Роль педагога в учебно-воспитательном процессе.
Обучение — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица
реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием .
Деятельность педагога в процессе обучения:
- передача информации
- организация учебно-познавательной деятельности ученика
- стимулирование интересов, самостоятельности и творчества учеников
- оценка достижений учеников, корректировка сложностей
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности;
это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие учителей и учеников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания .
Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности.
Воспитание имеет ряд особенностей.
Во-первых , воспитание - процесс целенаправленный.
Воспитание становится эффективным , когда педагог специально выделяет цель воспитания , к которой он стремится.
Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна ученику , и он согласен принять ее.
Во-вторых, это процесс многофакторный.
При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов .
Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.
В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера , личностные качества, ценностные ориентиры.
Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.
В-четвертых , воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия .
В-пятых , особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность.
Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия учителя и учеников .
Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то учителю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.
В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.
Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство».
В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие учителей и учеников, направленное на достижение заданной цели.
Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный.
Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания , форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов.
В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер.
Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях : от учителя к ученику и от ученика к учителю.
Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от учеников.
Чем больше ее в распоряжении учителя, тем целесообразнее воспитательное воздействие .
Важным аспектом изучения воспитательного процесса как определяющего компонента педагогического процесса является содержание воспитания.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся.
Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание должны быть слитые в целостном педагогическом процессе.
Это дает возможность достичь главную цель воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности .
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись.
Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания .
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты:
- реализм целей воспитания.
Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека , опирающееся на его способности и дарования.
Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры.
Это культура жизненного самоопределения : экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.
- личностная направленность воспитания.
В центре всей воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, ученик - высшая цель, смысл педагогической заботы .
Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы , своеобразие характеров, чувство собственного достоинства.
- добровольность.
Без собственной доброй воли учеников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества.
Как практически должно быть организовано воспитание в рамках педагогического процесса для осуществления этих идей?
Сегодня мало сообщить ученику : человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание.
У него неизбежно возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает?
Здесь особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать свое взаимодействие с учениками .
Постановка в центр внимания основы социального воспитания ориентирует на осуществление важнейших функций общества - подготовку обучающихся к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе .