) встречи в краеведческом музее «Родная старина»; 7) встречи в библиотеке «Поговорим о духовности», библиотечные часы, «Посвящение в читатели»; 8) классные часы и часы общения («Душа – это мой внутренний мир», «Мой мир общения», «О красоте и добре», «Стать самим собой», «Познаю себя», «Воспитаю себя», «Умей помочь себе»); 9) портфолио личных достижений; 10) дни здоровья («Осенний марафон», «Зимние народные забавы», «Снежный город»; «День защиты детей»; «Безопасное движение»); 11) операции («Чистый школьный двор»; «Украсим мир цветами»; «Чистая вода»; «Покормите птиц зимой»; «Внимание: гололёд»); 12) галереи («Моя родословная»; «Мы против вредных привычек»; «Экспозиция для школьного музея»; музейные уроки.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Актуальным является метод проектов. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Среди форм и видов организации учебной деятельности с одаренными и мотивированными учащимися на уроках: чтение и обсуждение текстов, обсуждение проблем, высказывание предложений, конструирование схем, конструирование логических цепочек, групповая и парная совместная деятельность, минутка релаксации, самооценка деятельности, взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, брейн-стоурминг, интервью, драматизация, составление словаря терминов, составление энциклопедий, презентация, погружение, экскурсия, включая мультимедиа и виртуальную экскурсию, составление кроссвордов, театрализация, составление галереи образов. Задания, специально направленные на развитие речи обучающихся: 1) Работа с пословицами поговорками (объясни смысл, соедини начало и конец, выдели главную мысль). 2) Составь описание по иллюстрации. 3) Работа с историческими документами («переведи на современный язык). 4) Составь повествовательный рассказ. 5) Задай вопрос.

Формы работы во внеурочной деятельности со способными учащимися: групповые занятия; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; курсы по выбору; участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны.


Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

В качестве основного критерия, по которому изучается нравственное развитие учащихся, образовательная среда и характер взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников, выступает динамика развития выделенных показателей (параметры, блоки) по каждому из трёх направлений мониторинга. Подробные инструкции по исследованию динамики развития каждого показателя (параметры, блоки) представлены в соответствующих главах методического пособия Логиновой А.А. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 5-7 классы» / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 171 с. – (Работаем по новым стандартам).

Возможные виды динамики: 1) Положительная динамика — увеличение значений выделенных показателей исследования на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 2) Отсутствие (инертность) положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 3) Устойчивость (стабильность) высоких показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования. Устойчивость высоких (положительных) показателей является одной из характеристик положительной динамики развития. Устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития.

Итак, система реализации работы с одарёнными и талантливыми детьми в МБОУ Гимназия №44 г. Иркутска состоит из 3-х этапов: 1 этап (диагностический) — ведется работа по выявлению, сопровождению, созданию условий для раскрытия творческих способностей обучающегося (участие в выставках, концертах), разъяснительная, консультативная работа с родителями (привлечение родителей к образовательному процессу), создание портфолио.

На этом этапе работа включает в себя: формирование пакета диагностических методик на выявление потенциальных возможностей детей и выявления разных видов одаренности; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития; наблюдение за детьми в организованной и свободной деятельности, анализ наблюдений других педагогов. 2 этап (практический) — работа педагога по разработке и составлению индивидуального учебного плана работы с одарённым обучающимся творческого объединения, создание условий для роста творческих способностей (мероприятия более высокого уровня, возможность участия в проектах, исследованиях), работа с родителями. Мониторинг. На этом этапе будет: организовано психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников и его анализ; спланирована систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми; ребенком составлен и пройден путь по индивидуально образовательному маршруту; организована работа с педагогами разных профилей и родителями одаренных детей; составлено портфолио одаренного ребенка. 3 этап (итоговый) — мониторинг итогов работы (итоговая диагностика). Продолжение обучения на более высоком уровне (рекомендации, ходатайства) подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными и талантливыми детьми, обобщение опыта работы, работа с родителями, самоанализ талантливых детей.

Участие гимназистов в заочных олимпиадах регионального, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей дает возможность обучающимся и их учителям защищать честь своей школы; создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета; привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование; некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок», «Золотое руно», УРФО) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования; по итогам проведения олимпиад учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, узнать свой результат на сайте ОУ; каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Условиями успешной работы с одаренными учащимися являются: 1) Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2) Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми. 3) Признание коллективом педагогов и руководством гимназии того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы гимназии. 4) Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Литература

  1. Балакирева З. Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика / Педсовет.su : http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4468

  2. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А. и др. Рабочая концепция одарённости. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 234 с.

  3. Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми // Технологии, методики, формы работы// uchkopilka.ru: http://uchkopilka.ru/khimiya/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/772-vystraivanie-effektivnoj-sistemy-raboty-s-odarennymi-detmi

  4. Галямова Г. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения / Педсовет. Su : http://pedsovet.su/publ/48-1-0-3993

  5. Логинова А.А. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 5-7 классы» / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 171 с. – (Работаем по новым стандартам).

Приложение1.

Схема №1. Система работы с одаренными и мотивированными обучающимися

Система работы на уроке

Система работы в рамках спецкурсов, факультативов

Система работы во внеурочной деятельности

  • Мониторинг образовательный по предметам

  • Многообразие формы работы и рефлексии

  • Дифференцированная система заданий

  • творческие задания

  • Задания, требующие поиска информации

  • Формирование УУД в рамках урочной деятельности

  • Анализ и самоанализ


  • Мониторинг образовательный и психолого-педагогический

  • Многообразие форм работы и рефлексии

  • Дифференцированная система заданий

  • Задание на выявление мотивированных и одаренных детей

  • Создание и защита творческих проектов в рамках предметов

  • Расширение содержательного поля предметов


  • Мониторинг личностного развития

  • Консультации групповые и индивидуальные

  • Творческие проекты

  • Система коллективных творческих дел в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания

  • Подготовка к НПК, олимпиадам

  • Участие в дистанционных и очных предметных и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различных уровней и направленности

  • Участие в традиционных общешкольных мероприятиях

  • Работа с НОУ

  • Работа с портфолио



Выявление одаренных и мотивированных детей

Создание условий для развития способностей


Результативность (реализация потенциальных возможностей одаренных и мотивированных детей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!