Презентация
к уроку русского языка в 3 классе
Гласные в суффиксах существительных
-ек-, -ик-
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №17
Днепровская Светлана Александровна
20 14
Л.СНОЙ, ТЕТРА.Ь, СН.ЖОК, РЫ.КА, КЛЮЧ.К, ЗАМОЧ.К
Что такое суффикс?
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.
ТЕМА УРОКА:
«Правописание гласных
Е и И в суффиксах существительных ЕК-ИК»
СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛИ УРОКА, ИСПОЛЬЗУЯ ОПОРНЫЕ СЛОВА: 1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ... 2. УЧИТЬСЯ…
ПРОБЛЕМА: ПОЧЕМУ?
- Гвозд Ик
- Карманч Ик
- Ключ Ик
- Сыноч Е к
- Замоч Е к
- Звоноч Е к
Наблюдаем!
Именительный падеж Родительный падеж
гвозд ик гвозд ик а
карман чик карман чик а
ящич ек ящич к а
звоноч ек звоноч к а
_
_
е
Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-
Поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.)
( нет кого? чего? )
если гласная суффикса
выпадает
не выпадает
-ек-
-ик-
И.п. Р.п.
И.п. Р.п.
сыноч ек – сыноч к а
нос ик – нос ик а
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК –ИК
1. Шаг.
Измени форму слова
2. Шаг.
Определи: «убегает» ли гласный?
Если да -
Пиши –ЕК.
Если нет-
пиши -ИК
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
- У гном..ка был ключ..к,
- Он открывал чуланчик,
- В котором находились
- Станоч..к и кирпич..к,
- Платоч..к и футлярчик,
- Горош..к и огурчик,
- Бараш..к и бананчик.
У ГНОМИКА БЫЛ КЛЮЧИК,
ОН ОТКРЫВАЛ ЧУЛАНЧИК,
В КОТОРОМ НАХОДИЛИСЬ
СТАНОЧЕК И КИРПИЧИК,
ПЛАТОЧЕК И ФУТЛЯРЧИК,
ГОРОШЕК И ОГУРЧИК,
БАРАШЕК И БАНАНЧИК.
Раз – все встали, потянулись;
Два – назад все оглянулись;
Три – руками помахали;
На четыре – пол достали;
Пять – все дружно повертелись;
Шесть – за парты все уселись.
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Сыноч Е к, подароч Е к, мяч И к, самолёт И к, звоноч Е к, дружоч Е к, ключ И к, карандаш И к, ореш Е к, пузырёч Е к, кирпич И к, василёч Е к, огонёч Е к, кусоч Е к.
НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ ЛАСКОВО
-ик
-ек
-ик
-ек
гвоздик
мешочек
кораблик
совочек
кирпичик
орешек
домик
горошек
После дождя
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутончик лютика, словно вторя ему, тихо закачался.
-ек- -ик-
дождич е к луч и к
ручеёч е к колокольч и к
цветоч е к кузнеч и к
лют и к
Подведем итоги
- О чём мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- Когда же пишется суффикс ИК- ЕК?
Карта оценивания
Домашнее задание : Выучить правило стр 115. Упражнение № 479 , ст р. 1 16
Молодцы!
Спасибо за работу на уроке!