Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»
Цели урока:
Дидактические : обобщить и систематизировать знания учащихся о химических реакциях и закономерностях их протекания ,
усовершенствовать навыки составления уравнений химических реакций ,простейших окислительно- восстановительных реакций , термохимических уравнений
- развивающие : развивать умения анализировать, сравнивать , обобщать логически рассуждать, делать выводы, способствовать формированию социальной, познавательной , коммуникативной , информационной компетентностей
- воспитательные: продолжить формирование положительной мотивации к изучению курса химии , способствовать формированию умения оценивать свою работу , отстаивать свою точку зрения , презентовать результаты своей работы воспитывать ответственность ,чувство взаимоподдержки и коллективизма
То ,что дети могут сделать сегодня вместе,-
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно
Л.С.Выготский
Классификация химических реакций
- количество и состав реагентов и продуктов реакции ;
- тепловой эффект реакции ;
- наличие или отсутствие катализатора ;
- изменение степени окисления элементов ;
- обратимость .
Из предложенных формул веществ составить как можно больше уравнений химических реакций разных типов .
Н2О ; О2; Н2; Mg ; MgO ; Mg ( OH )2 ; НС l ; MgCl 2 ; NaOH ; NaCl .
Вычисления по термохимическим уравнениям .
1.По термохимическому уравнению рассчитайте , сколько теплоты выделится при сгорании 4 г. кальция .
2Ca + O2 = 2CaO ; ΔH = -1274 кДж
2.Вычислить массу кальций гидроксида , который образуется по уравнению реакции
CaO + H2O = Ca(OH)2 ; ΔH = -65 кДж
если выделяется 325 кДж теплоты .
3.При сгорании 0,4 моль фосфора выделяется 301 кДж теплоты . Составить термохимическое уравнение реакции .
4.Термохимическое уравнение реакции окисления азота
N 2 + O 2 = 2 NO ; ΔH = + 180,7 кДж
Сколько теплоты поглотится при образовании 1, 12 л NO ( при н.у.)
Расположить явления по увеличению скорости химических реакций
а) образование силикатов в природных условиях ;
б) горение бруска древесины ;
в) процесс коррозии металлов ;
г) взрыв метана .
Вопросы группам
1.Объяснить наблюдаемое явление .
2.Составить уравнение химической реакции .
3.Как доказать , что выделяющийся газ –кислород.
4. Известно ,что в любом живом организме постоянно происходят тысячи реакций , для протекания каждой из которых необходимы определенные значения температуры и давления .Но в организме эти параметры постоянны. Поясните , почему реакции в живых организмах происходят с высокой скоростью .
ВОПРОСЫ
1.Реакция 2 С u О = 2 С u + О2 является реакцией разложения ?
2.Схема А + ВС → В + АС соответствует реакции обмена ?
3.Восстановление –процесс присоединения электронов ?
4.Реакция 2 H 2 + O 2 = 2 H 2 O является окислительно-восстановительной ?
5.В реакции 2 Zn + O 2 = 2 ZnO кислород является восстановителем ?
6.Скорость химической реакции не зависит от природы реагирующих веществ ?
7.Катализатор расходуется во время химической реакции ?
8.Реакция CaCO 3 = CaO + CO 2 ; ΔH ˃0 является эндотермической ?
9.Увеличение температуры не влияет на скорость химической реакции ?
10.Окислитель – это атом , молекула или ион, который принимает электроны ?
Ответы :
1.да 6.нет
2.нет 7.нет
3.да 8.да
4.да 9.нет
5.нет 10.да
Рефлексия
1.Я узнал много нового материала
2.Мне это пригодится в жизни
3.На все возникшие вопросы я получил ответы
4.На уроке я поработал добросовестно
Домашнее задание.
1. Повторить §§11- 15.
2 .. Фотосинтез –один из важнейших окислительно-восстановительных процессов , происходящих в природе .
1 уровень. Составить уравнение химической реакции
II уровень. Классифицировать реакцию по тепловому эффекту .
III уровень . Определить окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления .