СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастие. Повторение и обобщение изученного.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Причастие. Повторение и обобщение изученного.»

 Идешь порою в школу все по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край! Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки.  Для нас с вами малая родина – это Краснодонский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие.  Запишите тему урока : «Причастие. Повторение и обобщение изученного».  Какова же цель нашего урока?

Идешь порою в школу все по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край! Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки.

Для нас с вами малая родина – это Краснодонский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие.

Запишите тему урока : «Причастие. Повторение и обобщение изученного».

Какова же цель нашего урока?

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. М.Ю. Лермонтов

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

М.Ю. Лермонтов

Морфологические признаки причастия Это счастье огромное, Это радость безмерная – Возвращаться на родину После дальних дорог. Мы, конечно же, помнили, Как любовь свою первую, Этот тонущий в зелени, Милый наш уголок. И. Рудаков

Морфологические признаки причастия

Это счастье огромное,

Это радость безмерная –

Возвращаться на родину

После дальних дорог.

Мы, конечно же, помнили,

Как любовь свою первую,

Этот тонущий в зелени,

Милый наш уголок.

И. Рудаков

помнили  Я, глагол ____________________________ обозначаю ___________________ и отвечаю на вопрос _____________________________.  Моя начальная форма _____________________.  Я отношусь к ______________глаголам и ____спряжению, имею ___________________ вид.    Сейчас я стою в форме __________________ времени, _________________ числа.  Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – ____________.  Сейчас это -____________________________.  В данном предложении выполняю роль___________ . действие предмета ЧТО ДЕЛАЛИ? помнить ІІ  переходным несовершен ный прошедшего множественного наклонение изъявительное наклонение сказуемого

помнили

Я, глагол ____________________________ обозначаю ___________________ и отвечаю на вопрос _____________________________.

Моя начальная форма _____________________.

Я отношусь к ______________глаголам и ____спряжению, имею ___________________ вид.

Сейчас я стою в форме __________________ времени, _________________ числа.

Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – ____________.

Сейчас это -____________________________.

В данном предложении выполняю роль___________ .

действие предмета

ЧТО ДЕЛАЛИ?

помнить

ІІ

переходным

несовершен ный

прошедшего

множественного

наклонение

изъявительное наклонение

сказуемого

 Каменка  – крупная и полноводная река, протекающая по территории Краснодонского района.  Каменка – крупная и полноводная река, которая протекает по территории Краснодонского района.

Каменка – крупная и полноводная река, протекающая по территории Краснодонского района.

Каменка – крупная и полноводная река, которая протекает по территории Краснодонского района.

 Краснодонская земля как магнит, притягива...щий к себе интересной историей. До Краснодона, упомина...мого в писцовых книгах 1 8 века как хутор Сорокино, можно быстро добраться из областного центра. Название хутора Сорокино, по одной из версий, происходит от старинной фамилии Сорокиных, господству...щих на этих землях.

Краснодонская земля как магнит, притягива...щий к себе интересной историей. До Краснодона, упомина...мого в писцовых книгах 1 8 века как хутор Сорокино, можно быстро добраться из областного центра. Название хутора Сорокино, по одной из версий, происходит от старинной фамилии Сорокиных, господству...щих на этих землях.

В 1932 году совершил первую посадку тяжелый бомбардировщик, пилотиру...мый Валерием Чкаловым, в честь которого названа одна из улиц нашего города. В 1937 году Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял в кабину самолета васильки и в знак доброго расположения поднес их встреча...щим его американцам.

В 1932 году совершил первую посадку тяжелый бомбардировщик, пилотиру...мый Валерием Чкаловым, в честь которого названа одна из улиц нашего города. В 1937 году Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял в кабину самолета васильки и в знак доброго расположения поднес их встреча...щим его американцам.

Пруд Шахтерский -Н- и -НН- в причастиях  Много рек и водохранилищ в Краснодонском районе. Наука, изучающая происхождение географических объектов, называется топонимикой , а названия рек и озер – гидронимами .  Есть и Голубое водохранилище (с. Королевка) – от голубого неба, отраже...ого в зеркальной воде. Пруд Шахтерский (с. Гончаровка) – по названию построе...ой на его берегах шахты. Река Каменка (с. Власовка) – назва...ая по каменистому дну в речке.

Пруд Шахтерский

-Н- и -НН- в причастиях

Много рек и водохранилищ в Краснодонском районе. Наука, изучающая происхождение географических объектов, называется топонимикой , а названия рек и озер – гидронимами .

Есть и Голубое водохранилище (с. Королевка) – от голубого неба, отраже...ого в зеркальной воде. Пруд Шахтерский (с. Гончаровка) – по названию построе...ой на его берегах шахты. Река Каменка (с. Власовка) – назва...ая по каменистому дну в речке.

1 группа пропита Н ный сиропом бисквит клюквенный кисель купле Н ная на рынке клубника привезе Н ный издалека ананас соленые огурцы запече Н ные яблоки
  • 1 группа
  • пропита Н ный сиропом бисквит
  • клюквенный кисель
  • купле Н ная на рынке клубника
  • привезе Н ный издалека ананас
  • соленые огурцы
  • запече Н ные яблоки
2 группа тушеное мясо фарширова Н ные помидоры реза Н ная крупными кольцами морковь копченая рыба приготовле Н ный по особому рецепту картофель обжаре Н ный лук
  • 2 группа
  • тушеное мясо
  • фарширова Н ные помидоры
  • реза Н ная крупными кольцами морковь
  • копченая рыба
  • приготовле Н ный по особому рецепту картофель
  • обжаре Н ный лук
3 группа масленые блины маринова Н ный перец рубленая петрушка жареные баклажаны сорва Н ные с дерева груши туше Н ная в маринаде рыба
  • 3 группа
  • масленые блины
  • маринова Н ный перец
  • рубленая петрушка
  • жареные баклажаны
  • сорва Н ные с дерева груши
  • туше Н ная в маринаде рыба

"Не" с причастиями

Река Оканица (приток Каменки) – название от кочевых племен – «(не) замерзающее место в реке, бьющий из глубины ключ».

(Не) имеющее никаких обитателей ставок Уголек (с. Королевка). Вода чистая, но ставок безжизненный.

(Не) созданное природой, а искусственно образованное Голубое водохранилище (с. Королевка).

Творческая работа

Творческая работа "Наш маршрут"

Повторение пунктуации

при причастном обороте

Дальше наш путь лежит к расположенной в центре площади. Вам нужно сделать подписи под фотографиями, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помните, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову.

Мы идем по дороге. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

Мы идем по дороге.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Наш путь лежит мимо  памятника.  _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

Наш путь

лежит мимо

памятника.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Наш путь лежит мимо Дома культуры. Он находиться на площади Ленина.   __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________

Наш путь лежит мимо Дома культуры. Он находиться на площади Ленина.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

 Около музея «Молодая гвардия» поставлен памятник «Клятва» .  __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________

Около музея «Молодая гвардия» поставлен памятник «Клятва» .

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Достигнута ли цель нашего урока? Что нового вы сегодня узнали?

Достигнута ли цель нашего урока?

Что нового вы сегодня узнали?

На выбор:  1. Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить орфограммы причастий, выделить причастия и причастные обороты. 2. Составить для одноклассников тест по теме «Причастие»: «Верно ли утверждение?» 3. Написать сочинение-миниатюру «Мой город» («Прогулка по городу», «Мой любимый уголок природы», можно предложить свою тему), употребив в нем одиночные причастия и причастные обороты.

На выбор:

1. Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить орфограммы причастий, выделить причастия и причастные обороты.

2. Составить для одноклассников тест по теме «Причастие»: «Верно ли утверждение?»

3. Написать сочинение-миниатюру «Мой город» («Прогулка по городу», «Мой любимый уголок природы», можно предложить свою тему), употребив в нем одиночные причастия и причастные обороты.

 Донец река прот...ка...щая по те(р,рр)итории Луганской област… . Донец один из самых крупных и полн...водных пр...токов реки Дон впада...щий в нее в Ростовской област... .  (Кое)где река имеет ширину пр...выша...щую 26 метров. Дно ее глин...стое местами песч...ное т...чение медле...ное спокойное.  На берегах Донца постро...ны бумажные керамические и текстильные производства.  В архивах сохр...нилось упоминание о помещике Катенине открывш...м на Донце первую (па...сажирско)грузовую линию. По реке шли груже...ные разными товарами баржи «бежали» речные пар...ходики. Чудес...ный вид открывался перед па...сажирами стоящ..... у самой воды стари...ные бел...каме...ные дома сверка...щие на солнце маковки церквей тянувш....ся по всему берегу холмы у подножия которых б...ют многочисле...ные ключи.

Донец река прот...ка...щая по те(р,рр)итории Луганской област… . Донец один из самых крупных и полн...водных пр...токов реки Дон впада...щий в нее в Ростовской област... .

(Кое)где река имеет ширину пр...выша...щую 26 метров. Дно ее глин...стое местами песч...ное т...чение медле...ное спокойное.

На берегах Донца постро...ны бумажные керамические и текстильные производства.

В архивах сохр...нилось упоминание о помещике Катенине открывш...м на Донце первую (па...сажирско)грузовую линию. По реке шли груже...ные разными товарами баржи «бежали» речные пар...ходики. Чудес...ный вид открывался перед па...сажирами стоящ..... у самой воды стари...ные бел...каме...ные дома сверка...щие на солнце маковки церквей тянувш....ся по всему берегу холмы у подножия которых б...ют многочисле...ные ключи.

 Любите свой край, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!   А в родимом краю и березки другие,  И душистей сирень, зеленей тополек.  Много мест на земле – только в нашей Украине  Может каждый по сердцу найти уголок.   И куда бы он ни был заброшен судьбой,  И каких бы дорог после не было пройдено,  Человек будет знать – у него за спиной  Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина!

Любите свой край, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!

А в родимом краю и березки другие, И душистей сирень, зеленей тополек. Много мест на земле – только в нашей Украине Может каждый по сердцу найти уголок. И куда бы он ни был заброшен судьбой, И каких бы дорог после не было пройдено, Человек будет знать – у него за спиной Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!