Звуки и буквы
А начнём мы с тобой изучение темы... со сказки. Читай внимательно, рассматривай рисунки — и тема «Звуки и буквы» покорится тебе без труда!
Давно это было. Жил в одной деревне старик. По вечерам к его домику бежали ребятишки. Оказывается, любили детишки сказки слушать, а лучшего рассказчика было не сыскать!
А старик и рад: жил один, скучно ему было, а с детьми поговорит — всё веселей на душе! Так и прозвали старика — Сказочник.
Бывало, соберутся ребятишки на лавочках возле хатки и просят:
- Расскажи новую сказку, расскажи!
- Да о чём же рассказать? Про Серого Волка сказывал, про Ивана-Царевича знаете...
Призадумался Сказочник.
- А расскажу-ка я вам историю, которая со мной приключилась, когда я ещё школьником был! Было это так...
Знакомство с феей Фонетикой
Не спалось мне как-то ночью. Казалось, в потолке дырку своим взглядом сделаю. И вдруг прямо сверху спускаются ко мне две незнакомки! Я испугался, лежу — дрожу...
А одна и говорит мне нежным голосом:
- Не бойся, мальчик! Гостей принимай! Знаем мы, что в школе ты изучаешь тему «Звуки и буквы». Вот и решили помочь лично. Разреши представиться!
- Фея... как? — спросил я дрожащим голосом.
- Фея Фонетика! Тебе известны слова:
микроФОН (прибор для усиления громкости речи и пения),
телеФОН (прибор для передачи звуков речи на расстоянии),
домоФОН (прибор для связи с жильцами, находящийся при входе в подъезд)?
Заметил, что в каждом слове есть одинаковая часть — ФОН?
Переводится с греческого «фон» — «звук».
Все эти слова связаны со звуками. А я как раз ими и повелеваю!
Вот поэтому моё имя — ФОНетика.
- Получается, Вы — повелительница звуков? — уже смелее спросил я.
- Совершенно верно! — продолжила Фонетика. — Но не все звуки мне подвластны.
Шум моря, звуки пения птиц, скрип двери — здесь вступает в права другая фея!
А я повелеваю лишь звуками человеческой речи! Ведь именно из них «складываются» слова!
В организме человека работает целая «фабрика» по производству звуков.
Это нос, рот, губы, зубы, язык, гортань, лёгкие.
А уши — как стражники, они проверяют, правильно ли произнесены звуки или нет!
- Фея Фонетика, а почему Вы держите попугая? И... и уши у Вас такие необычные?!
- Попугай — мой маленький друг! Он напоминают всем, что звуки мы произносим (совсем, как разговорчивый попугай!) и слышим (вот почему у меня такие большие уши!).
- Звуков всего 42: 36 согласных и 6 гласных.
Легко запомнить: у человека нормальная температура +36 и 6.
Смотри на градусник и вспоминай звуки: 36 согласных и 6 гласных!
- Звуки — невидимки, их увидеть невозможно. — продолжила фея Фонетика. — Но... у каждого есть домик, где можно отдохнуть до тех пор, пока человек не произнесёт какой-либо звук. Тогда он быстро застилает свою постель и вылетает на работу — петь песню, рассказывать стихотворение или просто разговаривать!
- Значит, в Вашей стране 42 домика? — догадался я. — А можно хоть один увидеть?
- Звуки-невидимки, и их домики тоже. Но... на то я и фея, чтобы невидимое превращать в видимое! Нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!»
- Раз, два, три! Транс...транс — произнёс я. — Как там дальше?
- Да, заклинание непростое! Чтобы его произнести, нужно войти в волшебный ТРАНС, и тогда дверь фонетического домика со СКРИПом раскроется! Толко всё это нужно делать в совершенной тишине, поэтому тише! Ц! И я тебе помогу!
- Я понял! Понял! Сначала ТРАНС, потом сКРИП, тише - Ц, И Я выучил это слово! ТРАНСКРИПЦИЯ!!!
Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!
Тут дверь со скрипом распахнулась, и возник вот такой домик!
- Посмотри, — произнесла Фонетика, — в окошко видно, как звук отдыхает в кроватке, спит на мягкой подушке , поэтому произносится мягко. Представь, что ты лежишь на мягкой зелёной травке. Вот поэтому и домик зелёный!
Людям некогда рисовать звуковые домики и подушки для мягких звуков, поэтому они договорились обозначать их так: [ '].
Квадратные скобки назвали транскрипционными, а вместо подушки пишут апостроф ' — он очень похож на подушку-запятую для мягких звуков, правда?
- Фея Фонетика, значит, мягкий звук, который спит в домике, можно обозначить так: [л']? Правильно?
- Совершенно верно! Ты быстро учишься! — ответила Фонетика.
- А как же обозначают твёрдые звуки? Что им под голову кладут?
- Твёрдые звуки спят без подушки! Посмотри на их домик! В окошко всё видно!
- Фея Фонетика, а почему домик синий? И льдом покрыт?
- Представь лёд! Он твёрдый, как и твёрдый звук! А если ты когда-нибудь катался на коньках по речному льду, то наверняка замечал, что он синий! Вот и домик твёрдого согласного синий, как твёрдый речной лёд!
- Фея Фонетика, можно я попробую обозначить твёрдый звук в транскрипционных скобках?
- Конечно, действуй!
- [Л] Правильно?
- Почти верно... В транскрипции нет заглавных — они просто в звуковой домик не поместятся! Помнишь, как огромный медведь теремок развалил? Мы не хотим никаких разрушений!
- Сейчас исправлюсь! — сказал я. — Вот так правильно — [л]?
- Вот это молодец!
- Фея Фонетика, а домики гласных красного цвета?
- Да, верно! Получается, как в песенке: гласные-красные! И обозначаются, как и согласные звуки — в квадратных скобках.
- Фея Фонетика, вот так — [а]?
- Молодчина! Но не все гласные буквы можно записывать в квадратных скобках. Но... об этом ты узнаешь чуть позже.
Фея Фонетика улыбнулась и произнесла:
- Итак, мой юный друг, запомни правило:
Звуки мы слышим и произносим. Их в русском языке 42: 36 согласных и 6 гласных. Чтобы обозначить звуки, используют квадратные скобки. Запись [л] показывает, что этот звук — твёрдый согласный. Запись[л'] означает, что перед нами мягкий согласный.
Чтобы ты это не забыл, я оставлю на память фотографию:
- Фея Фонетика, а почему домика гласных не видно?
- Мой друг, это же фотография, на ней видна лишь часть домиков моей страны!
- Понятно! Спасибо Вам!
- Хотите увидеть волшебное фото, которое мне оставила фея Фонетика, ребята? — спросил Сказочник.
Конечно, всем было любопытно посмотреть.
Сказочник показал фотографию ребятам и задал несколько вопросов:
- Почему в слове «фонетика» подчёркнуто ФОН?
- При чём тут термометр?
- Почему Фея Фонетика путешествует с попугаем?
- При чём здесь домики?
- Чем отличаются домики, изображённые на фото?
А ты сможешь на них ответить?
Как только фея Фонетика протянула мне на память фотографию, из тени комнаты вышла ещё одна прекрасная незнакомка. Я ждал, что она тоже расскажет о себе, но... ничего подобного не произошло! Девушка кивнула мне головой, будто поздоровалась, и... тут перо в её руке ожило и прямо в воздухе появилось:
- Здравствуйте, фея Графика! — поприветствовал я незнакомку. — А что означает «Графика»? Это слово тоже греческое?
Тут же перо начало своё движение, и появилось пояснение:
- «Графика» от греческого grapho — «пишу».
- Так вот почему у Вас есть волшебное перо! Вы всё время что-то пишете! О! Я понял, почему Вас окружает облако из букв русского алфавита! Вы — повелительница букв?!
Перо вновь заплясало в воздухе:
- Совершенно верно! Вот почему у меня рот сжат, словно ниточка — не могу я произносить звуки! А вот буквы выводить — моё самое любимое занятие! А про волшебное перо ты точно заметил! Это сейчас придумали ручки, а раньше писали перьями. Брали их, как правило, у гусей. Затачивали определённым образом — и готово! Можно буквы выводить! Посмотри на мою кожу. Как ты думаешь, почему она такая тёмная?
- Не знаю... И волосы чёрные...
Тогда фея Графика пояснила:
- Посмотри, у меня есть волшебная чернильница, без которой я ничего не смогла бы написать! Сейчас есть ручки с чёрной, синей, жёлтой, зелёной, красной пастой. Даже перламутровую и блестящую можно найти! Но слово «чернила» в русском языке произошло от «чёрный» не случайно. Первые самые распространённые чернила были из сажи. А сажа какого цвета?
- Понял, я понял! Чёрного! Вот почему у Вас, уважаемая фея Графика, и кожа, и волосы тёмные! А почему Вы с филином путешествуете?
- О, это мудрая птица охраняет чернила и смотрит внимательно, чтобы в написании букв не закралась ошибка!
- Вот почему у него глаза такие большие! Ошибки высматривает!
-Да, всё верно! — перо Графики опять танцевало в воздухе. — А я, к сожалению, так напрягала глаза, что зрение ухудшилось. Теперь вынуждена ходить в очках!
- Фея Графика, можно мне уточнить? Получается, что Вы — повелительница букв! Буквы мы пишем (вот поэтому вы с пером) и видим (об этом напоминает филин, который своими большими глазами высматривает ошибки в написании букв)!
- Да-да, молодчина, всё верно ты понял! А вот букв у меня 33:
10 гласных (вспомни, сколько пальчиков у тебя на двух руках),
2 вообще знаки (самая плохая оценка в школе!) — ъ твёрдый и ь мягкий, сколько же получается согласных? Сможешь посчитать?
- Получается 21?!
- Совершенно верно!
- Как странно... А фея Фонетика говорила, что согласных 36, а гласных 6... Я это хорошо запомнил — представляю нормальную температуру тела человека 36 и 6! Очень странно!
- Мой юный друг! Фея Фонетика говорила о ЗВУКАХ! Их действительно 42: 36 согласных и 6 гласных.
А я тебе пишу о БУКВАХ, вот их-то как раз 33: 10 букв, обозначающих гласные звуки, 2 знака (ъ, ь), 21 буква, обозначающая согласные звуки!
Итак, запомни правило:
Буквы мы пишем и видим. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки, 2 знака (ъ, ь) и 21 буква, обозначающая согласные звуки.
- А буквы где живут, тоже в фонетических домиках?
- Буквы живут в большом доме «Буквинске».
- Ой, а как туда попасть???
- Стоит произнести слова: «Раз, два, три... Графика, «Буквинск» покажи!» Но сегодня я могу тебя перенести туда лишь на несколько секунд — только взглянуть на их дом одним глазком! А если захочешь продолжения — в следующий раз проведу экскурсию по каждому этажу! Договорились?
- Волшебные слова помогут?
- Обязательно! Запомнил их? Произноси!
- Раз, два, три... Графика, «Буквинск» покажи!
Тут случилось нечто невероятное! Меня подхватил волшебный вихрь, и... я оказался на поляне перед домом , на котором было написано «БУКВИНСК».
Я ещё никогда в жизни не видел так много малюсеньких буквят! У них одежда была разная: и красная, и синяя, и зелёная, и сине-зелёная, и даже красно-зелёная! Вот как буквы одеваются! В окошке я заметил четырёхголового Змея Горыныча! А на стене домика виднелись какие-то знаки: скрипичный ключ, колокольчик, наушники, рыбка.
- Фея Графика, напиши, пожалуйста, о жизни буквят! Очень интересно!
- Я обещала показать тебе «Буквинск» лишь на мгновенье. Если захочешь, скажешь завтра волшебные слова, и наше путешествие продолжится!
- Ух, конечно, захочу!
- А сейчас приготовься к обратному пути.
Опять налетел волшебный вихрь, и... я очутился в своей кровати. Светило яркое солнышко, а на тумбочке лежало ещё одно фото. Вот оно:
Я решил из двух фотографий сделать картину: так никогда не перепутаю звуки и буквы! Вот что висит теперь над столом в моей комнате:
Сказочник замолчал.
По фотографии он задал несколько вопросов:
- Чем отличаются буквы от звуков русского языка?
- Почему у Графики тёмные волосы?
- При чём здесь чернильница и перо?
- Почему фея Графика путешествует с филином?
- При чём тут ладошки и два пальчика?
- Почему за Графикой облако из русского алфавита?
Дети с радостью ответили на все вопросы! А ты сможешь это сделать?
Ребятишки побежали домой, а Сказочник только улыбался им вслед. До завтрашнего вечера нужно было придумать продолжение истории, не мог же он подвести ребят! И продолжение обязательно будет!