Нарушение письма
Ребенок может быть талантливым, сообразительным и при этом делать нелепые с точки зрения родителей и учителей, ошибки. В таких случаях, как правило, родители обвиняют ребёнка в невнимательности. И такие реакции ни к чему хорошему не ведут. Ребёнок и вовсе может отказаться писать, у него может возникнуть негативное отношение к такому нужному предмету, как «русский язык»». Поэтому, прежде, чем ругать ребёнка необходимо проанализировать его ошибки. Если нелепые ошибки, опечатки встречаются постоянно, то в таком случае, стоит обратиться к логопеду. Дело в том, что наличие стойких ошибок-опечаток говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – а это дисграфия. Это особенность ребёнка.
Какие же причины приводят к нарушению письма?
Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери.
Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с:
- соматическими заболеваниями
- наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.
Дисграфия никогда не возникает «из ничего!» Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки письма, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Так как письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс, тесно связанный с процессом устной речи, то направления работы при коррекции дисграфии будут следующими:
коррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков);
развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
развитие связной речи
Помимо этого, работа должна вестись также и по следующим направлениям:
формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);
развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления);
развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
развитие слуховой памяти;
развитие внимания;
развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).
Работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.