СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"»

Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
Цели:

Диагностика усвоения темы «Причастие».

Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:

1.Воспитательные: воспитание интереса к языку и родной стране; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

2.Обучающие: обобщить изученный материал по причастию: закрепить знание теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать умение правильно употреблять причастия в речи;

3. Развивающие: развивать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;

развивать творческие способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий; развивать словарный запас учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • формулирование познава­тельной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

  • формирование умения анализировать текст с целью выявления общих законов ,с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; умение доказывать.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением парт­нера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);

  • умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

  • самоопределение (мотивация учения);

  • умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»

  • понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии;

  • оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня ус­воения).

Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, музыка.

Цель межпредметных связей: быстро и глубоко приобщить обучающихся к знаниям материала урока.

Используемое оборудование и средства обучения:

-мультимедийный проектор; -презентация; - тесты; -учебник: «Русский язык.7 класс» (авторы учебника: М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова); -рабочие тетради;

Доска: число, тема.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.

Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.


Ход урока.


I. Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональны

й настрой.)

-Здравствуйте ,ребята! Приветствую Вас, дорогие гости! У вас на рабочем столе два осенних листочка: желтый и зеленый .Покажите листок в соответствии со своим настроением .Желтый -радостное, зеленый-грустное.(В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.)

II. Сообщение темы и целей урока.

Начнем урок с загадки. Слайд №1.

– О чем эта загадка? (О причастии.)


Вот свойство моё обязательное-

                       Склоняюсь я, как прилагательное.

                        На все вопросы его отвечаю,

                        Глагол по значению напоминаю.

                                                  (П. Чесноков)



- На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие». Слайд №2

 Сформулируйте цель нашего урока по опорным словам:

Мы должны закончить предложения. Слайд №3

1.Обобщить знания о причастии.

2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.

3.Закрепить навыки выполнения синтаксического разбора предложения.


Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.

III. Актуализация знаний.

1) Повторение признаков прилагательного у причастия.

- Итак, вспомним, что называется причастием, что оно обозначает?

- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

- Ребята, как вы думаете, на какие 2 группы можно распределить эти слова?(слайд 7)

- Теперь повторим признаки прилагательного у причастия.


Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, радостный.


- Теперь, ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте своих соседей по парте.

За каждый правильный ответ запишите по 1 баллу.  (Слайд 8)

- А что объединяет причастия и прилагательные?


2)Повторим признаки глагола у причастия.

Работа с текстом (1 чел. у доски)

Запишем предложение. (слайд 9)


На доске: С нежными лучами солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.


- Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время).

- Какого времени не может быть у причастия? (будущего времени)

- Какие причастия могут выполнять роль сказуемого? (краткие причастия)

- Все ли причастия могут образовать краткую форму? (Нет, только страдательные причастия)


3) – Теперь перейдем к следующему виду работы, орфоэпической разминке

В орфоэпической разминке мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная.

Слайд №10, 11

– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить. ( Слайд 12)

- Ребята, кто из вас скажет, почему мы выполняем на уроках орфоэпическую разминку? (потому что, это одно из заданий ЕГЭ)

4)Продолжим работу и повторим типы причастий. (Слайд 13)

- С какими типами причастий вы знакомы? (действительные и страдательные.

- Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени. (ом, ем, им)

- От чего зависит написание этих суффиксов?

-Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

- Назовите суффиксы действительных причастий. (ущ, ющ, ащ, ящ)

- От чего зависит написание этих суффиксов?

-Как образуются действительных причастия прошедшего времени?

- Устно образовать (слайд №14) Работа по вариантам.

1 вариант

Действительные и страдательные причастия настоящего времени

Читать, видеть, слышать, хранить, озарять.

2 вариант

Действительные причастия прошедшего времени

Строить, надеяться, нести, везти, тянуть.

- Теперь предлагаю проверить себя. (Слайд 15)

5) Распределительный диктант.

-Запишем словосочетания, определим действительные или страдательные, определим время, обозначим суффиксы причастий(слайд № 16)

Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, дремлющий тюльпан, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема, слышимый вздох георгина, трепещущая лилия.

- Обменяйтесь тетрадями, работаем в парах. (Слайд 17)

6) - Посмотрим еще раз на доску. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок.

- Как называются причастия с зависимыми словами?

Вспомним схемы постановки знаков препинания при причастном обороте (один уч-ся работает у доски)

Запишем предложение, расставим знаки препинания, выделим графически причастный оборот(слайд № 18)

Нежный эдельвейс, растущий среди скал, не привлекает к себе внимание.

- Предлагаю проверить себя. Молодцы, вы справились с заданием. (Слайд 19)

IV. Физминутка.

-Предлагаю вам встать. Я буду читать словосочетания, если прозвучит прилагательно, то вы садитесь на стулья, а если причастие - то встаете.

Свежий ветер, зеленеющий лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес., тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.

- Молодцы, присаживайтесь. Продолжим работу.

V. ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ» (Слайд 20)

-Теперь перейдем к следующему заданию. «Угадай причастие»

  1. Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.

  2. Приставка – как у слова улетевший.

  3. Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.

  4. Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).

Проверьте. Слайд №21.

-Ребята, какой раздел русского языка мы с вами вспомнили ? (морфемика)

-Что изучает морфемика? (раздел языкознания изучающий значимые части слова)

-Какие значимые части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс,окончание,основа)

- Какая из морфем содержит лексическое значение слова?

-Молодцы, ребята. Вы и с этим заданием справились.

7) Объяснительный диктант (Слайд 22)


-Ребята, давайте вспомним правописание Н и НН в СППВ и отглагольных прилагательных.

- Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ?

Жаре…ая рыба, выкраше…ый отцом пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, плавле…ый сыр, разброса…ные вещи, пече..ый в золе картофель, реше…ая задача.

Взаимопроверка, работа в парах. (Слайд 23)

***8) Повторим алгоритм «Правописания не с причастиями»

Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно. (Слайд 24)

1 вариант

2 вариант

1. вовсе (не) избалованный ребенок 
2. окно (не) завешено шторой 
3. (не) достоверная информация 
4. (не) лишенный юмора 
5. (не) помогающий никому 
6. (не) зависимый кандидат 
7. (не) устрашимый боец 

1.( не) воспитанный человек 
2. (не) меркнущий свет 
3. (не) ограниченные возможности 
4. свобода (не) провозглашена 
5. ничем (не) обладающий 
6. (не) слушающий никого 
7. (не) мечтающий о богатстве 


Взаимопроверка. (1вариант - 3,6,7; 2 вариант - 1,2,3.) (Слайд 25)

9) Тестовая работа (Слайд 26)

-Теперь, ребята, обобщим все пройденное на предыдущих уроках и напишем тестовую работу.

VI. Рефлексия

-Теперь предлагаю поиграть в игру «Веришь или не веришь?»

Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о причастии.

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

Затем ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнала…

  • Мне было интересно…

  • Мне было трудно…

  • Я научился…

Вернемся к нашим осенним листьям…Покажите листок в соответствии со своим настроением . Напоминаю: желтый- радостное, зеленый-грустное.

VII. Домашнее задание.

      1. На образовательных порталах найти крылатые выражения, где встречаются причастия.

      2. Выписать из произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов» 5 причастий и 5 причастных оборотов.

VIII. Оценивание работы учащихся.

У вас на столах лежат листы самооценки, вы заполняли их на протяжении всего урока.

16-18 баллов – «5»

13-15 баллов –«4»

10-13 баллов – «3»

-Заполните листы самооценки и сдайте мне.

Спасибо вам всем за урок

Тест. Причастие как часть речи.

Вариант 1

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Детальный

  2. Тонущий

  3. Могучий

  4. Зелёный

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевший

  2. Помогавшая

  3. Влиявший

  4. Созревшая

А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

  1. О выпавш..м снег..

  2. О затаивш..йся мыш..

  3. О скачущ..й лошад..

  4. С бьющ..мся сердц..м

А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?

  1. Собравший урожай

  2. Убежавшее молоко

  3. Заглянувший в окно

  4. Читающий текст

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

Тест. Причастие как часть речи.

Вариант 2

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Алюминиевый

  2. Прыгучий

  3. Сигнальный

  4. Командующий

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевшая

  2. Поступивший

  3. Певший

  4. Гладивший

А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

  1. О прошедш..м времен..

  2. О расплескавш..йся жидкост..

  3. На раскаливш..йся крыш..

  4. О строяш..мся здании..

А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?

  1. Заполняющий дневник

  2. Улетевшие на юг

  3. Промелькнувший хвост

  4. Написавший доклад

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.





Ответы

Вариант 1

А 1. 2

А 2. 4

А 3. 1

А 4. 2

В 1. Колеблющийся, зеленеющий

Вариант 2

А 1. 4

А 2. 2

А 3. 3

А 4. 3

В 1. Расстилающимся, парящие




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!