СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Союзы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для проведения уроков по теме "Союзы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Союзы"»

Союзы как часть речи

Союзы как часть речи

Союз  Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.     Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

Союз

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте. Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

  По строению союзы делятся на:  1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;  2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.  Разновидностями составных союзов являются:  1) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной ( не столько...сколько, не только...но и ) или не обязательной ( если...то, когда...то, едва...как ) второй частью,  2) повторяющиеся , то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей ( ни...ни, то...то, или...или ).

По строению союзы делятся на:

1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;

2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.

Разновидностями составных союзов являются:

1) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной ( не столько...сколько, не только...но и ) или не обязательной ( если...то, когда...то, едва...как ) второй частью,

2) повторяющиеся , то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей ( ни...ни, то...то, или...или ).

 По характеру синтаксических отношений , выражаемых ими, союзы делятся на с очинительные и подчинительные .  Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.   Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:  1) соединительные (значение ‘ и это, и то ’): и, да (в значении ‘ и ’), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как ... так и, тоже, также;  2) разделительные (значение ‘ или это, или то ’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли ... то ли ;  3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да (в значении ‘ но’ ), однако, зато.

По характеру синтаксических отношений , выражаемых ими, союзы делятся на с очинительные и подчинительные .

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

1) соединительные (значение ‘ и это, и то ’): и, да (в значении ‘ и ’), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как ... так и, тоже, также;

2) разделительные (значение ‘ или это, или то ’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли ... то ли ;

3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да (в значении ‘ но’ ), однако, зато.

 Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения , но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов .  Например: подчинительный союз ХОТЯ связывает однородные члены предложения: Книга интересная, хотя немного затянутая.  Союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ЧЕМ связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день. Пруд словно зеркало .

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения , но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов .

Например: подчинительный союз ХОТЯ связывает однородные члены предложения: Книга интересная, хотя немного затянутая.

Союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ЧЕМ связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день. Пруд словно зеркало .

 Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:  1) временные: когда, пока, едва, лишь ;  2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);  3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);  4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);  5) уступительные: хотя, несмотря на то что ;  6) следствия: так что ;  7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем ;  8) изъяснительные:  что, как, чтобы .  Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами , например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.  Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь ;

2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

5) уступительные: хотя, несмотря на то что ;

6) следствия: так что ;

7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем ;

8) изъяснительные: что, как, чтобы .

Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами , например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.

Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

Упражнения по теме

Упражнения по теме "Союз"

Упражнение 1.

Спишите предложения, соединяя однородные члены подходящими по смыслу сочинительными союзами. Графически покажите, какими членами предложения являются однородные члены.

1) Он смеётся ... плачет.

2) Куртка дорожная .. некрасивая

3) Он красив... умён.

4) Он красив... неумён.

5) Он умён ... хитёр.

6) Он глуп...хитёр.

7) Река широкая ... неглубокая.

8) Река неглубокая ...широкая.

9) Река не глубокая ... мелкая.

 Упражнение 2.  Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Запишите предложения, постройте их схемы. Обозначьте союзы. Определите их разряд по значению.  1) Каждый день родители ожидали, ... .  2) В сказке говорится о том, ....  3) Илья подошёл к окну и увидел, .....  4) Я так ничего и непонял, ... .  5) Друзья часто спрашивают о том, ... .

Упражнение 2.

Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Запишите предложения, постройте их схемы. Обозначьте союзы. Определите их разряд по значению.

1) Каждый день родители ожидали, ... .

2) В сказке говорится о том, ....

3) Илья подошёл к окну и увидел, .....

4) Я так ничего и непонял, ... .

5) Друзья часто спрашивают о том, ... .

 Упражнение 3.  Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы каждого предложения. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите, что соединяет каждый союз.  Было такое светлое, чистое праз(?)ничное утро как (будто) кто (то) за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно ра(с, сс)тавил по местам и это голубое небо и пушистые белые облака на нем и высокие старые тополи трепетавшие молодой, клейкой, бл..гоухающ..й листвой. Днепр ра(с, сс)тилался перед нами на (не) обозримом пространстве.  (А. Куприн)

Упражнение 3.

Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы каждого предложения. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите, что соединяет каждый союз.

Было такое светлое, чистое праз(?)ничное утро как (будто) кто (то) за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно ра(с, сс)тавил по местам и это голубое небо и пушистые белые облака на нем и высокие старые тополи трепетавшие молодой, клейкой, бл..гоухающ..й листвой. Днепр ра(с, сс)тилался перед нами на (не) обозримом пространстве.

(А. Куприн)

Тест по теме

Тест по теме "СОЮЗ"

1. Укажите неверное утверждение.

а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.

б) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.

в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.

2. Укажите верные утверждения.

а) Союз является членом предложения.

б) Союзы могут связывать однородные члены предложения.

в) Союзы бывают простые и составные.

3. Укажите пример с союзом.

а) Уйти, чтобы вернуться;

б) бродить по парку;

в) вследствие быстрого течения.

4. Укажите примеры с союзами. а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно. б) Выполнил, потому что было необходимо. в) Внушил бы ему надежду. г) Идти впереди колонны. 5. Укажите пример с сочинительным союзом. а) Вода играет и дышит. б) Сад полыхает, как в мае заря. в) Лица не было видно, потому что было темно. 6. Укажите примеры с подчинительными союзами. а) Шли дни, а погода не улучшалась. б) Он сказал, что болен. в) То тут, то там вспыхивал огонек. г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.

4. Укажите примеры с союзами.

а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно.

б) Выполнил, потому что было необходимо.

в) Внушил бы ему надежду.

г) Идти впереди колонны.

5. Укажите пример с сочинительным союзом.

а) Вода играет и дышит.

б) Сад полыхает, как в мае заря.

в) Лица не было видно, потому что было темно.

6. Укажите примеры с подчинительными союзами.

а) Шли дни, а погода не улучшалась.

б) Он сказал, что болен.

в) То тут, то там вспыхивал огонек.

г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.

7. Укажите пример с простым союзом. а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес. б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые. в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели. 8. Укажите примеры с составными союзами. а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение. б) Все расходились, потому что было поздно. в) Денег ни гроша, зато слава хороша. г) Он молчал, так как признавал себя виновным. 9. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены. а) За заводами кончался город и начиналось море. б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит. в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.

7. Укажите пример с простым союзом.

а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.

б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.

в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.

8. Укажите примеры с составными союзами.

а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.

б) Все расходились, потому что было поздно.

в) Денег ни гроша, зато слава хороша.

г) Он молчал, так как признавал себя виновным.

9. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.

а) За заводами кончался город и начиналось море.

б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.

в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.

10. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного предложения. а) В лесу еще темно, но тропу уже видно. б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов. в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила. г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы. 11. Укажите предложения, где перед союзом и запятая не ставится (знаки не расставлены). а) Слышалась тихая тягучая и заунывная песня. б) Пели соловьи и из полей доносился крик перепелов. в) Вечером зажглись фонари и осветили всю улицу холодным светом. .

10. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного предложения.

а) В лесу еще темно, но тропу уже видно.

б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов.

в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила.

г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы.

11. Укажите предложения, где перед союзом и запятая не ставится (знаки не расставлены).

а) Слышалась тихая тягучая и заунывная песня.

б) Пели соловьи и из полей доносился крик перепелов.

в) Вечером зажглись фонари и осветили всю улицу холодным светом.

.

12. Укажите предложения, где перед союзом и ставится запятая. а) Снег валил долго и беспорядочно и ложился белым непричесанным ковром. б) В траве прыгали кузнечики и копошились муравьи. в) И осины и ольха и березки пока еще голы. г) Коля остановился и ему вдруг вспомнился один случай. 13. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно. а) Птицы ТО(ЖЕ) ведут себя по-разному, когда идет снег. б) Артемке было приятно, что его заметили, в ТО(ЖЕ) время неловко. 14. Укажите предложение с ошибкой в употреблении союзов. а) Хотя мы получаем двойки, то никогда не обижаемся, а стараемся заниматься лучше. б) Я сам, когда был маленький, играл с ребятами. в) Он ходит быстро и легко.

12. Укажите предложения, где перед союзом и ставится запятая.

а) Снег валил долго и беспорядочно и ложился белым непричесанным ковром.

б) В траве прыгали кузнечики и копошились муравьи.

в) И осины и ольха и березки пока еще голы.

г) Коля остановился и ему вдруг вспомнился один случай.

13. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.

а) Птицы ТО(ЖЕ) ведут себя по-разному, когда идет снег.

б) Артемке было приятно, что его заметили, в ТО(ЖЕ) время неловко.

14. Укажите предложение с ошибкой в употреблении союзов.

а) Хотя мы получаем двойки, то никогда не обижаемся, а стараемся заниматься лучше.

б) Я сам, когда был маленький, играл с ребятами.

в) Он ходит быстро и легко.

 Обратите внимание!  1) Не смешивайте союз  чтобы , который пишется слитно, с сочетанием  местоимения что с частицей бы , которые пишутся раздельно (в этом случае частицу бы можно изъять или переместить).  Ср.: Я хочу, чтобы ты сделал это ( чтобы – союз). – Я не знаю, что бы ты мог сделать для меня ( что – местоимение, бы – частица).  2) Не смешивайте соединительные союзы тоже , также ( их можно заменить на союз и ), которые пишутся слитно, с сочетанием местоимений то и так с частицей же , которые пишутся раздельно (в этом случае частицу же можно изъять или переместить).  Ср.: Я не пришёл, он тоже задержался; Я не пришёл, он также задержался (Я не пришёл, и он задержался; тоже, также – союзы). – Он сделал то же , что и я (Он сделал то , что и я; то – местоимение, же – частица).  Сочетание так же всегда пишется раздельно, если далее следует как , ср.: Делай так же, как и я.

Обратите внимание!

1) Не смешивайте союз чтобы , который пишется слитно, с сочетанием местоимения что с частицей бы , которые пишутся раздельно (в этом случае частицу бы можно изъять или переместить).

Ср.: Я хочу, чтобы ты сделал это ( чтобы – союз). – Я не знаю, что бы ты мог сделать для меня ( что – местоимение, бы – частица).

2) Не смешивайте соединительные союзы тоже , также ( их можно заменить на союз и ), которые пишутся слитно, с сочетанием местоимений то и так с частицей же , которые пишутся раздельно (в этом случае частицу же можно изъять или переместить).

Ср.: Я не пришёл, он тоже задержался; Я не пришёл, он также задержался (Я не пришёл, и он задержался; тоже, также – союзы). – Он сделал то же , что и я (Он сделал то , что и я; то – местоимение, же – частица).

Сочетание так же всегда пишется раздельно, если далее следует как , ср.: Делай так же, как и я.

 3) Не смешивайте противительный союз зато  (его можно заменить на союз но ), который пишется слитно, с сочетанием предлога за и местоимения то , которые пишутся раздельно (в этом случае местоимение то можно изъять или заменить на прилагательное или существительное).  Ср.: Дорого, зато мило (Дорого, но мило; зато – союз). – За  то озеро ещё никто не заходил (За озеро ещё никто не заходил; за – предлог, то – местоимение); Мы любим его за то , что он всегда справедлив (Мы любим его за справедливость; за – предлог, то – местоимение).

3) Не смешивайте противительный союз зато (его можно заменить на союз но ), который пишется слитно, с сочетанием предлога за и местоимения то , которые пишутся раздельно (в этом случае местоимение то можно изъять или заменить на прилагательное или существительное).

Ср.: Дорого, зато мило (Дорого, но мило; зато – союз). – За то озеро ещё никто не заходил (За озеро ещё никто не заходил; за – предлог, то – местоимение); Мы любим его за то , что он всегда справедлив (Мы любим его за справедливость; за – предлог, то – местоимение).

 4) Не смешивайте союзы причём, притом (их можно заменить друг на друга или на выражение вместе с тем и ), которые пишутся слитно, с сочетанием предлогов с местоимениями ( при том, при чём ) , которые пишутся раздельно (в этом случае местоимения можно изъять или заменить на прилагательные и существительные).  Ср.: Дело нужное, притом интересное (Дело нужное, причём интересное; Дело нужное, вместе с тем и интересное; притом – союз). – При том институте работают подготовительные курсы (При институте работают подготовительные курсы; при – предлог , том – местоимение).

4) Не смешивайте союзы причём, притом (их можно заменить друг на друга или на выражение вместе с тем и ), которые пишутся слитно, с сочетанием предлогов с местоимениями ( при том, при чём ) , которые пишутся раздельно (в этом случае местоимения можно изъять или заменить на прилагательные и существительные).

Ср.: Дело нужное, притом интересное (Дело нужное, причём интересное; Дело нужное, вместе с тем и интересное; притом – союз). – При том институте работают подготовительные курсы (При институте работают подготовительные курсы; при – предлог , том – местоимение).

5) Не смешивайте союзы потому что , оттого что  (они синонимичны и могут заменять друг друга) с сочетаниями по тому, что; от того, что  (эти сочетания замены не допускают).  Ср.: Мне скучно, потому что все уехали (Мне скучно, оттого что все уехали; потому что – союз). – По тому , что он говорил командиру, можно было судить о положении дел в батальоне (аналогичной замены произведено быть не может; по – предлог, тому – местоимение).

5) Не смешивайте союзы потому что , оттого что (они синонимичны и могут заменять друг друга) с сочетаниями по тому, что; от того, что (эти сочетания замены не допускают).

Ср.: Мне скучно, потому что все уехали (Мне скучно, оттого что все уехали; потому что – союз). – По тому , что он говорил командиру, можно было судить о положении дел в батальоне (аналогичной замены произведено быть не может; по – предлог, тому – местоимение).

 Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.  1. Так (же), как громы, гр..мели боевые орудия. Так (же), как молния, св..ркали огне..ные взрывы. Так (же), как ветры, ворвались ко..ные отряды (Гайдар). 2. Что (бы) рыбку с..есть, надо в воду лезть (пословица). 3. Он непр..ме..но хотел стать г..роем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что (бы) ему ни предложили (Симонов). 4. Василёк во (что) бы (то) ни (стало) хотел рас..казать всё брату (Н. Островский). 5. Всё бел..т..ся Лукерья Львовна, всё то (же) врёт Любовь Петровна, Иван Петрович.. так (же) глуп, Семён Петрович.. так (же) скуп (Пушкин). 6. На то вам и красное лето да..но, что (бы) веч..но любить это скудное поле, что (б) веч..но вам милым казалось оно (Некрасов). 7. Толстый ковёр лежал на полу, стены то (же) были увеш..н..ы коврами (М. Горький ).

Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Так (же), как громы, гр..мели боевые орудия. Так (же), как молния, св..ркали огне..ные взрывы. Так (же), как ветры, ворвались ко..ные отряды (Гайдар). 2. Что (бы) рыбку с..есть, надо в воду лезть (пословица). 3. Он непр..ме..но хотел стать г..роем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что (бы) ему ни предложили (Симонов). 4. Василёк во (что) бы (то) ни (стало) хотел рас..казать всё брату (Н. Островский). 5. Всё бел..т..ся Лукерья Львовна, всё то (же) врёт Любовь Петровна, Иван Петрович.. так (же) глуп, Семён Петрович.. так (же) скуп (Пушкин). 6. На то вам и красное лето да..но, что (бы) веч..но любить это скудное поле, что (б) веч..но вам милым казалось оно (Некрасов). 7. Толстый ковёр лежал на полу, стены то (же) были увеш..н..ы коврами (М. Горький ).

 8. И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни пр..нималась – всё выход..т у неё красиво (Тургенев). 9. Не за (то) волка б..ют, что сер, а за (то), что овцу с..ел (пословица). 10. Я насл..ждался мирно своим трудом, успехом, славой, так (же) трудами и успехами друзей (Пушкин). 11. Так (же) по утрам над Ближними Мельницами стонал от гудков воздух, но был он уже не холодный и тума..ный, а яркий, светоносный (Катаев). 12. Собаки др..мали, лошади при чуть бре..ж..щ..м, слабо л..ющ..мся свете звёзд то (же) лежали (Чехов). 13. Лошадь не могла сдвинуть воз, по (тому) что заднее колесо соск..чило (Л. Толстой). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижн..я часть ствола обг..рела, я разгадал происх..ждение ямы (Пришвин). 15. По (тому), как, поб..гровев, засв..тились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что подн..лось со..нце (Б. Полевой). 16. По окончани.. митинга народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался (Катаев).

8. И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни пр..нималась – всё выход..т у неё красиво (Тургенев). 9. Не за (то) волка б..ют, что сер, а за (то), что овцу с..ел (пословица). 10. Я насл..ждался мирно своим трудом, успехом, славой, так (же) трудами и успехами друзей (Пушкин). 11. Так (же) по утрам над Ближними Мельницами стонал от гудков воздух, но был он уже не холодный и тума..ный, а яркий, светоносный (Катаев). 12. Собаки др..мали, лошади при чуть бре..ж..щ..м, слабо л..ющ..мся свете звёзд то (же) лежали (Чехов). 13. Лошадь не могла сдвинуть воз, по (тому) что заднее колесо соск..чило (Л. Толстой). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижн..я часть ствола обг..рела, я разгадал происх..ждение ямы (Пришвин). 15. По (тому), как, поб..гровев, засв..тились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что подн..лось со..нце (Б. Полевой). 16. По окончани.. митинга народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался (Катаев).

 17. Труд необходим человеку так (же), как пища, он должен быть р..гулярным, сист..матическим (Сухомлинский). 18. Я думал так (же) и о том человеке, в ч..их руках находилась моя судьба (Пушкин). 19. Хотелось бы, что (бы) счаст..е пр..шло, как заслуга (Пришвин). 20. Человеку надо жить, работать и относит..ся к людям так, что (бы) чес..но заслужить настоящую славу (Кассиль). 21. Я склонился к реке, но и там, в эт..й тёмн..й, холодн..й глубине, то (же) к..лыхались, дрожали звёзды (Тургенев). 22. Вот, (на) пример, я давеча (на) счёт бунтов говорил, что нельзя назвать бунтовщиками кр..ст..ян за (то) только, что они хлеб по шести гривен о..дать не согл..шались! (Салтыков-Щедрин). 23. Мне стало грус..но и досадно не (по) тому, что гу..ны вым..рли, а (от) того, что смысл слова, которое меня так долго муч..ло, ок..зался столь простым (М. Горький). 24. (По) тому, что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фадеев). 25. К..мета Галлея и какая (то) другая к..мета с яд..витым хвостом то (же) вд..хновили Блока, по (тому) что и они были «гибельны» (Чуковский).

17. Труд необходим человеку так (же), как пища, он должен быть р..гулярным, сист..матическим (Сухомлинский). 18. Я думал так (же) и о том человеке, в ч..их руках находилась моя судьба (Пушкин). 19. Хотелось бы, что (бы) счаст..е пр..шло, как заслуга (Пришвин). 20. Человеку надо жить, работать и относит..ся к людям так, что (бы) чес..но заслужить настоящую славу (Кассиль). 21. Я склонился к реке, но и там, в эт..й тёмн..й, холодн..й глубине, то (же) к..лыхались, дрожали звёзды (Тургенев). 22. Вот, (на) пример, я давеча (на) счёт бунтов говорил, что нельзя назвать бунтовщиками кр..ст..ян за (то) только, что они хлеб по шести гривен о..дать не согл..шались! (Салтыков-Щедрин). 23. Мне стало грус..но и досадно не (по) тому, что гу..ны вым..рли, а (от) того, что смысл слова, которое меня так долго муч..ло, ок..зался столь простым (М. Горький). 24. (По) тому, что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фадеев). 25. К..мета Галлея и какая (то) другая к..мета с яд..витым хвостом то (же) вд..хновили Блока, по (тому) что и они были «гибельны» (Чуковский).

 26. В ст..роне от села небо чуть осв..тилось, под тучами заиграли (бледно) голубые з..рницы – (не) то загорелось что (то), (не) то немцы нервн..чали, догадываясь, что этой ноч..ю вокруг них смыкает..ся кольцо, и опять стали пускать р..кеты (Овечкин). 27. (На) пример, он пиш..т о небрежности языка литератора, (при) чём оказывает..ся, что он неспособен отл..чить небрежность автора от небрежности ко..ректора (М. Горький). 28. Я думаю, что име..но ф..нтазия, «выдумка» создала и восп..тала (то) же одно из уд..вительных кач..ств человека – интуицию, (то) есть «домысел» (М. Горький). 29. Нельзя представить, что (бы) читатель см..ялся над фел..етоном от первой до последн..й строч..ки (М. Кольцов). 30. Быстро ст..мнело, так (что) (н..) чего уже нельзя было уже ра..смотреть н.. у себя под ногами, н.. (в) переди, н.. (с) зади (Фадеев). 31. Голубые глаза его сл..гка потускнели, (в) следстви.. старч..ской слезы, но смотрели (по) прежнему благ..душно, (как) бу..то говорили: (за) чем тебе в душу мою заб..рат..ся? Я и без того весь тут (Салтыков-Щедрин).

26. В ст..роне от села небо чуть осв..тилось, под тучами заиграли (бледно) голубые з..рницы – (не) то загорелось что (то), (не) то немцы нервн..чали, догадываясь, что этой ноч..ю вокруг них смыкает..ся кольцо, и опять стали пускать р..кеты (Овечкин). 27. (На) пример, он пиш..т о небрежности языка литератора, (при) чём оказывает..ся, что он неспособен отл..чить небрежность автора от небрежности ко..ректора (М. Горький). 28. Я думаю, что име..но ф..нтазия, «выдумка» создала и восп..тала (то) же одно из уд..вительных кач..ств человека – интуицию, (то) есть «домысел» (М. Горький). 29. Нельзя представить, что (бы) читатель см..ялся над фел..етоном от первой до последн..й строч..ки (М. Кольцов). 30. Быстро ст..мнело, так (что) (н..) чего уже нельзя было уже ра..смотреть н.. у себя под ногами, н.. (в) переди, н.. (с) зади (Фадеев). 31. Голубые глаза его сл..гка потускнели, (в) следстви.. старч..ской слезы, но смотрели (по) прежнему благ..душно, (как) бу..то говорили: (за) чем тебе в душу мою заб..рат..ся? Я и без того весь тут (Салтыков-Щедрин).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!