СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе. Тема: "Причастие. Повторение и обобщение изученного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-экскурсия по родному городу на основе использования ИКТ, с элементами групповой технологии. Цели урока: обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи, закрепить умение находить причастие в тексте и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий; закрепить умение конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; совершенствовать навыки морфологического разбора причастий.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе. Тема: "Причастие. Повторение и обобщение изученного"»

9



Меховская И.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 11 им. Г.С.Титова ЩМР МО



Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Причастие. Повторение и обобщение изученного»


Цели:

образовательные:

- обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи;

- закрепить умение находить причастие в тексте и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- закрепить умение конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

- совершенствовать навыки морфологического разбора причастий;

развивающие:

- развитие внимания, памяти, мышления и речи учащихся;

- расширение кругозора учащихся;

- развитие умения применять знания на практике;

- развитие умения работать в заданном темпе;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных упражнений, а также через выбор формы урока-экскурсии);

- воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.

Тип урока: повторение и обобщение изученного (2 ч.) (По программе к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой: учебник – Русский язык. Практика. 7 класс /Под ред. С.Н. Пименовой).

Вид урока: урок-экскурсия.

Форма урока: на основе ИКТ, с элементами групповой технологии.

Оборудование к уроку: красочно оформленный маршрутный лист для каждого ученика, фотографии, посвященные родному краю, компьютерная презентация, интерактивный тест (создан с помощью ADSoft Tester).


Ход урока


1. Организационный момент. (Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке.

2. Вступительное слово учителя. Тема и цель урока. (Слайд 2)

- Идешь порою в школу по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край!

Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки. Для нас с вами малая родина – это Щелковский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие.

- Вы будете работать в маршрутных картах (Приложение 1), на которых отмечен путь нашей экскурсии. Запишите тему урока: «Причастие. Повторение и обобщение изученного». (Слайд 3)


3. Проверка домашнего задания.

- Дома вы учили отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина». Напишите его по памяти.


4. Письмо по памяти. (Один ученик на обратной стороне доски; затем – самопроверка; звучит выразительное чтение стихотворения). (Слайд 4)

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.


5. Работа с текстом стихотворения.

- Какова тема этого стихотворения? (Родина, любовь к родине)

- Какой видит Родину лирический герой? Что дорого ему? (Лирическому герою дорога самая обычная Родина, то есть лишенная патетики, торжественности, он не приукрашивает ее. Его взгляд останавливается на милых сердцу местах: спаленная жнива, степь, обоз, ночующий в степи, желтая нива, белеющие березы.)

- А почему березы не просто белые, а именно белеющие? («Белеющие», возможно, потому, имеется в виду не только цвет дерева, а и то, что березки как бы излучают свет, который притягивает к себе... Не случайно березка – это символ России.)

- Именно такие березки встречают нас на въезде в город.


6. Работа по теме урока.


а) «Узнавание причастия в лицо»

- Найдем в лермонтовских строчках причастия и докажем, что нашли их правильно.

(Учащиеся обозначают суффиксы и подчеркивают причастия как члены предложения, один ученик работает у доски.)

Причастия:

«спаленной» - образовано от глагола с помощью суффикса –енн- и обозначает признак предмета по действию: жнива, которую спалили;

«ночующий» - образовано от глагола с помощью суффикса –ющ- и обозначает признак предмета по действию: обоз, который ночует;

«белеющих» - образовано от глагола с помощью суффикса –ющ- и обозначает признак предмета по действию: березы, которые белеют.


б) «Вспомним морфологические признаки причастия» (Слайд 5)


Это счастье огромное,

Это радость безмерная –

Возвращаться на родину

После дальних дорог.

Мы, конечно же, помнили,

Как любовь свою первую,

Этот тонущий в зелени,

Милый наш городок.


- Эти замечательные слова из гимна города Щелково и Щелковского района. Автор слов Иван Рудаков.

- А встретилось ли здесь причастие?

- Давайте составим его автобиографию1. (Прошу учеников объяснить значение этого слова.) (Слайд 6)

Автобиография причастия Тонущий

Я, причастие Тонущий, происхожу из семьи прилагательного и глагола. Мой отец (глагол) оставил мне значение действия, настоящего времени, несовершенный вид. Мать (прилагательное) оставила в наследство вопрос «какой?», свою синтаксическую роль – определение, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, единственного числа и винительного падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство - обозначать признак предмета по действию.

в) «Синонимические конструкции». Устная работа. (Слайд 7)

- С какой целью причастия используются в речи? (Они украшают речь, делают ее выразительной, обозначают динамичные признаки.)

- Сравним предложения:

Клязьма – крупная и полноводная река, протекающая по территории Московской области.

Клязьма – крупная и полноводная река, которая протекает по территории Московской области.

- Как называются такие конструкции? (Синонимические синтаксические конструкции)

- В чем между ними разница? (Преимущество первой конструкции с причастным оборотом в ее лаконизме, акцент делается на признак предмета, употребляются такие предложения в основном в книжной речи. Во второй конструкции с придаточным предложением внимание акцентируется на действии, указанном в придаточном предложении, используются в стилистически нейтральной речи.)

- В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? (Слайд 8)

1. Стромынский тракт – дорога, которая шла по северным опушкам дремучих лесов, которые до сих пор сохранились в Щелковском районе.

2. Существует гипотеза происхождения Стромынки от Костромы, до которой добирались именно по этой дороге.

3. С южной стороны шел Хомутовский тракт, который соединил Владимирское княжество с Москвой.

4. Троицкая дорога – тракт, который связал уездные города с Троице-Сергиевым монастырем – духовным центром нашего края.


г) А теперь вспомним орфограммы в суффиксах причастий (Слайд 9)


Гласные в суффиксах причастий. Работа с текстом. (Слайды 10-11)

- Прочитайте текст, выпишите причастия, вставьте пропущенные гласные в суффиксы причастий. Объясните условия выбора.

Подмосковная земля как магнит, притягива...щий к себе интересной историей. До Щелкова, упомина...мого в писцовых книгах 16 века как деревня Щелково, можно быстро добраться от столицы. Название города Щелково, по одной из версий, созвучно речушке Шелоховке, впада...щей в Клязьму. По другой, - происходит от старинной фамилии дьяков Щелкаловых, господству...щих на землях около Болшева. В нашем поселке на новое летное поле в 1932 году совершил первую посадку тяжелый бомбардировщик, пилотиру...мый Валерием Чкаловым, в честь которого поселок и получил свое название. В 1937 году Валерий Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял в кабину самолета васильки и в знак доброго расположения поднес их встреча...щим его американцам.

- Сделаем вывод: от чего зависит выбор гласной в суффиксе причастия?

Дополнительные вопросы по тексту.

– На какие группы можно распределить причастия, встретившиеся в тексте? (На действительные – «притягивающий», «впадающей» и «встретившим» и страдательные – «упоминаемого» и «пилотируемый». Во-вторых, причастие «встретившим» прошедшего времени, а все остальные причастия – настоящего времени. В-третьих, причастие «встретившим» - совершенного вида, все остальные – несовершенного вида.)

- А что общего между этими причастиями? (Все они – невозвратные, несовершенного вида, настоящего времени.)


д) Н-НН в причастиях. Работа по группам. (Слайд 12)

- Много рек и озер в Щелковском районе. Наука, изучающая происхождение географических объектов, называется топонимикой, а названия рек и озер – гидронимы.

Есть и Голубое озеро (д. Алексеевка)– от голубого неба, отраже...ого в зеркальной воде. Пруд Кирпичики (г. Фрязино) – по названию построе...ого на ее берегах кирпичного завода. Река Белая (с. Душоново) – назва...ая по белоснежному дну в речке.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Как хорошо в солнечный денек расположиться на живописном берегу речки, отдохнуть, а может, и устроить пикник. Но ведь на пикник с пустыми руками не отправишься! Поэтому следующее задание: купить как можно больше товара (то есть правильно написать суффиксы причастий и отглагольных прилагательных).

Объединитесь в группы и соберите свои «Корзинки для пикника» (каждая группа получает ватман с написанными на нем словосочетаниями). Помните, что положить в корзинку вы должны только те продукты, в названии которых встречаются причастия. Орфограммы обозначьте.


1 группа (Слайд 13)

пропита...ный сиропом бисквит

клюкве...ный кисель

купле...ная на рынке клубника

привезе...ный издалека ананас

соле...ные огурцы

запече...ные яблоки


2 группа (Слайд 14)

туше...ное мясо

фарширова...ные помидоры

реза...ная крупными кольцами морковь

копче...ная рыба

приготовле...ный по особому рецепту картофель

обжаре...ный лук


3 группа (Слайд 15)

масле...ные блины

маринова...ный перец

рубле...ная петрушка

жаре...ные баклажаны

сорва...ные с дерева груши

туше...ная в маринаде рыба


- Проведем проверку. Каждая группа представляет результат своей работы, объясняя условия выбора.

- Итак, сделаем вывод: при каких условиях в суффиксе причастий нужно написать одну букву Н, а при каких – две Н?


е) «Не» с причастиями. Продолжаем знакомиться с гидронимами. (Слайд 16)

- Объяснить написание «не» с причастиями.

Река Оканица (приток Вори) – название от балтских племен – «(не) замерзающее место в реке, бьющий из глубины ключ». (От этого слова исследователи образуют название реки Оки.)

(Не) имеющее никаких обитателей Мертвое озеро (д. Алексеевка). Вода чистая, но озеро безжизненное.

(Не) созданный природой, а искусственно образованный Большой остров (с. Гребнево).

- Какие случаи правописания «не» с причастиями не представлены? Приведите примеры. («Не» с краткими причастиями пишется раздельно; если причастие не употребляется без «не», то оно пишется с «не» слитно.)


ж) Творческая работа «Наш маршрут» (Повторение пунктуации при причастном обороте) (Слайды 17-21)

- Дальше наш путь лежит к расположенной в центре библиотеке. Вам нужно сделать подписи под фотографиями, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помните, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову.

Пример выполнения задания.

* Мы идем по усыпанной листьями дороге.

* Наш путь лежит мимо памятника, воздвигнутого в честь погибших воинов.

* Рядом с памятником растут елочки. Охраняющие покой спящих воинов, они стоят неподвижно.

* Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию Чкалову, совершившему беспосадочный перелет из России в Америку.


7. Самостоятельная работа. Интерактивный тест (по вариантам). (Приложение 2). (Слайд 22)

- Наша прогулка по интересным местам Щелковского района подошла к концу.

- Что нам удалось сегодня повторить на уроке?

- Осталось ли что-то непонятным?

- И теперь задание, которое вам нужно будет выполнить самостоятельно – тест по теме «Причастие». (Поскольку за тест сразу выставляется оценка, то можно похвалить тех, кто справился с работой без единой ошибки, и подбодрить тех, кто допустил ошибки.)


8. Подведение итогов урока. (Слайд 23)

- Достигнута ли цель нашего урока?

- Что нового вы узнали?


9. Домашнее задание. (Слайд 24)

На выбор:

1) Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить орфограммы причастий, выделить причастия и причастные обороты. (Приложение 3) (Слайд 25)

2) Составить для одноклассников тест по теме «Причастие»: «Верно ли утверждение?»

3) Написать сочинение - миниатюру «Мой город» («Прогулка по городу», «Мой любимый уголок природы», можно предложить свою тему), употребив в нем одиночные причастия и причастные обороты.


10. Заключительное слово учителя. (Слайд 26)

- Любите свой город, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!


А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России,
Может каждый по сердцу найти уголок.


И куда бы он ни был заброшен судьбой,
И каких бы дорог после не было пройдено,
Человек будет знать - у него за спиной
Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина.


11. Спасибо всем за урок. (Слайд 27)



Приложения


Приложение 1


Маршрутная карта


учени ________ _______ класса _______________________ (фамилия, имя)


1. Тема урока: «___________________________________________________________».

2. Письмо по памяти. Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Автобиография причастия _____________________________ .


Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.

Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________ время, ______________________ вид.

Мать ( ____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.

Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.

Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство - _______________________________.

4. Гласные в суффиксах причастий.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Правописание «не» с причастиями.

Река Оканица (приток Вори) – название от балтских племен – «(не) замерзающее место в реке, бьющий из глубины ключ». (От этого слова исследователи образуют название реки Оки.)

(Не) имеющее никаких обитателей Мертвое озеро (д. Алексеевка). Вода чистая, но озеро безжизненное.

(Не) созданный природой, а искусственно образованный Большой остров (с. Гребнево).

6. Творческая работа «Наш маршрут» (Повторение пунктуации при причастном обороте)

* Мы идем по дороге. ________________________________________________________

* Наш путь лежит мимо памятника. ____________________________________________

* Рядом с памятником растут елочки. Они стоят неподвижно. ___________________________________________________________________________

* Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию Чкалову. ___________________________________________________________________________

7. Домашнее задание.





Приложение 2


ТЕСТ по теме: «Причастие»


Вариант 1


1. Свойства каких частей речи объединяет в себе причастие?

1) наречия и глагола

2) прилагательного и числительного

3) существительного и прилагательного

4) прилагательного и глагола


2. Причастия, как и прилагательные

1) имеют степени сравнения

2) обозначают признак предмета

3) могут быть полными и краткими

4) могут иметь суффикс –ян-


3. Найдите строку, в которой все слова – причастия.

1) устроил, управляемый, наладивший

2) увидевший, застроенный, расколотый

3) горючий, взволнованный, испорченный

4) тающий, дремлющий, дремучий


4. Найдите словосочетание причастие + существительное с причастием в роли главного слова.

1) цветущая липа

2) падающий на землю

3) засеянные поля

4) в написанном письме


5. Найдите словосочетание со страдательным причастием

1) прилетевшие птицы

2) распустившиеся от тепла

3) играющий во дворе

4) огороженный забором


6. Найдите словосочетание с действительным причастием

а) читающий книгу

б) поле не убрано

в) избираемый президиум

г) раскрытое окно


7. Найдите причастие, в котором пропущена буква И.

1) у бурливш...й речонки

2) в темнеющ...м лесу

3) летящ...х на свет

4) на пестреющ...м лугу


8. В каком предложении причастие употреблено в форме настоящего времени?

1) Волнуемый воспоминаниями, я забылся.

2) Последние лучи заката лежат на солнце сжатой ржи.

3) Октябрь опавшую листву топтал, швырял, кружил…

4) Уж побледнел закат румяный над усыпленною землей.


9. Найдите строку, в которой все причастия образованы от глаголов второго спряжения.

1) трепещ…щий, пряч…щийся, бор…щийся

2) невид…мый, самокле…щийся, держур…щий

3) дремл…щий, шепч…щиеся, леч…щий

4) плач…щий, окружа…мый, слыш…мый


10. Найдите причастие, которое пишется слитно с частицей «не».

1) (не) исправленная работа

2) (не) знающий усталости

3) конверт (не) подписан

4) (не) убранное вовремя поле


11. Найдите слово, в суффиксе которого пишутся «нн».

1) ветре...ная погода

2) рва...ная куртка

3) изба построе...на

4) подсоле...ный суп


12. Найдите верное утверждение

1) «не» с краткими причастиями пишется раздельно

2) одна «н» пишется в суффиксе полного причастия

3) «не» с полными причастиями всегда пишется слитно

4) краткое причастие в предложении является определением


13. Найдите предложение, в котором есть причастный оборот.

1) Солнце вспыхивало в разлетающихся брызгах.

2) У выходящего на восток окошка ветка тополя уже выбросила клейкие листочки.

3) Озеро насторожило меня своим застывшим покоем.

4) Деревья в садах так плотно склеены тьмою, точно кто их в деготь окунул.


14. Найдите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.

1) Со стороны солнца, непрерывающимися волнами, неслись самолеты.

2) И цветы, опьяненные росами, рассказали ветрам сказки нежные.

3) Веющий с юга, ветер приносил полынный запах.

4) В заснувшем недавно, лесу стояла гулкая тишина.



15. Соотнесите причастия с утверждениями.

1) охраняющие


2) незамеченный



3) трепетавший



4) смеющийся





1) причастие невозвратное,

сов совершенного вида, прошедшего времени

2) причастие невозвратное,

несовершенного вида, прошедшего времени

3) причастие, невозвратное,

несовершенного вида, настоящего времени

4) причастие возвратное,

несовершенного вида, настоящего времени


16. Найдите причастия, в которых пропущена буква И.

1) слыш...вший

2) отта...вший

3) ужал...вшая

4) постро...вший


Правильные ответы для задания 15: 1) – 3); 2) – 1); 3) – 2; 4) – 4).






Вариант 2


1. Что обозначает причастие?

1) количество предметов

2) признак предмета по действию

3) действие предмета

4) признак предмета


2. Этот признак является общим для причастия и глагола:

1) наклонение

2) время

3) лицо

4) спряжение


3. Найдите строку, в которой все слова – причастия.

1) дремучий, поющий, рисуемый

2) полученный, проверенный, знающий

3) скошенный, горючий, улетевшие

4) плакучие, спеющий, расколотый


4. Найдите словосочетание причастие + существительное с причастием в роли главного слова.

1) затопленные поля

2) не знающий ничего

3) набежавшие волны

4) с плывущими облаками


5. Найдите словосочетание со страдательным причастием.

1) растаявший на солнце

2) спеющий в саду

3) усеянное звездами

4) блестящим украшением


6. Найдите причастие, в окончании которого пишется буква И.

1) в царивш...й тишине

2) к поседевш...му ветерану

3) около затерявш...йся деревушки

4) над замерзающ...м озером


7. Найдите словосочетание с действительным причастием.

1) выгорающая на солнце

2) управляемая система

3) испеченный пирог

4) сломанная игрушка


8. В каком предложении причастие употреблено в форме настоящего времени?

1) Вот бреду я вдоль дороги в тихом свете гаснувшего дня.

2) Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному.

3) Мы остановились на опушке, обращенной к лесу.

4) Дрожащий карлик за седлом не смел дышать, не шевелился.


9. Найдите строку, в которой все причастия образованы от глаголов первого спряжения.

1) та...щий, числ...щиеся, охраня...щие

2) слыш...мый, пряч...щийся, кол...щий

3) стел...щийся, трепещ...щий, се...щий

4) колыш...щий, терп...щий, ве...щий


10. Найдите причастие, которое пишется слитно с частицей «не».

1) задача (не) решенная, а только начатая

2) (не) заселенные дома на окраине

3) окно (не) открыто

4) (не) замерзающий зимой ручей


11. Найдите слово, в суффиксе которого пишутся «нн».

1) суше...ная на солнце рыба

2) серебр...ная ложка

3) смышле...ный ребенок

4) задание выполне...но


12. Найдите верное утверждение.

1) причастие в предложении всегда выполняет роль определения

2) причастный оборот всегда находится в середине предложения

3) «не» с полными причастиями пишется только раздельно

4) причастия, как и глаголы, могут быть совершенного и несовершенного вида


13. Найдите предложение, в котором есть причастный оборот.

1) В голосе матери звучала нескрываемая тревога.

2) Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она.

3) Красиво смотрится на волнах окрыленное белыми парусами судно.

4) Гуляют тучи золотые над отдыхающей землей.


14. Найдите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.

1) Пшеница не скошенная вовремя стала осыпаться.

2) Раньше это был залив глубоко впадающий в сушу.

3) С моря доносился не умолкающий ни на минуту шум прибоя.

4) Привлеченные светом бабочки кружились около фонаря.













15. Соотнесите причастия с утверждениями.

1) открытый



2) бежавший



3) борющийся



4) передаваемый



1) причастие невозвратное,

несовершенного вида, настоящего времени

2) причастие невозвратное,

несовершенного вида, прошедшего времени

3) причастие невозвратное,

совершенного вида, прошедшего времени

4) причастие возвратное,

несовершенного вида, настоящего времени


16. Найдите причастия, в которых пропущена буква Е.

1) ненавид...вший

2) просе...нный

3) раста...вший

4) закле...нный


Ответы к заданию 15: 1) – 3); 2) – 2); 3) – 4)4 4) - 1).


Интерактивная версия теста создана с помощью ADSoft Tester. Программа позволяет устанавливать ценность вопроса (например, задания с множественным выбором ответа, например, задание 16, может быть оценено выше, чем задания с выбором одного ответа; задание 15 на сопоставление имеет еще большую ценность), поэтому могут варьироваться критерии оценивания выполнения теста.



Приложение 3 (Текст для домашнего задания)


Река Клязьма


Клязьма река в Европейской части России прот...ка...щая по те(р, рр)итории Московской област... . Клязьма самый крупный и полн...водный пр...ток реки Оки впада...щий в нее в Нижегородской област... .

(Кое)где река имеет ширину пр...выша...щую 200 метров. Дно ее глин...стое местами песч...ное т...чение медле...ное спокойное.

На берегах Клязьмы постро...ны бумажные керамические и текстильные производства.

В архивах сохр...нилось упоминание о помещике Катенине открывш...м на Клязьме первую (па...сажирско)грузовую линию. По реке шли груже...ные разными товарами баржи «бежали» речные пар...ходики. Чудес...ный вид открывался перед па...сажирами стоящ..... у самой воды стари...ные бел...каме...ные дома монастыри сверка...щие на солнце маковки церквей тянувш....ся по всему берегу холмы у подножия которых б...ют многочисле...ные ключи.

1 Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе, 1-е полугодие: Универс. рабочая тетр. с богатым теорет., а также прак. материалом, подгот. для детей и их родителей, для преподавателей-словесников...:В 2 тетр. Тетр. 1. – Калининград: Редкая книга, 1996. – С. 39.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!