Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ «ЦРР-д/с «Марьино»
Затолокина И.А.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что же такое сенсорика?
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное воспитание это - система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов .
Значение сенсорного воспитания :
- развивает наблюдательность;
- влияет на эстетическое чувство;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Задачи :
В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).
В среднем дошкольном возрасте:
- формируются сенсорные этапы – устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
- формирование сенсорных эталонов;
- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;
- развитие аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте:
- различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв
- развитие мелкой моторики,
- установление сходства и различия между предметами
Интеграция сенсорного развития с другими областями:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
Сенсорные эталоны:
цвета ;
формы ;
величины ;
вкуса ;
обоняния ;
времени ;
эталоны пространственных представлений;
эталоны осязания.
Этапы сенсорного воспитания:
– формирование сенсорных эталонов
– обучение способам обследования предмета,
– различение формы, цвета и величины, выполнение более сложных глазомерных действий.
– развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
В пять лет ребенок должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал.
В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.).
Игры на развитие тактильных ощущений
"Чудесный мешочек"
"Платочек для куклы"
" Угадай на ощупь"
" Узнай фигуру "
«Теплый- холодный»
"Что внутри?"
Игры для закрепления понятия формы
«Какая фигура лишняя?»
«Назови форму предмета»
«Составь целое из частей»
«Определи правильно»
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
«Подбери пару по цвету»
«Сравни предметы по высоте»
«Разложи по размеру»
«Расставь по порядку»
«В какую коробку?»
«Дальше — ближе»
«Найди игрушку»
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
«Какого цвета не стало?»
«Собери гусеницу»
«Сложи радугу»
«Неразлучные цвета»
«Какие цвета использованы?»
Используем различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащи е для развития тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики у детей .
Использование массажных мячей .
Шнуровки .
« Осязательные ванны»
«Сенсорная тропа для ног»
Литература:
1. Венгер Л.А, Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
3. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.
4. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией
Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.
5. Метлева Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
Спасибо за внимание!