Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
Цели:
Диагностика усвоения темы «Причастие».
Орфографический и синтаксический повтор.
Задачи:
1.Воспитательные: воспитание интереса к языку и родной стране; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
2.Обучающие: обобщить изученный материал по причастию: закрепить знание теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать умение правильно употреблять причастия в речи;
3. Развивающие: развивать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
развивать творческие способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий; развивать словарный запас учащихся.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
формирование умения анализировать текст с целью выявления общих законов ,с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; умение доказывать.
Коммуникативные УУД:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);
умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
самоопределение (мотивация учения);
умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»
понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные УУД:
формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии;
оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения).
Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, музыка.
Цель межпредметных связей: быстро и глубоко приобщить обучающихся к знаниям материала урока.
Используемое оборудование и средства обучения:
-мультимедийный проектор; -презентация; - тесты; -учебник: «Русский язык.7 класс» (авторы учебника: М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова); -рабочие тетради;
Доска: число, тема.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.
Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.
Ход урока.
I. Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональны
й настрой.)
-Здравствуйте ,ребята! Приветствую Вас, дорогие гости! У вас на рабочем столе два осенних листочка: желтый и зеленый .Покажите листок в соответствии со своим настроением .Желтый -радостное, зеленый-грустное.(В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.)
II. Сообщение темы и целей урока.
Начнем урок с загадки. Слайд №1.
– О чем эта загадка? (О причастии.)
Вот свойство моё обязательное-
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
(П. Чесноков)
- На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.
Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие». Слайд №2
Сформулируйте цель нашего урока по опорным словам:
Мы должны закончить предложения. Слайд №3
1.Обобщить знания о причастии.
2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.
3.Закрепить навыки выполнения синтаксического разбора предложения.
Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.
III. Актуализация знаний.
1) Повторение признаков прилагательного у причастия.
- Итак, вспомним, что называется причастием, что оно обозначает?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
- Ребята, как вы думаете, на какие 2 группы можно распределить эти слова?(слайд 7)
- Теперь повторим признаки прилагательного у причастия.
Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, радостный.
- Теперь, ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте своих соседей по парте.
За каждый правильный ответ запишите по 1 баллу. (Слайд 8)
- А что объединяет причастия и прилагательные?
2)Повторим признаки глагола у причастия.
Работа с текстом (1 чел. у доски)
Запишем предложение. (слайд 9)
На доске: С нежными лучами солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.
- Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время).
- Какого времени не может быть у причастия? (будущего времени)
- Какие причастия могут выполнять роль сказуемого? (краткие причастия)
- Все ли причастия могут образовать краткую форму? (Нет, только страдательные причастия)
3) – Теперь перейдем к следующему виду работы, орфоэпической разминке
В орфоэпической разминке мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная.
Слайд №10, 11
– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить. ( Слайд 12)
- Ребята, кто из вас скажет, почему мы выполняем на уроках орфоэпическую разминку? (потому что, это одно из заданий ЕГЭ)
4)Продолжим работу и повторим типы причастий. (Слайд 13)
- С какими типами причастий вы знакомы? (действительные и страдательные.
- Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени. (ом, ем, им)
- От чего зависит написание этих суффиксов?
-Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
- Назовите суффиксы действительных причастий. (ущ, ющ, ащ, ящ)
- От чего зависит написание этих суффиксов?
-Как образуются действительных причастия прошедшего времени?
- Устно образовать (слайд №14) Работа по вариантам.
1 вариант
Действительные и страдательные причастия настоящего времени
Читать, видеть, слышать, хранить, озарять.
2 вариант
Действительные причастия прошедшего времени
Строить, надеяться, нести, везти, тянуть.
- Теперь предлагаю проверить себя. (Слайд 15)
5) Распределительный диктант.
-Запишем словосочетания, определим действительные или страдательные, определим время, обозначим суффиксы причастий. (слайд № 16)
Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, дремлющий тюльпан, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема, слышимый вздох георгина, трепещущая лилия.
- Обменяйтесь тетрадями, работаем в парах. (Слайд 17)
6) - Посмотрим еще раз на доску. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок.
- Как называются причастия с зависимыми словами?
Вспомним схемы постановки знаков препинания при причастном обороте (один уч-ся работает у доски)
Запишем предложение, расставим знаки препинания, выделим графически причастный оборот. (слайд № 18)
Нежный эдельвейс, растущий среди скал, не привлекает к себе внимание.
- Предлагаю проверить себя. Молодцы, вы справились с заданием. (Слайд 19)
IV. Физминутка.
-Предлагаю вам встать. Я буду читать словосочетания, если прозвучит прилагательно, то вы садитесь на стулья, а если причастие - то встаете.
Свежий ветер, зеленеющий лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес., тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.
- Молодцы, присаживайтесь. Продолжим работу.
V. ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ» (Слайд 20)
-Теперь перейдем к следующему заданию. «Угадай причастие»
Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
Приставка – как у слова улетевший.
Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).
Проверьте. Слайд №21.
-Ребята, какой раздел русского языка мы с вами вспомнили ? (морфемика)
-Что изучает морфемика? (раздел языкознания изучающий значимые части слова)
-Какие значимые части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс,окончание,основа)
- Какая из морфем содержит лексическое значение слова?
-Молодцы, ребята. Вы и с этим заданием справились.
7) Объяснительный диктант (Слайд 22)
-Ребята, давайте вспомним правописание Н и НН в СППВ и отглагольных прилагательных.
- Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ?
Жаре…ая рыба, выкраше…ый отцом пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, плавле…ый сыр, разброса…ные вещи, пече..ый в золе картофель, реше…ая задача.
Взаимопроверка, работа в парах. (Слайд 23)
***8) Повторим алгоритм «Правописания не с причастиями»
Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно. (Слайд 24)
1 вариант | 2 вариант |
1. вовсе (не) избалованный ребенок 2. окно (не) завешено шторой 3. (не) достоверная информация 4. (не) лишенный юмора 5. (не) помогающий никому 6. (не) зависимый кандидат 7. (не) устрашимый боец | 1.( не) воспитанный человек 2. (не) меркнущий свет 3. (не) ограниченные возможности 4. свобода (не) провозглашена 5. ничем (не) обладающий 6. (не) слушающий никого 7. (не) мечтающий о богатстве |
Взаимопроверка. (1вариант - 3,6,7; 2 вариант - 1,2,3.) (Слайд 25)
9) Тестовая работа (Слайд 26)
-Теперь, ребята, обобщим все пройденное на предыдущих уроках и напишем тестовую работу.
VI. Рефлексия
-Теперь предлагаю поиграть в игру «Веришь или не веришь?»
Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о причастии.
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.
– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?
– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?
– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?
– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?
– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?
– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?
– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?
Затем ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научился…
Вернемся к нашим осенним листьям…Покажите листок в соответствии со своим настроением . Напоминаю: желтый- радостное, зеленый-грустное.
VII. Домашнее задание.
На образовательных порталах найти крылатые выражения, где встречаются причастия.
Выписать из произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов» 5 причастий и 5 причастных оборотов.
VIII. Оценивание работы учащихся.
У вас на столах лежат листы самооценки, вы заполняли их на протяжении всего урока.
16-18 баллов – «5»
13-15 баллов –«4»
10-13 баллов – «3»
-Заполните листы самооценки и сдайте мне.
Спасибо вам всем за урок
Тест. Причастие как часть речи.
Вариант 1
А 1. Какое слово является причастием?
Детальный
Тонущий
Могучий
Зелёный
А 2. Укажите причастие совершенного вида
Вертевший
Помогавшая
Влиявший
Созревшая
А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?
О выпавш..м снег..
О затаивш..йся мыш..
О скачущ..й лошад..
С бьющ..мся сердц..м
А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?
Собравший урожай
Убежавшее молоко
Заглянувший в окно
Читающий текст
В 1. Из данного предложения выпишите причастия
Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.
Тест. Причастие как часть речи.
Вариант 2
А 1. Какое слово является причастием?
Алюминиевый
Прыгучий
Сигнальный
Командующий
А 2. Укажите причастие совершенного вида
Вертевшая
Поступивший
Певший
Гладивший
А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?
О прошедш..м времен..
О расплескавш..йся жидкост..
На раскаливш..йся крыш..
О строяш..мся здании..
А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?
Заполняющий дневник
Улетевшие на юг
Промелькнувший хвост
Написавший доклад
В 1. Из данного предложения выпишите причастия
Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.
Ответы
Вариант 1
А 1. 2
А 2. 4
А 3. 1
А 4. 2
В 1. Колеблющийся, зеленеющий
Вариант 2
А 1. 4
А 2. 2
А 3. 3
А 4. 3
В 1. Расстилающимся, парящие