ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ДОНЕЦКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Подготовила:
методист МК
отдела образования администрации
Петровского района г.Донецка
Старовойтова И.В.
corowina.ucoz.com
Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т. е. практика собственной театральной деятельности, способствуют формированию у детей осознанного применения средств образной выразительности (интонации, мимики, позы, жестов, пантомимики), умения перевоплощаться, соединять речь с движением, вести диалог по ролям
Театрализованная деятельность: - раскрывает творческий потенциал ребенка, - формирует доброжелательное отношение к ровесникам, - исправляет поведение ребенка, - повышает его уверенность в себе, - помогает испытывать чувство радости от своего и совместного творчества
Для каждого ребенка театр может быть исполнен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе понимания которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам принимает участие
Одно из достоинств дошкольного возраста — это повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции
Наибольшим изменением в мотивационной сфере выступает создание общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных практических целей. Благодаря этому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, которые в раннем возрасте отсутствовали или наблюдались в зачаточном состоянии.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности ребенка, его самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся гораздо осознанными, обобщенными. Начальные попытки приостановить свои чувства можно заметить у ребенка в 3–4 года.
Преимущественно мощный и значимый источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Если окружающие ласково относятся к ребенку, ценят его права, демонстрируют к нему внимание, он ощущает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, безопасности.
Дефицит тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями провоцирует к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Это проявляется в неуверенности малыша, чувстве незащищенности, иногда страхе в связи с прогнозируемой отрицательной позицией взрослого. Вызывает у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, иначе говоря, является серьезным «психологическим» препятствием между взрослым и детьми.
Особая роль, сопряженная с воспитанием ребенка-дошкольника, принадлежит театру. Театр — один из наиболее демократичных и приемлемых для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанных с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскованности.
Развитию эмоциональной сферы ребенка, как одной из главных задач театрализованной деятельности, в дошкольных образовательных учреждениях уделяется довольно много внимания. Опыт работы с дошкольниками показывает, что приступать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии II младшей группы).
Работа в данном направлении на театрализованных занятиях состоит в применении определенных этюдов, упражнений, игр, нацеленных на развитие мимики и пантомимики. В ходе выполнения таких заданий осуществляется знакомство с основными эмоциональными настроениями и способами их жестового выражения. Важность этой работы усугубляется тем, что без глубокого осознания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невыполнима выразительность речи.
Театрализованные занятия, развивая эмоциональную сферу ребенка, побуждают его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым им ситуациям. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Театрализованные занятия пользуются у детей большой любовью. Дошкольники с радостью включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, исполняют их просьбы, дают советы, превращаются в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с героями, извещают об опасности, плачут над поражениями любимого героя, всегда готовы прийти к нему на выручку
В роли основных способов в театрализованной деятельности выделяется игровая драматизация сказок.
Особенная роль принадлежит театрализованной деятельности в формировании положительного эмоционального фона. Положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях помогает перебороть робость, неуверенность в себе, стеснительность. Поэтому психологи, невропатологи и психотерапевты настойчиво рекомендуют педагогам и родителям начать бороться с чувством неуверенности в себе со времени его появления.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Исполняя роль, ребенок может не только передавать вербально и не вербально эмоции героя, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это влияет на развитие сферы чувств дошкольника.
Театр, как вид искусства, не только средство изучения жизни, но и школа нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. В результате занятий театрализованной деятельностью у детей формируются нравственные чувства — высшая ступень развития эмоциональной сферы.