Диагностика процесса и результатов обучения Составитель презентации: Демельханова Заира Увайсовна
-Почему такой распространённой является ситуация, когда ученик при переходе из одной школы в другую начинает получать совершенно другие отметки по сравнению с теми, что у него были в прежней школе, несмотря на существование в стране единых образовательных стандартов?
- -Как можно объяснить тот факт, что ежегодно за последние 5 лет 60-62% выпускников-медалистов страны не потверждают свои отличные знания при поступлении в вузы?
- -Почему по данным исследований экспертов ЮНЕСКО, проводимых по одному перечню заданий в разных странах мира, по качеству знаний российские школьники занимают только 45-48 места?
В состав диагностики входят:
1. Проверка- процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии.
2 .Контроль -- операция сопоставления сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
3 . Учет- фиксирование и привидение в систему показателей проверки и контроля
4. Оценка - качественный и количественный анализ результатов обучения учащегося
5. Отметка – определение балла или ранга по официальной принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности
Обратная связь - информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом
Диагностика – это точное определение результатов дидактического контроля
Проверка результатов обучения рассматривается в следующих сферах:
Каждая из них выявляет следующие цели:
- -- В когнитивной сфере выявляется уровень овладения знаниями в соответствии с целями обучения
- -- В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях
- --В социальной сфере диагностируется степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание
- Функции проверки и оценки результатов обучения
- Образовательная
- Стимулирующая
- Аналитико-корректирующая
- Воспитывающая
- Контрольная
- 1. Образовательная ф-я – способствует научению, исправлению ошибок, а также помогает проинструктировать в дальнейшем продвижении
- 2.Стимулирующая ф-я – призвана обеспечить , чтобы контроль вдохновлял ученика в достижении поставленных целей
- 3. Аналитико-корректирующая ф-я – связана с педагогической рефлексией учителя, совершенствованием планирования и организации обучения
- 4. Воспитывающая и развивающая ф-ии – связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности и других социально ценных способностей и черт характера
5. Контрольная ф-я –
обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам
Виды контроля и оценки
- Предварительный (входной)
- Текущий
- Периодический
- Итоговый
Виды контроля и оценки
- 1.Предваряющий к-ль – используется при выявлении уровня знаний и развития учащихся вновь скомплектованных классов, перед изучением нового раздела
- 2.Текущий к-ль – осуществляется в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы, проводится в процессе изучения темы. Является элементом многих уроков
- 3 . Периодический к-ль – в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирований после изучения крупной темы, раздела.
- 4.Итоговый к-ль – проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр и т.д.)
Требования к оценке знаний
- ОБЪЕКТИВНОСТЬ
- СУБЪЕКТИВНОСТЬ
- СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
- ОТКРЫТОСТЬ (ГЛАСНОСТЬ)
Требования к оценке знаний:
ОБЪЕКТИВНОСТЬ - оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке
- СУБЪЕКТИВНОСТЬ - гуманистический подход, учет реальных возможностей, здоровья учащихся, стимулирующий эффект оценивания.
- СИСТЕМАТИЧНОСТЬ – зависит от возраста учащихся.
- ОТКРЫТОСТЬ (ГЛАСНОСТЬ)– обоснованность оценки и выставленной отметки
- ДЕЙСТВЕННОСТЬ – советы, указания.
В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:
-направленность оценки исключительно на внешний контроль -преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Изучение процесса оценивания деятельности учащихся выявило следующие проблемы:
* Отметки зависят от отношения учителя к ученику.
* Жесткость оценки . Учителя занижают оценки учащихся, у них трудно получить высокие оценки и отметки. В оценках преобладают негативные моменты.
*Ошибки великодушия . Педагоги завышают оценки.
*Ошибки центральной тенденции . Педагог не решается ставить крайних отметок, особенно учащимся, которых не совсем хорошо знает. Отметки выставляются в диапазоне три-четыре. Не используется вся шкала отметок.
* Логические ошибки . Преподаватель оценивает ответ в соответствии со своей логикой.
* Отсроченность отметки . Отметки выставляются в дневник отсрочено. Это может быть в конце недели или даже через месяц. Таким образом, дневник превращается в «кладбище отметок»
* Объявление оценок . Объявление отрицательных отметок пред всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение к учебе
*«Счетоводный подход ». Отметка выставляется в зависимости от того, сколько заданий из заданного количества выполнил ученик. «Счетоводный путь» приводит к игнорированию продвижения школьников и его достижений относительно прежнего уровня.
* Среднеарифметический подход .
Какие результаты учащихся должны оцениваться в соответствии с требованиями ФГОС ?
Комплексная оценка достижений ученика
Результат обучения
Вопрос для анализа
Какой прогресс наблюдается в личностных результатах
Появилось ли умение ставить цели личностного развития?
Возросла ли способность к саморефлексии?
В материалах этого раздела явно преобладают оценки
Каковы метапредметные результаты?
Сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат?
Умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?
Умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?
Каковы предметные результаты?
Освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?
Как выставлять оценки за четверть
Методические рекомендации на основании документов МинОбра. . При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка.
- При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое. Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.
- Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу.
- Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.
- Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок. Если вам известно, что устные ответы школьника всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним. Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. Это поможет более объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания, учитывая уровень его коммуникативных способностей.
Оценка и отметка
- отметки учащихся фиксируются в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях , а также в личной документации учащихся . Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта.
- Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной . Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий.Этой задачи отметка не решает. Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
Диагностика Обучаемости
Основные показатели развития обучаемости:
- Тезаурус - формы знания, которые ученик может использовать в своей деятельности;
- Потенциальные возможности обучаемого ;
- Темп продвижения в освоении материала
- ( умение выделить и освоить опорные факты, понятия и т.д.)
Высокий уровень обучаемости при низких показателях обученности свидетельствуют о серьёзных недоработках в организации обучения. Если уровень обученности и обучаемости высок, наблюдается оптимальный вариант успешности обучения. Только повысив обучаемость, можно добиться стойких успехов в обученности. Невысокий уровень обучаемости, сочетающийся с низким уровнем обученности, определяется как неуспеваемость. Различают кратковременную и устойчивую неуспеваемость
Причины неуспеваемости
- 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ – неблагополучие в семье, отсутствие должной заботы о ребенке, алкоголизм, педагогическая несостоятельность семьи, низкий уровень материального благосостояния, отрицательное влияние среды.
- 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА – наследственные заболевания, травмы, низкий уровень задатков, аномалии развития, приобретенные заболевания
- 3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЛИ ДИДАКТОГЕННЫЕ – в следствии формализма, усредненного подхода, грубых педагогических ошибок .
Задание 5 (10 мин) «Толстый» «тонкий» вопрос
- -Сформулируйте по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.
- - «тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
- - «толстый» вопрос предполагает ответ развернутый.
Задание 6 (3мин) «Три предложения»
- -Передайте содержание нашей сегодняшней темы тремя предложениями.
Диагностический тест (10 мин)
- Ф.И.___________________________________________ школа_____________________
- 1.Что такое педагогическая диагностика?
- 2.Назовите цели каждой из функций проверки и оценки результатов обучения:
- 1.образовательной 2. стимулирующей 3.аналитико-корректирующей 4.воспитывающей и развивающей
- 5.контрольной
- 4.Какие действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения?
- 5.Чем оценка отличается от отметки?
- 6.Назовите требования, предъявляемые к оценке знаний.
- 7.Перечислите причины неуспеваемости учащегося _
- 8.Какую роль играет обратная связь в процессе обучения
Рефлексия по занятию.
- Узнали, что..
- Поняли…
- Не поняли…
- Требуются пояснения…
Благодарю за внимание