Сопроводительная записка.
Тема презентации: Информационное общество и его информационные ресурсы.
Цель: ознакомить учащихся:
Задачи:
Требования к уровню подготовки учащихся:
-
Иметь представление о становлении информационной цивилизации.
-
Знать основные типы информационных ресурсов общества.
-
Уметь определять тип информационного ресурса в зависимости от технологии его создания и размещения
Структура презентации.
Вводная часть. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, продажей и обменом информацией (Википедия).
Добавить:
-
В котором формируется информационное единство цивилизации
-
Реализуется свободный доступ к информации
-
Обеспечиваются гуманистические принципы управления обществом, основанные на прозрачности власти, всеобщем доступе к информации (Слайд 2)
Под инфо рмационной цивилизацией понимают состояние общества, в котором главенствующее место занимают информация, управление и организация.
Основная часть.Разгадай «информационный» кроссворд и в выделенных клетках ты прочитаешь слово. (Слайд 4)
Загаданное слово ресурс. Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас,источник чего-нибудь. Любое государство,общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Информационные ресурсы – это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», от 25.01.1995 На рисунке представлены наиболее распространенные основные виды ресурсов.Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. В федеральном законе «Об информации,информатизации и защите информации», который был принят в России 25 января 1995 года, дано следующее определение понятия информационные ресурсы:
ИРО – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах(библиотеках, архивах, фондах, банках данных,других информационных системах).
Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства – новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества,включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.
Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного,после использования исчезает (сожженное топливо,израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается«несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.
Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний,хотя и весьма важную, но далеко не единственную.Можно определить информационные ресурсы следующим образом: «Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,–такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики. При этом будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства.Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний,которая еще не отделена от их живых носителей –членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей.
Между информационными ресурсами и всякими иными существует важное различие: всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает (например, иссякают нефтяные месторождения, расходуются финансовые ресурсы). Информационным ресурсом можно пользоваться многократно. (Слайд 5)
Информационные ресурсы:
-
Накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования
-
Компьютерные и информационные технологии, сети, СМИ, справочно-поисковые системы, библиотеки, информационные системы, система образования
-
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) (Слайд 6).
Примеры информационных ресурсов. (Слайд 7)
Информационные ресурсы являются стратегическими наряду с традиционными. (Слайд 8)
Виды национальных информационных ресурсов (Слайд 9)
Знаете ли вы? (Слайд 11)
Категории доступа к информационным ресурсам (Слайды 12-15)
Заключение.
Вопросы для закрепления:
- Что называется ресурсом?
- Перечислить традиционные виды общественных ресурсов.
- Что называется информационными ресурсами?
- Примеры информационных ресурсов.
- Различие между традиционными ресурсами и информационными.
- Что можно положить в основу классификации информационных ресурсов?
- Что запрещено относить к информационным ресурсам с ограниченным доступом?
- Перечислить национальные информационные ресурсы.
Практическая работа.
Внимательно изучите источники. Составьте классификацию национальных информационных ресурсов на основании использования ИКТ. Представьте классификацию в виде схемы. (Слайды 17-18)
Источники: (Слайды19-20)
Источники: