Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Сегодня учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в псих - речевом развитии из- за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т. п)
И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.
Поэтому в методике развития речи широко применяются инновационные методы, технологии, программы. Эти методы принадлежат к числу
эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении детей дошкольного возраста. На фоне интеграции дошкольного образования инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.
Продолжительность проекта : среднесрочный (январь 2022 г. – март2022г.)
Участники проекта : дети , воспитатели, родители воспитанников.
Целевая группа: дети дошкольного возраста.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Цель проекта : является развитие активной связной речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Задачи:
развивающие : развить речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы взрослого; развивать внимание;
обучающие: учить детей вслушиваться в речь взрослого, формировать умение понимать и отвечать на вопросы;
воспитательные: воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
Актуальность: Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимания; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания развитию речи, используя инновационные методы и приемы, в играх, оод и режимных моментах. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы : здоровьесберегающие технологии, использование нетрадиционных технологий, ИКТ,ТРИЗ, мнемотехника.
Объект: развитие речи дошкольников
Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в разработке:
- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
- разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
- внедрение системы взаимодействия воспитателей, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
- в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
- в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
- развитие связной речи дошкольников;
- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный
1этап — подготовительный этап (январь 2022 года)
- изучение психолого-педагогической методической литературы;
-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у дошкольников ;
- создание речевой среды
2 этап — основной этап
-проведение мероприятий, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами.
-разработка системы организации образовательной деятельности детей по развитию речи.
-обогащение предметно – развивающей среды :
-оформление книжного уголка, приобретение нового наглядного материала по данной теме
-раздача родителям детских стихов для разучивания с детьми дома
-оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением здоровьесбрегающих технологий :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.
Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, су-джок терапия.
Технологии с применением мнемотехники
Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Пополнение развивающей среды мнемотаблицами.
С применением компьютерных технологий были проведены занятия.
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи», «Игры и упражнения речи с детьми раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика для малышей», «Как научить ребенка учить стихи».
2) Памятки:
«Какие игрушки необходимы детям», «Здоровьесбережение», «Социально-эмоциональное развитие ребенка раннего возраста».
«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».
3 этап — заключительный этап
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
- Театрализованная игра «По следам любимых сказок»;
- Экологическая викторина «В мире природы»
- презентация проекта
- анализ проведенного проекта
Перспективы развития проекта
Вывод:
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности.
Благодаря использованию инновационных технологий, не только обогатило словарный запас дошкольников, но и способствовало развитию познавательной активности и образного мышления, помогло детям преодолеть застенчивость и неуверенность. Они научились самостоятельно принимать решения. А это, согласитесь, чрезвычайно важная и полезная работа для дальнейшей деятельности ребенка в любой сфере жизни.
Мы считаем, что использование нами инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников позволило повысить эффективность в нашей работе и подтверждает свою актуальность.
Просмотр содержимого документа
««Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 42»
Проект
«Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Воспитатели :
Дорохина О.Н.
Збродова О.В.
ВОРОНЕЖ 2022
Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Сегодня учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в псих - речевом развитии из- за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т. п). И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.
Поэтому в методике развития речи широко применяются инновационные методы, технологии, программы. Эти методы принадлежат к числу
эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении детей дошкольного возраста. На фоне интеграции дошкольного образования инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.
Продолжительность проекта : среднесрочный (январь 2022 г. – март2022г.)
Участники проекта : дети , воспитатели, родители воспитанников.
Целевая группа: дети дошкольного возраста.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Цель проекта : является развитие активной связной речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Задачи:
развивающие : развить речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы взрослого; развивать внимание;
обучающие: учить детей вслушиваться в речь взрослого, формировать умение понимать и отвечать на вопросы;
воспитательные: воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
Актуальность: Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимания; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания развитию речи, используя инновационные методы и приемы, в играх, оод и режимных моментах. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы : здоровьесберегающие технологии, использование нетрадиционных технологий, ИКТ,ТРИЗ, мнемотехника.
Объект: развитие речи дошкольников
Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в разработке:
системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
внедрение системы взаимодействия воспитателей, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
развитие связной речи дошкольников;
родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный
1этап — подготовительный этап (январь 2022 года)
- изучение психолого-педагогической методической литературы;
-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у дошкольников ;
- создание речевой среды
2 этап — основной этап
-проведение мероприятий, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами.
-разработка системы организации образовательной деятельности детей по развитию речи.
-обогащение предметно – развивающей среды :
-оформление книжного уголка, приобретение нового наглядного материала по данной теме
-раздача родителям детских стихов для разучивания с детьми дома
-оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением здоровьесбрегающих технологий :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.
Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, су-джок терапия.
Технологии с применением мнемотехники
Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Пополнение развивающей среды мнемотаблицами.
С применением компьютерных технологий были проведены занятия.
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи», «Игры и упражнения речи с детьми раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика для малышей», «Как научить ребенка учить стихи».
2) Памятки:
«Какие игрушки необходимы детям», «Здоровьесбережение», «Социально-эмоциональное развитие ребенка раннего возраста».
«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».
3 этап — заключительный этап
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
Театрализованная игра «По следам любимых сказок»;
Экологическая викторина «В мире природы»
презентация проекта
анализ проведенного проекта
Перспективы развития проекта
Вывод:
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности.
Благодаря использованию инновационных технологий, не только обогатило словарный запас дошкольников, но и способствовало развитию познавательной активности и образного мышления, помогло детям преодолеть застенчивость и неуверенность. Они научились самостоятельно принимать решения. А это, согласитесь, чрезвычайно важная и полезная работа для дальнейшей деятельности ребенка в любой сфере жизни.
Мы считаем, что использование нами инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников позволило повысить эффективность в нашей работе и подтверждает свою актуальность.