Изображение фигуры человека в истории искусства
Изображение человека в первобытном искусстве
«Палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки, являются самыми древними скульптурными изображениями. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и грудь, отсутствие ступней ног и черт лица. Задача первобытного скульптора заключалась в создании некоего обобщенного образа женщины – матери, символа плодородия и хранительницы очага.
Изображение человека в первобытном искусстве
Наскальные рисунки Бушменов
Наскальные рисунки, найденные во Франции (возраст – 37 тысяч лет)
Пиктографическая композиция из четырех мизансцен (эпоха неолита - III тыс. до н.э.).
Основная идея древнеегипетского искусства
Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни. Мысль о сохранении тела для будущей жизни привела к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшей через всю египетскую культуру.
Что такое «канон»?
Канон – это свод правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве, сложившиеся в процессе художественной практики.
Смысл: канон являлся для египтян выражением божественного порядка.
Слово «художник» имело значение «творящий жизнь».
Египетский канон
Египетский канон можно назвать «космическим» в отличие от антропоморфного (человекоподобного) канона древних греков, которые образы богов приводили к человеческому подобию. Египтяне же человеческие образы возвышали до образа богов.
Канон в изображении человека
Фигура человека (за редким исключением) всегда изображалась целиком
Каждая часть тела прорисовывалась в таком положении, в котором она могла быть воспринята легче всего, наиболее чётко:
Лицо – в профиль
Плечи – в фас
Глаза – в фас
Торс – в ¾
Стопы – в профиль
Руки – обе правые или обе левые
Размер фигуры определялся по социальному положению: фигура фараона изображалась в несколько раз больше фигур приближённых или рабов.
Фигура взрослого и ребёнка отличались не пропорциями, а размерами.
Палетка Нармера
Золотое сечение в искусстве Египта
Канон в изображении человека
Цвет в древнеегипетском искусстве
Танцовщица. 12 в. до н.э.
- Мужская фигура изображалась тёмно-красной с чёрной обводкой
- Женская фигура изображалась бледно-жёлтой с красной обводкой
- Волосы изображались чёрными
- Одежда - белой
Нанесение рисунка
Богиня Исида ведет царицу Нефретаре в гробницу. 2 тыс. до н.э.
Предварительный рисунок наносили углем по сетке, которую наносили с помощью красной краски и верёвки. Сетка потом закрашивалась.
Скульптура
Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек.
Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо больше, чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу.
Погребальная маска фараона Тутанхамона
2 тыс. до н.э.
Скульптура
Статуэтка писца Каи .
3 тыс. до н.э.
Принц Рахотеп с супругой
принцессой Неферт.
3 тыс. до н.э.
Нефертити - жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 2 тыс. до н.э.
Изображение человека в Древней Греции
Отдельные статуи эпохи архаики вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи часто предстают обнажёнными, а женские – в одеяниях.
Изображение человека в Древней Греции
Однако со временем фигуры стали отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное пространство. К концу VI – началу V века до н. э пропорции женских фигур кор (от греч. «кора» – «девушка») и мужских фигур куросов (от греч. «курос» – «юноша»), становятся более естественными, а их движения более свободными.
Древнегреческая вазопись
Кратер краснофигурный. Посейдон и Амимона. V век до н.э.
Древнегреческая чернофигурная гидрия «Ахилл с телом Гектора». V в. до н. э.
Скульптура Ранней классики
Величайшим ваятелем V века до н. э. Мироном была создана знаменитая статуя метателя диска - «Дискобол». Остроумие замысла автора проявляется в том, что метатель диска и стремительно движется, и одновременно неподвижен. Отличительной чертой этой статуи является не гармоничность сложной фигуры, а диспропорции, специально внесённые в неё с учётом оптических поправок: лицо юноши асимметрично, но в сильном наклоне в результате оптического эффекта создаётся впечатление цельного восприятия лица.
Скульптура Высокой классики
Агросский скульптор Поликлет создал статую Дорифора (копьеносца). Возможно, это герой Троянской войны. Дорифор показан спокойно стоящим, в то же время он кажется шагающим. Благодаря сложным расчётам все части тела подчинялись единому принципу. Итог своих теоретических изысканий Поликлет подвёл в трактате «Канон».
Что необходимо знать, чтобы изобразить идеальную фигуру человека?
Скопас. Вакханка
Леохар. Аполлон Бельведерский
Фидий. Афина Парфенос
Пропорции фигуры по Витрувию
- Длина вытянутых рук равна росту человека
- Расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 роста
- Длина четырёх пальцев равна длине ладони
- Длина ладони – это 1/10 роста
- Расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 роста
- Четыре ладони равны стопе
- Шесть ладоней составляют 1 локоть
- Четыре локтя – рост человека
- Ширина плеч составляет 1 локоть
- Расстояние от ступни до колена составляет ¼ роста = 1 локоть
Рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»