ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
в конструктивных искусствах
Автор : Уласень А.Ф., учитель изобразительного искусства, г. Смоленск
«Композиция» (от лат. сompositio ) обозначает сочинение, составление, расположение. Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.
В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия – в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм – в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.
Композиционный центр
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время как геометрический центр один.
Казимир Малевич. Черный квадрат
Композиционный центр может быть выделен: * контрастом света и тени, * контрастом цвета, * размером, * формой.
Выделение
размером
Выделение
цветом
Выделение
освещенностью
Выделение
формой
Казимир Малевич. Дама у афишного плаката
Замкнутая композиция
Открытая композиция
Графика Казимира Малевича
Статичная композиция Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.
Движение в композиции
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1916
Где встречается ритм?
В ТАНЦЕ
В МУЗЫКЕ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом.
Птичка летит
Птичка прилетела
Движение можно замедлить или ускорить. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо
РИТМ В КОМПОЗИЦИИ
Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов.
Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Казимир Малевич. Спортсмены. Супрематизм в контуре «Спортсменов». 1930–1931
Равновесие
Слева и справа на весах на одинаковом
расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.
Асимметрия
Один из объектов больше.
Можно уравновесить эти объек-ты, добавив в композицию что-нибудь в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится.
Добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру.
Графика Казимира Малевича
Виды композиций
Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент .
- Акцент в композиции можно изобразить:
- Изменив форму объекта
- Изменив цвет объекта
- Изменив размер объекта
Графика Казимира Малевича
Источник
http://ru.wikipedia.org/wiki/Композиция
http://drawmanga.ru/tutors-misc/composition.shtm
http://artbelova.ru/composition.html
http://artwwworld.org.ua/Teorija_i_praktika/Kompozicija/Tipy_kompozicii/Simmetrichnaja_i_asimmetrichnaja_kompozicija/
http://rukodelkino.com/solomka/applikaciya-solomkoi/applikaciya-geometrik/616-osevye-i-centralno-simmetrichnye-ornamenty.html
http://kistochca.ru/dinamichnaya-kompoziciya/
http://www.narodko.ru/article/bati/ro/ctatika_i_dinamika_v_kompozicii.htm
http://creazon.ru/urok/ritm-composition.html
http://art-exercises.ru/uroki_kompozicii/ritm/