СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ "Нарушение письменной речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • : Ознакомить родителей с результатами диагностики, с трудностями при усвоении родного языка и причинами их возникновения.

Задачи:

  1. Выявить, какие методы используют родители в помощи ребенку, имеющему трудности в обучении.
  2. Познакомить с результатами обследования.
  3.  Дать основные представления о  трудностях при усвоении материала  по русскому языку  и причинах их возникновения.
  4. Познакомить с основными приемами коррекционной работы по устранению дисграфии.
  5. Вооружить материалом для работы с ребенком, имеющему нарушения письменной речи.

 

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ "Нарушение письменной речи"»

Семинар-практикум для родителей



Цель: Ознакомить родителей с результатами диагностики, с трудностями при усвоении родного языка и причинами их возникновения.

Задачи:

  1. Выявить, какие методы используют родители в помощи ребенку, имеющему трудности в обучении.

  2. Познакомить с результатами обследования.

  3. Дать основные представления о трудностях при усвоении материала по русскому языку и причинах их возникновения.

  4. Познакомить с основными приемами коррекционной работы по устранению дисграфии.

  5. Вооружить материалом для работы с ребенком, имеющему нарушения письменной речи.



Содержание семинара-практикума.

  1. Организационный момент. Слайд 1

  2. Знакомство с результатами обследования

Слайд 2

  1. Трудности при усвоении родного языка причины их возникновения

- Что же мешает ребенку в усвоении школьных программ, в частности по родному языку? Во-первых – это нарушение устной речи. Или произношение ребенка.

- Во-вторых – несформированность фонематического слуха (речевого слуха). Ученики не различают фонем родного языка : гласные первого и второго ряда, звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие. Например: «суски» вместо «сушки». Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звучание согласных, поэтому на письме появляются ошибки типа «патка» вместо «пятка».

- Бедный словарный запас проявляется как в устных высказываниях, так и на письме. Это особо заметно при выполнении таких заданий, как пересказ прочитанного или услышанного текста, диктанты, сочинения или изложения. Обогащение словаря происходит эффективно за счет чтения вслух ребенку и чтения самим учеником.

- Нарушение слухового восприятия ведет к многочисленным ошибкам на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно, и в правильном подборе проверочного слова, например пишет «трова», проверяя «тровинка», или «рика» проверяя «ричушка».

- Неумение правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении :управлением и согласованием приводит к аграмматизму. Ученики не умеют правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, существительные с числительными в числе, например: «у меня нет красный платье» или «пять белый грибы». Много ошибок встречается в написании предлогов , союзов и других служебных частей речи.

- Все эти компоненты мешают ребенку в усвоении письменной речи и ведут к нарушению письменной речи.

  1. Постановка цели.

Слайд 3

- А теперь сформулируйте вопрос, на который мы должны ответить в ходе нашей сегодняшней встречи.

Какую помощь вы можете оказать ребенку, имеющему трудности в обучении и при усвоении письменной речи?



  1. Практическая работа.

Раздаются варианты ответов

Приложение 1

- Какой выход из этой ситуации вы выберите?

Выходы:

  • Натаскивание

  • Отправить к репетитору

  • Проигнорировать

  • Поиск и изучение специальной литературы

  • Овладение логопедическими приемами.



  1. Дисграфия –нарушение письма

- Усвоение родного языка предполагает приобретение четырех основных навыков: 1- аудирование (восприятие речи на слух), 2- говорение, 3- чтение, 4- письмо.

Слайд 4

Сегодня мы поговорим о письме. Письмо - это сложный навык и вид графо-моторной деятельности.

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма». Л. С. Выготский

- Письменная речь формируется только в результате специального обучения, если устная речь достигает нормативных показателей.

Слайд 4

Дисграфия.

- Частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

Слайд 6

- Что следует понимать под дисграфическими ошибками:

1. Стойкие – без специальной коррекционной помощи не исчезают

2. Сохраняются в течение многих месяцев

3. Повторяются - встречаются в разных видах работ (списывание, самостоятельной письмо, диктант)

- Есть ошибки, из-за того ,что неправильно произносит звуки. Как говорю, так и пишу.

Слайд 7



Виды ошибок

  • Отсутствие (л- отс.) Слайд 8

  • Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и др.) Слайд 9

  • Смешения (с-ш, рь-л, б-п и т.д.) Слайд 10

Слайд 11

Рекомендации.

  • Выполнять упражнения по постановке звуков.

  • Требовать правильного и четкого произношения уже поставленных звуков.

  • Контроль за правильным произношением звуков.

  • Закрепление произношения звуков в словах, стихах, связной речи.

  • Скороговорки, чистоговорки .

Слад 12-15

-Бывает, что ребенок неправильно говорит и неправильно слышит звук. Его восприятие звука нарушено, он не узнает звук. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а как он услышал.

Виды ошибок.

Слайд16

- Дисграфия на основе фонемного распознавания проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:

  • звонкие и глухие согласные (д-т, б-п, з-с, ж-ш, г-к, в-ф);

  • соноры (л, м, н, р, й);

  • свистящие и шипящие звуки (с-ш, з-ж, сь-щ);

  • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, ч-ц, ч-ш, ц-тс).

Слайд 17-19

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных звуков (“палто”, “лубит”).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о-у: туча – “точа”, и-е: зебра – “зибра”).

Слайд 20

Рекомендации.

  • Требовать правильного и четкого произношения уже поставленных звуков.

  • Дифференциация смешиваемых звуков - это работа над смешиваемыми звуками. Это те звуки, которые ребенок заменяет один другим. Например звук «Ш» заменяет звуком «С».

Слайд 21-25

- В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..



- Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Виды ошибок.

Слайд 26

- Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

• недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

  • добавление лишних элементов;

• пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

• зеркальное написание букв.

Слайд 27

Рекомендации:

  • Узнавание различных предметов в усложнённых условиях. (например: по контурам, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов, наложенных изображений);

  • Закрепление (развитие) представлений о форме и величине предметов. Здесь ведётся работа по сопоставлению предметов с различными геометрическими телами и узнаванию этих форм в окружающих ребёнка предметах; распределению предметов по величине; сравнение предметов (антонимы).

  • Развитие и закрепление пространственных ориентировок, включающих в себя два вида ориентировок тесно связанных между собой: ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей ; ориентировку в окружающем пространстве (в том числе и на листе бумаги).

Слайд 28





  1. Рекомендации

Слайд 29-31

- В том году мы с вами заочно помогали друг другу в работе над постановкой звуков. В этом году работа продолжается и каждые два месяца я буду обновлять материал по работе над теми звуками ,над которыми мы работаем совместно с детьми. Еще добавиться материал для развития письменной речи. Учитывая специфичность и стойкость нарушений необходимо постоянство и системность в работе. А также постоянный контроль над звуками, которые уже появились у ребенка, но не закрепились, и он то говорит правильно, то опять произносит искаженно.

  1. Итог

Слайд 32

Работа в группах.



- Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. В школе не должно быть неудачников. Ваша задача - заметить самое маленькое продвижение ребенка вперед и поддержать его успех. Давайте подумаем, с помощью каких слов мы можем это сделать?





Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье ? короткий миг,

Быт ь счастливыми поспешите.

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

  1. Рефлексия Анкета (Приложение 2)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!