СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с текстом на уроках физики (ФГОС)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассмотренны приемы и методы которые эффективно используются мной на уроках физики в 7-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с текстом на уроках физики (ФГОС)»

Приемы работы с текстом на уроках физики (ФГОС).

В Федеральном государственном образовательном стандарте одна из главных ролей отводится умению работать с текстами. В примерных образовательных программах выделены планируемые результаты освоения программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом». Умение работать с текстом является очень важной на уроках физики. Так же большинство заданий ЕГЭ и ОГЭ включают в себя работу с текстом.

Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента:

  • Технику чтения , то есть правильное и быстрое восприятие озвучивания слов, основанное на связи между их зрительными образами и акустическими).

  • Понимание текста -извлечение его смысла исодержания

Текст



Сплошной текст

Описание

Повествование

Аргументация

Объяснение

Инструкция

Не сплошной текст

Формы (анкеты)

Таблицы

Диаграммы, графики, карты

Списки

Информационные листы


На уроках физики встречаются как сплошные тексты, так и не сплошные, таких заданий много как в базовом, так в профильном уровне ОГЭ и ЕГЭ.

К эффективным приемам работы над текстом относятся:

  • Самостоятельная постановка вопроса и поиск ответов

  • Чтение с остановками

  • Составление граф- схем

  • Составление тезисов

  • Составление плана

  • Составление сводной таблицы

  • Комментирование

  • Логическое построение и запоминание информации

Рассмотрим приемы работы с текстом, которые я использую на уроках физики( и не только).

  1. Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

Этот прием формирует умение составлять вопросы и умение соотносить понятия. Данный метод может использоваться на этапе не только контроля знаний, но и на этапе актуализации, устранения пробелов.


«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

При каких условиях задача имеет несколько решений?

Установите закономерность …?

Можно ли обобщить задачу, если…?

Рационально ли решена задача?

Кто…? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Что известно в задаче?

Что нужно найти?

Какова зависимость между…?

Достаточно ли данных в задаче для её решения?

  1. Приём «Вопросы к тексту».

Этот метод направлен на формирование самостоятельной работы с текстом учебника, составлять вопросы, работать в парах. Этот приём используется на этапе формирования новых знаний, первичного закрепления. Учащимся предлагаются несколько вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их и затем ответы обсуждают в классе.

  • Прочитайте текст. 

  • Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 

  • Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 

  • Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Задания данного метода есть в ОГЭ по физике.


  1. Приём «Верные и неверные утверждения».

Этот приём формирует умение анализировать информацию, оценивать факты, отражать своё мнение. Учащиеся выражают своё отношение к ряду утверждений по правилу: верно - неверно. Этот приём используется на этапе актуализации знаний, устранения пробелов.

  1. Приём «Верите ли вы…».

Этот приём направлен на повышение интереса к изучению данной темы, создание положительной мотивации. Этот приём используется в начале урока, после сообщения темы урока, в виде разминки. Вопросы может задавать учитель или учащиеся при проверке правил д/з.


  1. Приём «Составление краткой записи задачи».

Этот приём формирует умение целенаправленно читать текст задачи, задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в парах.

Формы краткой записи, используемые мной: схема, таблица, ключевые слова.

Схема используется при решении задач на отношения между, задач на части. Таблица – при решении задач на движение, работу и проценты. Ключевые слова – при решении задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби.

Этот приём используют при отработке новых знаний, на этапе формирование способов действий.


  1. Прием «Плюс – минус».

Этот метод направлен на поиск и выделение положительной и отрицательной информации в тексте. Данный приём используют при получении новых знаний, например изучении сил или давления.

  1. Приём «Ключевые слова» .

Ключевые слова - это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия. Учащиеся на уроке читают, например, три абзаца, находят главные мысли и связи между ними, составляют план ответа, и несколько учеников по этому плану рассказывают.

  1. Прием составления сводной таблицы (схемы).

 Позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Данный приём используют при закреплении изученной темы, при подготовке к проверочной работе как на уроке так и дома.

  1. Прием «Проблемная ситуация».

Очень важно, чтобы на уроках ученики постоянно решали всевозможные качественные, ситуационные задачи и могли посмотреть на какой-либо, казалось бы, очевидный и привычный факт с точки зрения физики и удивиться. Ребята работают с инструкцией. Делают вывод. Данный метод используется при изучении нового материала.



  1. Приём «Алгоритмы».

Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания физики, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний.

факты Понятия Законы теории

Явление Величина Прибор Закон

Они могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения физических явлений, законов, теорий, приборов.

1 вариант: учащимся предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера, составить ответ об изучаемом понятии.

2 вариант: учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм) об изучаемом понятии.

Задание можно выполнять индивидуально и в парах.

План изучения величин:

Название величины

Определение величины


Формула, выражающая связь данной величины с другими

Единицы величины


Способы измерения

Сила

Мера взаимодействия тел, в результате которого тела деформируются или приобретают ускорение

F=ma

H

Динамометр

Рассмотренные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД, развивать логическое мышление учеников и мотивировать их не только для работы на уроке, но и формировать представление о науке физике - как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!