В последнее время учителя бьют тревогу, детей, имеющих нарушения письменной речи, становится всё больше. Возникает вопрос: «Почему ребёнок допускает большое количество ошибок при письме?» Иногда нарушения письменной речи являются следствием не до конца преодолённых нарушений устной речи в дошкольном возрасте: алалии, общего недоразвития речи. Но часто бывает, что дисграфия наблюдается у детей с полноценной устной речью. Это происходит из-за того, что у них неравномерно развиты некоторые психические функции, на основе которых формируется письменная речь...
Просмотр содержимого документа
«Причины нарушения письменной речи»
Консультация для родителей
Причины нарушения письменной речи
Учитель-логопед: Орленко Н.А.
В последнее время учителя бьют тревогу, детей, имеющих нарушения письменной речи, становится всё больше. Возникает вопрос: «Почему ребёнок допускает большое количество ошибок при письме?» Иногда нарушения письменной речи являются следствием не до конца преодолённых нарушений устной речи в дошкольном возрасте: алалии, общего недоразвития речи. Но часто бывает, что дисграфия наблюдается у детей с полноценной устной речью. Это происходит из-за того, что у них неравномерно развиты некоторые психические функции, на основе которых формируется письменная речь:
Во время чтения, а затем письма ребёнок должен охватить взглядом целое слово или даже несколько слов. Если зрительное восприятие развито недостаточно, то ребёнок не сможет сделать этого. Зрительная память нужна для прочного усвоения начертаний букв.
Если пространственные функции недостаточны, то ребёнок будет плохо ориентироваться на листе с текстом, а при письме будет путать буквы, которые отличаются только расположением элементов в пространстве.
Слуховое восприятие и внимание позволяют ребёнку выделять из речевого потока отдельные фрагменты: предложения, слова, звуки.
Эти функции дают возможность ребёнку подготовить руку к письму и освоить написание рукописных букв.
Для успешного овладения навыками письма и чтения должны быть развиты определённые умственные навыки: обобщение, сравнение, анализ, проведение аналогий.
По каким же причинам происходит недостаточное развитие психических функций?
1. Современные дети начинают позже говорить.
2. В наше время дети получают большое количество информации. При таком обилии информации ребёнку трудно охватить её взглядом или уловить на слух, как следствие, возникает поверхностность восприятия и быстрая утомляемость. Это приводит к тому, что ребёнку с трудом даётся деятельность, требующая усидчивости и монотонного повторения действий.
3. У современных детей по-другому наполнен досуг. Дети меньше стали играть в подвижные и ролевые игры, которые предполагают перемещения в пространстве, манипулирование с предметами, планирование действий. Современные дети много времени уделяют просмотру телевизора. При просмотре телепередач формируется способность к пассивному восприятию и произвольному вниманию. А учебная деятельность требует активного восприятия материала. Компьютерные игры затрудняют развитие зрительного и пространственного восприятия, поскольку ребёнок, глядя на монитор, не может адекватно воспринимать отношения между предметами в реальном пространстве.
4. Изменились школьные учебники.
В последнее время мало уделяется внимания чистописанию. А чистописание, как известно, учит ориентироваться на тетрадном листе, развивает подвижность кисти, вырабатывает почерк.