СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию сенсорной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорная память перерабатывает информацию, идущую от органов чувств. Данный вид памяти тесно связан с развитием зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Дети, обладающие высоким уровнем развития сенсорной памяти становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию [4].

Развитие сенсорной памяти – это одно из условий успешного познания различной практической деятельности. В старшем дошкольном возрасте при определенных условиях у ребенка развиваются различные способности, пополняющие сенсорный навык ребенка при помощи зрения, органов чувств, осязания. Ребенок начинает классифицировать, сравнивать и различать предметы.

Для развития сенсорной памяти целесообразно использовать средства сенсорного стимулирования:

1. Визуальные (таблицы, схемы, модели, видеофильмы, слайды, книги).

2. Слуховые (аудиозаписи, предметы, созданные природой или человеком).

3. Тактильные или осязательные (таблицы – барельефы, объемные модели, конструктор).

4. Обонятельные (аромалампы, аромалисты, объекты, созданные природой) [17].

Визуальные средства должны согласовываться с целью и задачами деятельности. Особую популярность сегодня приобрели видеофильмы и презентации. Дети увлеченно воспринимают специально созданные презентации, репродукции картин и другое.

Слуховые средства продуктивно влияют на работоспособность, если их использовать в начале занятия в виде загадок, перед или во время выполнения самостоятельной работы (например, шум ветра, когда дети рисуют на тему «Зима»).

Тактильные средства помогут ребенку понять форму предмета, его фактуру, объем (для этого можно использовать игрушки, сделанные из материала различного качества: мягкие, гладкие, твердые и др.) [30].

В практике обонятельные средства обучения используются крайне редко, поскольку могут вызвать аллергические реакции. Однако, используя данные средства, мы дополнительно стимулируем и настраиваем ребенка на определенный образ. Все перечисленные средства связаны с влиянием на сенсорные процессы, поэтому называются средствами сенсорного стимулирования.

Особое место в развитии сенсорной памяти занимает создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей развитию сенсорного восприятия детей через игру.

При организации развивающей предметно – пространственной среды в группе детского учреждения необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку.

Предметы обстановки пространства должны подбираться таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величин, материалов, гармонию окружающего мира. Много места, как правило, отводится естественному природному и бросовому материалу. При создании развивающей предметно – пространственной среды в группах важно подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены непосредственно для данного возраста [11].

Для развития сенсорной памяти очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем мире.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для развития сенсорной памяти ребенка: ребенок осваивает свойства и признаки предметов, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки.

Главный вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Через нее проходит развитие всех психологических функций и развитие сенсорной памяти тоже. Таким образом, в воспитательно – образовательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной памяти ребенка, основная задача которых ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами предметов, что поможет ребенку накопить знания о характерных признаках предметов.

Для развития сенсорной памяти детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы следующие игры:

1.Игра «Мешочек с сюрпризом». Мешочек наполняют предметами разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребёнку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

2.Игра «Платьице для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае – определение типа ткани). Детям предлагают трёх кукол в разных платьях (шёлковом, шерстяном, вязаном). Дошкольники поочерёдно рассматривают и ощупывают все платья. Далее платьица снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужное платье для каждой куклы.

3.Игра «Из чего сделан этот предмет?». Ребёнку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

4. Игра «Что за форма?». Дошкольнику предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб)  [7].

Сенсорная память ребенка, уровень его чувственного познания являются главным и неоспоримым условием познавательного развития. Совершенствование ощущений и восприятия ребёнка – необходимая предпосылка для развития более сложных, мыслительных процессов. В основе познавательного развития дошкольника лежит развитие его чувственного опыта. Ребенок должен правильно воспринимать окружающий мир, а это значит, что все органы чувств должны быть нормально развиты. Роль взрослых в развитии сенсорной памяти детей дошкольного возраста значительна, так как именно они являются проводниками процесса познания окружающего мира ребенком. Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей и педагогов по развитию сенсорной памяти у детей старшего дошкольного возраста»

Сенсорная память перерабатывает информацию, идущую от органов чувств. Данный вид памяти тесно связан с развитием зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Дети, обладающие высоким уровнем развития сенсорной памяти становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию [4].

Развитие сенсорной памяти – это одно из условий успешного познания различной практической деятельности. В старшем дошкольном возрасте при определенных условиях у ребенка развиваются различные способности, пополняющие сенсорный навык ребенка при помощи зрения, органов чувств, осязания. Ребенок начинает классифицировать, сравнивать и различать предметы.

Для развития сенсорной памяти целесообразно использовать средства сенсорного стимулирования:

1. Визуальные (таблицы, схемы, модели, видеофильмы, слайды, книги).

2. Слуховые (аудиозаписи, предметы, созданные природой или человеком).

3. Тактильные или осязательные (таблицы – барельефы, объемные модели, конструктор).

4. Обонятельные (аромалампы, аромалисты, объекты, созданные природой) [17].

Визуальные средства должны согласовываться с целью и задачами деятельности. Особую популярность сегодня приобрели видеофильмы и презентации. Дети увлеченно воспринимают специально созданные презентации, репродукции картин и другое.

Слуховые средства продуктивно влияют на работоспособность, если их использовать в начале занятия в виде загадок, перед или во время выполнения самостоятельной работы (например, шум ветра, когда дети рисуют на тему «Зима»).

Тактильные средства помогут ребенку понять форму предмета, его фактуру, объем (для этого можно использовать игрушки, сделанные из материала различного качества: мягкие, гладкие, твердые и др.) [30].

В практике обонятельные средства обучения используются крайне редко, поскольку могут вызвать аллергические реакции. Однако, используя данные средства, мы дополнительно стимулируем и настраиваем ребенка на определенный образ. Все перечисленные средства связаны с влиянием на сенсорные процессы, поэтому называются средствами сенсорного стимулирования.

Особое место в развитии сенсорной памяти занимает создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей развитию сенсорного восприятия детей через игру.

При организации развивающей предметно – пространственной среды в группе детского учреждения необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть хорошо закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку.

Предметы обстановки пространства должны подбираться таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величин, материалов, гармонию окружающего мира. Много места, как правило, отводится естественному природному и бросовому материалу. При создании развивающей предметно – пространственной среды в группах важно подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены непосредственно для данного возраста [11].

Для развития сенсорной памяти очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем мире.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для развития сенсорной памяти ребенка: ребенок осваивает свойства и признаки предметов, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки.

Главный вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Через нее проходит развитие всех психологических функций и развитие сенсорной памяти тоже. Таким образом, в воспитательно – образовательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной памяти ребенка, основная задача которых ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами предметов, что поможет ребенку накопить знания о характерных признаках предметов.

Для развития сенсорной памяти детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы следующие игры:

1.Игра «Мешочек с сюрпризом». Мешочек наполняют предметами разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребёнку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

2.Игра «Платьице для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае – определение типа ткани). Детям предлагают трёх кукол в разных платьях (шёлковом, шерстяном, вязаном). Дошкольники поочерёдно рассматривают и ощупывают все платья. Далее платьица снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужное платье для каждой куклы.

3.Игра «Из чего сделан этот предмет?». Ребёнку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

4. Игра «Что за форма?». Дошкольнику предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб) [7].

Сенсорная память ребенка, уровень его чувственного познания являются главным и неоспоримым условием познавательного развития. Совершенствование ощущений и восприятия ребёнка – необходимая предпосылка для развития более сложных, мыслительных процессов. В основе познавательного развития дошкольника лежит развитие его чувственного опыта. Ребенок должен правильно воспринимать окружающий мир, а это значит, что все органы чувств должны быть нормально развиты. Роль взрослых в развитии сенсорной памяти детей дошкольного возраста значительна, так как именно они являются проводниками процесса познания окружающего мира ребенком. Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!