СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Роль педагога в воспитательном процессе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Роль педагога в воспитательном процессе"»

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе.

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе.

Обучение  — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица  реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием . Деятельность педагога в процессе обучения: передача информации организация учебно-познавательной деятельности ученика

Обучение  — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица

реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием .

Деятельность педагога в процессе обучения:

  • передача информации
  • организация учебно-познавательной деятельности ученика
стимулирование интересов, самостоятельности и творчества учеников оценка достижений учеников, корректировка сложностей   Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и кон­тролируемое взаимодействие учителей и учеников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
  • стимулирование интересов, самостоятельности и творчества учеников
  • оценка достижений учеников, корректировка сложностей

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности;

это специально организованное, управляемое и кон­тролируемое взаимодействие учителей и учеников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В целостном педагогическом процессе важное место зани­мает процесс воспитания .   Сущ­ность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд особенностей.   Во-первых , воспитание - процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным , когда педагог специально выделяет цель воспитания , к которой он стремится.

В целостном педагогическом процессе важное место зани­мает процесс воспитания .

Сущ­ность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности.

Воспитание имеет ряд особенностей.

Во-первых , воспитание - процесс целенаправленный.

Воспитание становится эффективным , когда педагог специально выделяет цель воспитания , к которой он стремится.

Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна ученику , и он согласен принять ее.   Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов .   Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна ученику , и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный.

При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов .

Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.   В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера , личностные качества, ценностные ориентиры.   Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.   В-четвертых , воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия .

Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера , личностные качества, ценностные ориентиры.

Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-четвертых , воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия .

В-пятых , особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия учителя и учеников . Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то учителю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.    В учебных пособиях по педаго­гике прежних лет была распространена формулировка, соглас­но которой процесс воспитания - это организованное, целе­направленное руководство воспитанием школьников в соответ­ствии с целями, поставленными обществом.

В-пятых , особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность.

Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия учителя и учеников .

Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то учителю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

В учебных пособиях по педаго­гике прежних лет была распространена формулировка, соглас­но которой процесс воспитания - это организованное, целе­направленное руководство воспитанием школьников в соответ­ствии с целями, поставленными обществом.

Уязвимость данно­го определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство».    В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие учителей и учеников, направленное на достижение заданной цели.    Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный.   Комплекс­ность в данном контексте означает единство целей, задач, со­держания , форм и методов воспитательного процесса, подчи­ненное идее целостности формирования личности.

Уязвимость данно­го определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство».

В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие учителей и учеников, направленное на достижение заданной цели.

Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный.

Комплекс­ность в данном контексте означает единство целей, задач, со­держания , форм и методов воспитательного процесса, подчи­ненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариа­тивность и неопределенность результатов.    В одних и тех же условиях результаты могут существенно отли­чаться. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его те­чение необычно тем, что идет в двух направлениях : от учителя к ученику и от ученика к учителю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от учеников.

Воспитательному процессу присущи значительная вариа­тивность и неопределенность результатов.

В одних и тех же условиях результаты могут существенно отли­чаться.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер.

Его те­чение необычно тем, что идет в двух направлениях : от учителя к ученику и от ученика к учителю.

Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от учеников.

Чем больше ее в распо­ряжении учителя, тем целесообразнее воспитательное воз­действие .    Важным аспектом изучения воспитательного процесса как определяющего компонента педагогического процесса является содержание воспитания. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся.

Чем больше ее в распо­ряжении учителя, тем целесообразнее воспитательное воз­действие .

Важным аспектом изучения воспитательного процесса как определяющего компонента педагогического процесса является содержание воспитания.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся.

Умствен­ное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание должны быть слитые в целостном педагогическом процессе.   Это дает возможность достичь главную цель воспита­ния - формирование всесторонне и гармонически развитой личности .   В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания .

Умствен­ное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание должны быть слитые в целостном педагогическом процессе.

Это дает возможность достичь главную цель воспита­ния - формирование всесторонне и гармонически развитой личности .

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись.

Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания .

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты:    - реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - раз­ностороннее развитие человека , опирающееся на его способ­ности и дарования. Средство достижения этой цели - освое­ние человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения : экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты:

- реализм целей воспитания.

Реальная цель сегодня - раз­ностороннее развитие человека , опирающееся на его способ­ности и дарования.

Средство достижения этой цели - освое­ние человеком базовых основ культуры.

Это культура жизненного самоопределения : экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

- личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, ученик - высшая цель, смысл педагогической за­боты . Надо развивать их индивидуальные склонности и инте­ресы , своеобразие характеров, чувство собственного достоинст­ва.    - добровольность. Без собственной доброй воли учеников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея со­трудничества.

- личностная направленность воспитания.

В центре всей воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, ученик - высшая цель, смысл педагогической за­боты .

Надо развивать их индивидуальные склонности и инте­ресы , своеобразие характеров, чувство собственного достоинст­ва.

- добровольность.

Без собственной доброй воли учеников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея со­трудничества.

Как практически должно быть организовано воспитание в рамках педагогического процесса для осуществления этих идей? Сегодня мало сооб­щить ученику : человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбеж­но возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает? Здесь особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать  свое взаимодействие с учениками .

Как практически должно быть организовано воспитание в рамках педагогического процесса для осуществления этих идей?

Сегодня мало сооб­щить ученику : человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание.

У него неизбеж­но возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает?

Здесь особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать свое взаимодействие с учениками .

Постановка в центр внимания основы социального воспитания ориентирует на осуществление важнейших функций общества - подготовку обучающихся к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе .

Постановка в центр внимания основы социального воспитания ориентирует на осуществление важнейших функций общества - подготовку обучающихся к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!