«Нравственно – патриотическое воспитание детей в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» на тему:
«Возможности использования интерактивного оборудования в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине
В.А. Сухомлинекий
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что про цент молодежи, покидающей Россию растет из года в год. Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить
«…» воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом высыпании.
Наряду с сохранением и укреплением здоровья воспитанников содержание основной общеобразовательной программы должно обеспечить формирование у детей целостной картины мира, интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру, формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека, потребности в реализации собственных творческих способностей, формирование патриотических чувств, тендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также и принадлежности к мировому сообществу.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
С целью воспитания патриотизма предусматривается решение комплекса задач:
воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
усвоение элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труд. Свою работу строит в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
"позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельности подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Существует немало методик и технологий нравственно - патриотического воспитания, но особое внимание в данной работе, хотелось бы уделить работе на интерактивной доске.
С появлением интерактивного оборудования у меня появилась возможность оживить и разнообразить свои занятия. Возможность обучения с использованием интерактивной доски шире тех, которые дает традиционная форма. Она способствует повышению активности детей за счет возможностей наблюдать результаты своей исследовательской деятельности, использования метода апробирования и анализа действий за счет их повторений. Обучающие ситуации, создаваемые с помощью интерактивной доски, делают возможной само коррекцию и индивидуальную работу ребенка в сообществе с другими детьми. Поэтому их использование в образовательном процессе может стать важным средством коррекции психических функций ребенка, позволит обеспечить введение его в культуру общества, помочь адаптироваться в социуме.
Электронную наглядную информацию разрабатываю самостоятельно, при помощи специализированного программного обеспечения для интерактивной доски. Разнообразие форм предъявления информации делают работу привлекательной и доступной для усвоения детьми, что позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия. Интерактивную доску использую на всех занятиях, так как дидактические игры разработаны по каждой теме программы. На занятиях применяю дидактические игры с использованием интерактивной доски для подачи новой темы и закрепления изученного материала. Также используя доску, у детей развивается компьютерная грамотность, мелкая моторика, активизируется внимание и познавательный интерес. С помощью интерактивной доски ребята разгадывают шифровки, пишут маркерами, используют ластик, перемещают объекты на экране. Задания предлагаю с учетов возрастных и индивидуальных возможностей. Использование интерактивной доски показало, что даже «слабый» ребенок проявляет желание работать, дети чувствуют себя комфортнее, они с желанием выходят к доске и выполняют задание игры. Дидактические игры с применением электронного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной - занятие проходит незаметно, никто не устает и не остается равнодушным. Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышенного интереса к учебе - яркий показатель эффективности применения интерактивной доски.
Варианты использования интерактивной доски:
как обычная доска - для рисования электронной ручкой;
как демонстрационный экран - для презентаций, показа иллюстраций, видеофильмов;
как сенсорный монитор, так как движение электронной ручкой по экрану равносильно движению мышкой по монитору.
Но хочется еще сказать, что с появлением возможности использовать информационные технологии следует помнить о качестве их использования: оно должно быть уместным, целесообразным, чтобы воздействие компьютерных технологий имело не развлекательный, а развивающий эффект, их целесообразно использовать в комплексе с традиционными формами обучения (стандартным наглядным материалом, реальными объектами), которые стимулируют полноценное сенсорное развитие дошкольников.
Все игры и задания разработаны с целью совершенствования наглядно-действенного мышления. Они корригируют процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения предметов, требует умение сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнять их правильно.
Познакомимся с некоторыми из дидактических игр.
Игра «Собери пазл»
Задачи: закрепить представление детей о гербе родного города и России; уметь выделять
герб родного города и герба России из других знаков; упражнять детей в соответствии целого из частей; воспитывать усидчивость.
Используется элемент интерактивности «переверни и собери», пазлы герба.
Игра «Найди пару»
Задачи: упражнять в нахождении логического соответствия, активизации словаря.
Используется прием перетаскивания объектов. Дети перетаскивают картинки с изображением памятников, флагов, карт, соединяя их в пару по логическому соответствию.
Игра «Продолжи узор»
Задачи: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям,
учить узнавать и отличать различные промыслы; развивать зрительную внимательность и
мелкую моторику.
Игра «Собери из полосок флаги»
Задачи: способствовать закреплению знания флага своего города и своей страны; упражнять детей в соответствии целого из частей; воспитывать усидчивость.
Используется элемент «подбери верное» перетаскивание частей-полосок флага России.
Игра «Одень куклу»
Задача: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, развивать внимательность, память.
Используется элемент перетаскивание объектов и открой, и проверь: части одежды перетаскиваются на силуэт куклы и проверяют правильность выполнения, открыв шторки.
Игра «Пиктограмма»
Задача: закреплять знания памятников н досуговых центров города:
Используется элемент «Открой и проверь».
Игра «Что лишнее»
Задачи: знакомить с родным городом, развивать внимание. Используется маркер - зачеркнуть лишнее.
Делая выводы, можно сказать, что использование информационных технологий позволяет создавать наглядные н информационно - насыщенные электронные образовательные ресурсы, разработанные игры II упражнения задания на достижение успеха, а производимые технические манипуляции побуждает детей само утверждаться. Использование интерактивной доски является результативным для воспитания патриотических чувств, получении знаний о своей стране и своем городе, о природе края и страны.
Список литературы
Авраменко О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. - Елеи, 2001. - 12 с.
Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников. /
Л.Н. Деркач. Дошкольная педагогика. 2009.- -№2(51). - с. 21-26.
Деможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». - 2006. - №8. - 80с.
Махнева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, №8.
Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск,1976г.
Шайдуллина Р.Г. Работа с интерактивной доской. Дошкольная педагогика. 2012, №3 (78).
4