СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по химии "Основания"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по химии "Основания"»

Урок химии  8 класс

Урок химии 8 класс

Девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому»

Девиз урока:

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому»

Задание   распределить вещества по группам:  1) простые вещества, 2) кислотные оксиды,  3) основные оксиды. Назвать оксиды NaOH Al CO 2  O 3 Fe(OH) 3 SO 3 MgO Ba(OH) 2 K 2 O KOH

Задание распределить вещества по группам: 1) простые вещества, 2) кислотные оксиды, 3) основные оксиды. Назвать оксиды

  • NaOH
  • Al
  • CO 2
  • O 3
  • Fe(OH) 3
  • SO 3
  • MgO
  • Ba(OH) 2
  • K 2 O
  • KOH
Ответ: Простые вещества Al Кислотные оксиды O 3 CO 2 - оксид углерода (IV) Основные оксиды SO 3 – оксид серы (VI) MgO – оксид магния K 2 O – оксид калия

Ответ:

Простые вещества

Al

Кислотные оксиды

O 3

CO 2 - оксид углерода (IV)

Основные оксиды

SO 3 – оксид серы (VI)

MgO – оксид магния

K 2 O – оксид калия

Вопрос : К какому классу соединений можно отнести оставшиеся вещества из списка?  Что их объединяет? NaOH Fe(OH) 3 Ba(OH) 2 KOH

Вопрос : К какому классу соединений можно отнести оставшиеся вещества из списка? Что их объединяет?

  • NaOH
  • Fe(OH) 3
  • Ba(OH) 2
  • KOH
Демонстрация эксперимента

Демонстрация эксперимента

Тема урока:   ОСНОВАНИЯ

Тема урока:

ОСНОВАНИЯ

Цели и задачи урока :  (формулируются учащимися) Дать определение понятию «основания». Познакомиться с составом, классификацией и образцами оснований. Изучить их физические свойства. Научиться составлять формулы оснований,  называть их. Исследовать действие индикаторов на основания.

Цели и задачи урока : (формулируются учащимися)

  • Дать определение понятию «основания».
  • Познакомиться с составом, классификацией и образцами оснований.
  • Изучить их физические свойства.
  • Научиться составлять формулы оснований,

называть их.

  • Исследовать действие индикаторов на основания.
Основания  – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп. Число гидроксогрупп определяется валентностью металла. Общая формула оснований:  Me(OH) n  Me – знак элемента металла OH – гидроксильная группа ( валентность равна I ) n – число гидроксильных групп = валентности металла n =1 - 3

Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп. Число гидроксогрупп определяется валентностью металла.

Общая формула оснований:

Me(OH) n

  • Me – знак элемента металла
  • OH – гидроксильная группа ( валентность равна I )
  • n – число гидроксильных групп = валентности металла
  • n =1 - 3
Номенклатура оснований  (лат. nomenclatura – перечень, список)

Номенклатура оснований (лат. nomenclatura – перечень, список)

Модельный ответ задания  по карточке № 1 Ca(OH) 2 – гидроксид кальция Fe(OH) 3 – гидроксид железа (III) NaOH – гидроксид натрия Гидроксид лития – LiOH Гидроксид меди (II) – Cu(OH) 2 Гидроксид бария – Ba(OH) 2

Модельный ответ задания по карточке № 1

  • Ca(OH) 2 – гидроксид кальция
  • Fe(OH) 3 – гидроксид железа (III)
  • NaOH – гидроксид натрия
  • Гидроксид лития – LiOH
  • Гидроксид меди (II) – Cu(OH) 2
  • Гидроксид бария – Ba(OH) 2
Задание : установите соответствие между формулой основания и его названием   Mg(OH) 2 Гидроксид меди (I) CuOH Гидроксид магния KOH Гидроксид калия

Задание : установите соответствие между формулой основания и его названием

Mg(OH) 2

Гидроксид меди (I)

CuOH

Гидроксид магния

KOH

Гидроксид калия

Физкультминутка

Физкультминутка

Техника безопасности при работе с NaOH и KOH При контакте слизистых поверхностей с едкой щёлочью необходимо промыть поражённый участок струей воды , а при попадании на кожу после промывания, обработать 1-2 % раствором уксусной кислоты .  При работе с щелочами рекомендуется использовать    защитные средства : резиновые перчатки, для защиты тела —халат.

Техника безопасности при работе с NaOH и KOH

  • При контакте слизистых поверхностей с едкой щёлочью необходимо промыть поражённый участок струей воды , а при попадании на кожу после промывания, обработать 1-2 % раствором уксусной кислоты .
  • При работе с щелочами рекомендуется использовать  

защитные средства :

  • резиновые перчатки,
  • для защиты тела —халат.
Работа в группах 2 группа  работает по инструктивной карточкой № 3 Лабораторный опыт «Изменение окраски индикаторов в растворах оснований» 1 группа работает по инструктивной карточке № 2 Лабораторный опыт «Физические свойства оснований»

Работа в группах

  • 2 группа работает по инструктивной карточкой № 3 Лабораторный опыт «Изменение окраски индикаторов в растворах оснований»
  • 1 группа работает по инструктивной карточке № 2 Лабораторный опыт «Физические свойства оснований»
Физические свойства оснований  (результаты работы 1 группы) Название основания Формула основания 1. гидроксид натрия NaOH  Цвет вещества 2. гидроксид меди (II) Растворимость белый  3. гидроксид кальция Cu(OH) 2     Ca(OH) 2   растворяется в воде голубой  4. гидроксида железа (III) 5. гидроксида калия   Fe(OH) 3   не растворяется   белый   мало растворим    KOH кирпичный     не растворяется   белый растворяется 

Физические свойства оснований (результаты работы 1 группы)

Название основания

Формула основания

1. гидроксид натрия

NaOH 

Цвет вещества

2. гидроксид меди (II)

Растворимость

белый 

3. гидроксид кальция

Cu(OH) 2  

  Ca(OH) 2

  растворяется

в воде

голубой 

4. гидроксида железа (III)

5. гидроксида калия

  Fe(OH) 3

  не растворяется

  белый

  мало растворим

  KOH

кирпичный 

   не растворяется

  белый

растворяется 

Основания Нерастворимые в воде  Растворимые в воде (щелочи) Малорастворимые  Cu(OH) 2   Fe(OH) 3 NaOH KOH Ca(OH) 2

Основания

Нерастворимые в воде

Растворимые в воде

(щелочи)

Малорастворимые

Cu(OH) 2  

Fe(OH) 3

NaOH

KOH

Ca(OH) 2

Таблица растворимости кислот, солей и оснований

Таблица растворимости кислот, солей и оснований

7 Нейтральная среда рН =7 … В щелочах у фенолфталеина Настанет не жизнь, а сплошная малина! Ярче цвета всех малин наш фенолфталеин! " width="640"

Действие индикаторов на основания (результаты работы 2 группы)

Индикатор

Цвет индикатора в воде

1. Метиловый оранжевый

Цвет индикатора в щелочи

  Оранжевый

2. Фенолфталеин

3. Лакмус

Желтый 

  Бесцветный

  Малиновый

  Фиолетовый

  Синий

Кислая среда - рН

Щелочная среда  - рН 7

Нейтральная среда рН =7

В щелочах у фенолфталеина Настанет не жизнь, а сплошная малина!

Ярче цвета всех малин наш фенолфталеин!

Применение оснований Гидроксид кальция Гидроксид калия (едкий кали) (гашеная известь): В строительстве Для распознавания CO 2 Очистка нефти Производство бумаги «варка» стекла Борьба с вредителями с/х культур Производство жидкого мыла

Применение оснований

Гидроксид кальция

Гидроксид калия

(едкий кали)

(гашеная известь):

В строительстве

Для распознавания CO 2

Очистка нефти

Производство бумаги

«варка» стекла

Борьба с вредителями с/х культур

Производство жидкого мыла

Применение оснований Гидроксид натрия (едкий натр) Гидроксид бария (баритовая вода) Фармацевтика Очистка нефти Определение CO 2 в газах Производство твердого мыла Выделка кожи Производство бумаги

Применение оснований

Гидроксид натрия

(едкий натр)

Гидроксид бария (баритовая вода)

Фармацевтика

Очистка нефти

Определение CO 2 в газах

Производство твердого мыла

Выделка кожи

Производство бумаги

ЗАКРЕПЛЕНИЕ  «Третий лишний» Гидроксид, основание, оксид NaOH, Ba(OH) 2 , Cu(OH) 2 LiOH, Zn(OH) 2 , Mg(OH) 2 Фенолфталеин, индикатор, гидроксид. Н 2 SO 4 , Сa(OH) 2 , HCl

ЗАКРЕПЛЕНИЕ «Третий лишний»

  • Гидроксид, основание, оксид
  • NaOH, Ba(OH) 2 , Cu(OH) 2
  • LiOH, Zn(OH) 2 , Mg(OH) 2
  • Фенолфталеин, индикатор, гидроксид.
  • Н 2 SO 4 , Сa(OH) 2 , HCl
Ответы Оксид. Cu(OH) 2 т.к. это нерастворимое основание, а остальные соединения – щелочи. LiOH т.к. это щелочь, а все остальные – нерастворимые основания. Гидроксид. Сa(OH) 2  т.к. только это вещество является основанием.

Ответы

  • Оксид.
  • Cu(OH) 2 т.к. это нерастворимое основание, а остальные соединения – щелочи.
  • LiOH т.к. это щелочь, а все остальные – нерастворимые основания.
  • Гидроксид.
  • Сa(OH) 2 т.к. только это вещество является основанием.
Поиграем в «крестики-нолики».  Покажите выигрышный путь,  который составляют формулы оснований. 1 вариант H 2 O 2 CuO LiOH HOH Cu(OH) 2 Ca(OH) 2 HNO 3 Mg(OH) 2 BaSO 4 2 вариант MgCl 2 CuOH KOH Al(OH) 3 Ba(OH) 2 Zn(OH) 2 Na 2 O CaCO 3 Cr(OH) 3

Поиграем в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оснований.

1 вариант

H 2 O 2

CuO

LiOH

HOH

Cu(OH) 2

Ca(OH) 2

HNO 3

Mg(OH) 2

BaSO 4

2 вариант

MgCl 2

CuOH

KOH

Al(OH) 3

Ba(OH) 2

Zn(OH) 2

Na 2 O

CaCO 3

Cr(OH) 3

Вывод: Сегодня на уроке мы познакомились с новым классом неорганических веществ. Каким? Основания в своем составе имеют группу. Какую и как она называется? Чему равна валентность этой группы? Как классифицируют основания? С помощью какого индикатора мы можем доказать наличие щелочи в пробирке?

Вывод:

  • Сегодня на уроке мы познакомились с новым классом неорганических веществ. Каким?
  • Основания в своем составе имеют группу. Какую и как она называется?
  • Чему равна валентность этой группы?
  • Как классифицируют основания?
  • С помощью какого индикатора мы можем доказать наличие щелочи в пробирке?
Самооценка работы на уроке:   9 – 10 баллов – «5» 7 – 8 баллов – «4» 5 – 6 баллов – «3»

Самооценка работы на уроке:

  • 9 – 10 баллов – «5»
  • 7 – 8 баллов – «4»
  • 5 – 6 баллов – «3»
Домашнее задание: § 41; упражнения 1, 2

Домашнее задание:

  • § 41; упражнения 1, 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!